Лучший педагог года

Роль изобразительной деятельности в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста

Полина Аргунова
Роль изобразительной деятельности в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста

Аргунова Полина Николаевна argunovapoli@yandex.ru

Роль изобразительной деятельности в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста.

Публикация «Роль изобразительной деятельности в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Аннотация: в статье рассматривается проблема развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности, раскрываются особенности организации кружковой деятельности по развитию творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционными видами техники.

Ключевые слова: дошкольный возраст, развитие, способности, изобразительная деятельность, творчество.

Особую значимость в условиях ФГОС дошкольного образования приобретает развитие творческой личности. В современном мире нужны люди, умеющие нестандартно мыслить, самостоятельно находить выход из ситуации и принимать решения, поэтому развитие творческой активности является ведущей целью образования и воспитания детей.

В исследованиях А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Л. С Выготского и др. показывают, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития творческой активности детей, способствующей самовыражению и самоутверждению личности ребенка. В этом возрасте зарождается возможность идти от мысли к ситуации, воспитанники с удовольствием осваивают новые материалы, технику, готовы к экспериментам, творческой деятельности [2].

Среди разнообразия средств развития детского творчества В. Б. Косминская выделила изобразительную деятельность, которая в силу своей наглядности и конкретности оказывает на детей большое влияние, обогащает представление об окружающем мире, дает возможность познакомить с новыми технологиями, развивает творческую инициативу. По мнению Б. М. Теплова, творчество – процесс тонкий, требующий большого такта, внимания со стороны педагога, творческого руководства деятельностью детей и особой творческой атмосферы [6].

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 2 «Сказка» Хангаласского района г. Покровск. Участие приняло 18 детей старшего дошкольного возраста, 9 из которых вошли в контрольную группу, 9 в экспериментальную группу.

В целях выявления уровня развития творческих способностей, мы применили тесты и методики, предложенные автором Э. П. Торренсом, В. Кудрявцевым, В. Синельниковым. «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс). Является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как точность, оригинальность, воображение. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет. Тестом предусматривается выполнение таких заданий, как завершение начатой картинки, конструирование картин, использование параллельных линий, кругов для составления изображения [7]. «Дорисовывание» (Автор Э. П. Торренс). Для исследования образной креативности. Он позволяет изучить праметры творческого мышления. «Солнце в комнате» (автор. В. Синельников) Цель: выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия [4]. «Как спасти Зайку» (автор В. Кудрявцев)

Анализируя ответы детей, можно сказать, что дети испытывают желание творить, любят выполнять творческие работы и отдают предпочтение изобразительной деятельности. Некоторые дети указали на то, что для выполнения работы творческого характера им необходима помощь взрослого. Оказалось, что исходный уровень творческих способностей у детей в контрольной и экспериментальной группах, уровень почти одинаковый, разница составляет 7,3% в среднем и 3,4 в ниже средних уровнях.

Все это говорит о том, что в своей работе, мы должны больше внимания уделить творческим видам деятельности, создать атмосферу творчества и сотрудничества. Это повысит желание детей участвовать в различных видах по изо-деятельности, а помощь взрослого в работе с детьми – применение различных методов и средств работы, разнообразных педагогических стимулов способствуют развитию и повышению уровня творческой деятельности в системе обучения детей.

В целях развития творческих способностей мы организовали кружок по изобразительной деятельности «Акварельки» в условиях МБДОУ «детский сад №2 «Сказка» с детьми старшего дошкольного возраста, с комплексом мероприятий по ознакомлению и обучению различным техникам рисования, который способствует: - развитию мелкой моторики рук; - развитию творческих способностей, воображению и полету фантазий; - развитию у детей уверенности в своих силах; - умение свободно выражать свой замысел; - умение работать с разнообразными материалами; - побуждению к творческим поискам и решениям; - получению во время работы эстетического удовольствия; - развитию уверенности в своих творческих возможностях через использование различных изобразительных техник;

- формированию эмоционально – положительного отношения к самому процессу изобразительной деятельности.

По результатам формирующего этапа, нами был проведен контрольный срез, где получили следующие данные по развитию творческих способностей у старших дошкольников на занятиях по кружковой деятельности в экспериментальной группе, где прослеживается положительная динамика роста развития творческих способностей.

Таким образом, на основании положительной динамики, происходящей в результате использования комплекса мероприятий для развития творческих способностей в экспериментальной группе, можно сделать вывод, что применение данного комплекса занятий по кружковой деятельности, способствуют эффективному развитию творческих способностей старших дошкольников.

Ссылки на источники:

1. Березина В. Г. Детство творческой личности / В. Г. Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов. –СПб. : Издательство Буковского, 2012. -58 с.

2. Выготский, Л. С Творчество в дошкольном возрасте / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 2010. – 92 с.

3. Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В. Б. Косминская, Е. И. Васильев :М. «Просвещение» - 1985г

4. Кудрявцев, В. Т. Ребенок – дошкольник : новый подход к диагностике творческих способностей / В. Т. Кудрявцев, В. Л. Синельников В., Дошкольное воспитание. -2016.- № 9. – С. 52-59,-№10. –С. 62-69.

5. Погодина С. Художественные техники – классические и неклассические //Дошкольное воспитание. 2009. №10

6. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Проблемы индивидуальных различий. М. ,2014.- 51 с.

7. Торренс Е. П. Психологическая диагностика. - 2006. -№1.- С. 37-42.

Публикации по теме:

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль дыхательной гимнастики в развитии детей дошкольного возраста Дыхательная гимнастика является прекрасным общеукрепляющим средством. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Библиотека изображений:

Публикация Роль изобразительной деятельности в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Полина Аргунова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Роль изобразительной деятельности в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 января 2024 в 10:05
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД