МААМ-картинки

Родительское собрание в младшей группе «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей»

Дженнет Ильясова
Родительское собрание в младшей группе «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей»

Повестка собрания :

1. Анкетирование родителей по теме собрания

2. Раскрыть значение фольклора в развитии речи детей

3. Проведение викторины «Фольклор – языковая сокровищница».

4. Разное

Публикация «Родительское собрание в младшей группе „Роль устного народного творчества в речевом развитии детей“» размещена в разделах

Ход собрания

Звучит русская народная мелодия «Полянка».

1. Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!

2. Проходите, будьте как дома!

3. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

4. Редкий гость никогда не в тягость!

5. Давно мы вас ждем – поджидаем, собрание без вас не начинаем!

6. Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

(Гости садятся на стульчики, расставленные в форме круга).

- На завалинках, в светелке иль на бревнышках каких

Собираем посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели и водили хоровод.

А играли как! В горелки! Ах, горелки хороши!

Словом эти посиделки были праздником души.

Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам» личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок, и, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить!

Рады вас видеть у себя в гостях в нашей горнице. Собралось к нам гостей со всех семей, ну что же, доброе начало как говорится, половина дела. Сядем рядком да поговорим ладком.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Вот и пролетело времечко как ваши деточки в сад пришли, пришли да подросли, окрепли да самостоятельней, разговорчивее стали. Речи дивные ведут, сказки да стихи сказывают…

Вот мы и предлагаем вам размышления на такую простую и сложную тему: «Роль фольклора в развитии речи ребенка». Ведь без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение. Речь является одним из залогов успешности человека в современном мире, позволяет быстро и легко находить общий язык с любыми людьми и органично вписаться в любой коллектив.

Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, и поэтому именно от нас, взрослых, зависит, какой речью овладеет малыш. Ведь всем хочется, чтобы она была грамматически правильной, плавной, эмоционально окрашенной, богатой и насыщенной.

Но чтобы этого добиться надо помочь ребенку:

- освоить разговорную речь; (освоение разговорной речи);

- расширить его словарный запас; (расширение словарного запаса).

Чтобы речь ребенка была понятной, внятной и красивой:

- сформировать звуковую культуру речи и связную речь (воспитание звуковой культуры речи); (формирование связной речи).

Недаром, сегодня мы начали наше собрание народными прибаутками и поговорками. Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов.

Вопросы в зал:

- Что же мы вкладываем в это понятие «устное народное творчество»? Как вы это понимаете?

(обсуждая этот вопрос, родители и педагоги высказывают свое мнение).

- Какие жанры устного народного творчества Вы знаете?

(предложить родителям написать на листочках жанры устного народного творчества и собрать из лепестков цветок).

Народ – непревзойдённый учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого сочетания трудно произносимых звуков и такого продуманного по звучанию расположения слов, т. к. многие произведения народного творчества приспосабливались взрослыми или специально создавались для детей.

Поэтому следующая наша задача:

- знакомить детей и расширять их представления о разных формах фольклора.

- А что же такое фольклор? Слово «фольклор» в переводе с английского означает – народная мудрость, народное знание.

Именно фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше мы начнем знакомить малыша с фольклором, чем чаще мы станем это делать, тем больше шансов на то, что ребенок раньше станет говорить, научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Детский фольклор - это особая часть народной культуры. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.

Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание детей, доставляют им радость и оказывают на малышей своё воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного творчества таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые.

Вопрос в зал: какие произведения устного народного творчества вы читаете или рассказываете своим детям?

Проведение викторины

«Фольклор – языковая сокровищница».

1. Задание «Продолжи потешку» (Продолжить текст потешки) :

*Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,. (далее)

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьет, -

Забодает, забодает, забодает!

*Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,. (далее)

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Детям спать не даешь!

*Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:. (далее)

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!

*Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,. (далее)

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой!

*Божья коровка,

Чёрная головка,

Улети на небо,. (далее)

Принеси нам хлеба,

Чёрного и белого,

Только не горелого.

*Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы… (далее)

Удивительной красы,

Глазки смелые,

Зубки белые.

*Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,. (далее)

Мишке толстопятому,

Заяньке усатому,

Кому в зобок,

Кому в платок,

Кому в лапочку.

*Сорока-белобока

Кашу варила,

Детей кормила… (далее)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому не дала.

Этот мал, не дорос,

Он воды не принес.

*- Ладушки, ладушки,

Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку… (далее)

- Что пили?

- Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

2. Задание «Угадай сказку» (Отгадайте название сказки по отрывку) :

а) «…полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше… («Колобок»)

б) «- Что, зайчик, плачешь?

- Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.

- Не плач, зайчик! Я твоему горю помогу…». («Лиса и заяц» или «Заюшкина избушка»)

в) «… Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:

- Медведь, медведь, отпусти меня на денё к в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.

- Нет, - говорит медведь, - ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу.» («Маша и медведь»)

г) «…Приходит коза, сколько ни звала, ни причитывала - никто ей не отвечает. Видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка…» («Волк и семеро козлят»)

д) «… Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колена и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле. Стульчик проломился, и она упала на пол…» («Три медведя»)

е) «… упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы. Принялись они бревна носить, доски пилить…»(«Теремок»)

3. Задание «Волшебный мешочек» (Угадать героя сказки (предметы) и произведения, в которых они встречаются) :

* Яйцо – сказка «Курочка Ряба», «Василиса Премудрая и Кощей бессмертный», загадки;

* Лягушка – сказки «Теремок», «Рукавичка», «Царевна-лягушка», загадки;

* Петух – потешки «Петушок», «Наши уточки с утра» и др., сказки «Заюшкина избушка», «Колосок», «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, петух и лиса», «Петух, кот и дрозд», загадки;

* Репка – сказки «Репка», «Пых», «Мужик и медведь» («Вершки и корешки», загадки;

* Постройки (избушки, домики) – потешки «Кысонька-мурысонька», «Летели три кукушки» и др., сказки «Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Как коза избушку строила», «Заюшкина избушка», «Баба Яга - костяная нога», загадки, пословицы (напр. «В дом, где смеются счастье приходит», «Дома не в гостях: посидев не уйдешь», «Дом не велик, да лежать не велит», «Каждой избушке свои погремушки», «Дом вести – не лапти плести», «Какова изба – таков и тын, какова семья – таков и сын» и др.);

* Мука – потешка «Кисонька-мурысонька» и др., сказки «Колобок», «Колосок», «Мужик и медведь», загадки;

* Печка – сказки «Гуси- лебеди», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «По щучьему веленью», загадки, пословицы (напр. «Не сиди на печи, коль хочешь есть пироги»);

* Пирожки – сказки «Маша и медведь», «Колосок», «Гуси - лебеди», загадки, пословицы (напр. «Не красна изба углами, а красна пирогами»).

4. Задание «Уложи спать малыша» (Вспомнить колыбельные песенки) :

*У кота ли, у кота

Колыбелька золота;

У дитяти моего

Есть покраше его.

У кота ли, у кота

Периночка пухова;

У мово ли у дитяти

Да помягче его.

У кота ли, у кота

Одеяльце хороша;

У мово ли у дитяти

Да получше его.

*Уж ты, котенька-коток,

Уж ты, серенький лобок,

Приди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу -

Дам кусочек пирога

И кувшин молока.

Шубку кунью я куплю

И сапожки закажу.

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать!

*Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою детку не буди.

Темна ноченька, не спится,

Моя деточка боится,

Ты, собачка, не лай,

Мою детку не пугай.

*Люли, люли, люленьки,

Прилетали гуленьки,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стали гули ворковать,

Стали Дашеньку качать,

Стали Дашеньку качать,

Стала Даша засыпать.

*Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок.

И потащит во лесок

Под ракитовый кусток.

Ты, волчок к нам не ходи,

Нашу детку не буди!

5. Задание «Разгадай загадку»

1. Летом в болоте

Вы ее найдете.

Зеленая квакушка,

Кто это? (Лягушка)

2. Круглый бок, желтый бок

Сидит в грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Что же это? (Репка)

3. Отвечайте на вопрос:

Кто в корзинке Машу нес,

Кто садился на пенек

И хотел съесть пирожок (Медведь)

4. Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался… (Колобок)

5. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети? (Козлята)

6. Серый и зубастый зверь

К малышам ворвался в дверь.

Мамы не было в дому,

Всех он съел по одному. (Волк)

7. Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

Он стоит среди травы –

Уши больше головы. (Заяц)

8. У нее четыре лапки,

Лапки – цап-царапки,

Пара чутких ушей

И она гроза мышей. (Кошка)

9. Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабой помогла. (Мышка)

10. Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее (Лиса)

6. Задание «Продолжи пословицу» :

Без труда не выловишь (и рыбку из пруда).

Не плюй в колодец –(пригодится воды напиться).

Терпенье и труд (все перетрут).

Кончил дело –(гуляй смело!

Родимая сторона – мать,. (чужая – мачеха).

По платью встречают,. (по уму провожают).

Семеро одного (не ждут).

Любишь кататься (люби и саночки возить).

Что посеешь,. (то и пожнешь).

Семь раз отмерь (один отрежь).

Взялся за гуж (не говори, что не дюж).

Чем бы дитя не тешилось (лишь бы не плакало).

Что написано пером, то (не вырубишь топором).

Как аукнется (так и откликнется).

Один в поле (не воин).

Красна птица перьем (а человек ученьем).

Друзья познаются (в беде).

Не надобен клад, коли (в семье лад).

Не красна изба углами (а красна пирогами).

Какова пряха (такова на ней рубаха).

7. Проведение пальчиковой гимнастики на основе русской народной сказки «Курочка Ряба»

Заключение:

Как мы видим, использование произведений народного фольклора содержит в себе большой потенциал развития речи детей младшего возраста, может сделать жизнь малышей интересной и содержательной, наполнить яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя и окружающий мир.

В конце собрания родителям были розданы буклеты «Устное народное творчество», для использования в работе с детьми дома.

Публикации по теме:

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) Цель:Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка»Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка» В нашей группе состоялось родительское собрание. Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровье.

Родительское собрание в старшей группе «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей»Родительское собрание в старшей группе «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей» Родительское собрание в старшей группе детского сада. Тема: "Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание в младшей группе «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей»
Опубликовано: 18 октября 2020 в 07:31
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД