Лучший педагог года

Организация коррекционной логопедической деятельности по формированию речевой коммуникации у детей с ОНР в ДОУ

Ольга Дымиха Завадская
Организация коррекционной логопедической деятельности по формированию речевой коммуникации у детей с ОНР в ДОУ

Организация коррекционной логопедической деятельности по формированию речевой коммуникации у детей с ОНР в ДОУ

Родительское собрание:

«Организация коррекционной логопедической деятельности по формированию речевой коммуникации у детей с ОНР в ДОУ»

С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. И большинство детей с такими нарушениями по заключению ПМПК оказываются в логопедической группе.

Логопедия - это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством

Публикация «Организация коррекционной логопедической деятельности по формированию речевой коммуникации у детей с ОНР в ДОУ» размещена в разделах

специального обучения и воспитания. Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово, «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи», называется логопедом.

Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?

В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

• формирование правильного звукопроизношения;

развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);

• совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать

на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

• совершенствование грамматического строя речи;

• обогащение, активизация словарного запаса речи;

• развитие мелкой моторики рук, т. е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

• развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

• совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода - обследование речи детей, которое проводится в сентябре.

Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке.

Что же выявило обследование детей?

Конечно, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р). Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называющееся общим недоразвитием речи (ОНР).

Причины речевых нарушений

Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть:

• внутриутробная патология;

• наследственная предрасположенность, генетические аномалии;

• неблагоприятные роды и их последствия;

• заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;

• ребенок общается с людьми с нарушениями речи;

• малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;

• ребенок перенес стресс или испуг.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это системное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики, связной речи.

Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим.

Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

• выполнять все рекомендации логопеда;

• обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;

• выполнять с ребенком домашние задания по логопедическим тетрадям (выдаются 1 раз в неделю);

• осуществлять контроль за речью ребенка.

А если «пустить на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:

• ошибки на письме и при чтении;

• снижение самооценки;

• конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.

Организация работы в логопедической группе

Логопедическая работа с детьми проводится следующим образом: 4 дня в неделю логопедические подгрупповые занятия со всеми детьми продолжительностью 20 мин; индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 15 м. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

На подгрупповых занятиях выделяются:

Лексико-грамматическое направление.

На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:

- по расширению и активизации словаря детей;

-по отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существительных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже);

- по выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения;

- по обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т. д.

Развитие связной речи.

Включает обучение детей пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок.

Фонетико-фонематическое направление.

На этих занятиях дети изучают звуки. Существует разница между понятиями звука и буквы: «Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем». Звуки бывают гласными и согласными. На занятиях дети учатся отличать гласные и согласные звуки. Кроме того, вводятся понятия слова и слога (слово-часть речи, имеющая смысловое значение; слог-часть слова, в которой есть гласный звук, но не имеющая смыслового значения).

А также на таких занятиях осуществляется развитие фонематического слуха (т. е. дети учатся различать звук на слух, вычленять его из речи) в форме упражнений. Например «Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке», «Скажи наоборот» (глухой - звонкий или твердый - мягкий звуки, «Поймай звук» (выделение звука из звукоряда, слогоряда, словоряда) и пр.

Внимание! СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ! Согласные звуки и буквы называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «К, М, С…». Правильное название предотвратить ошибки при обучении чтению («МАМА, а не «МэАМэА»).

Развитие мелкой моторики рук.

Происходит на подгрупповых занятиях и в индивидуальной работе в форме пальчиковых гимнастик, работы в тетрадях.

Развитие речедвигательных умений и навыков.

Проводятся в форме логоритмических упражнений и динамических пауз. Когда дети выполняют движения, обязательно сопровождая их речью. Это способствует эффективному развитию речи, закреплению слов в активном словаре детей.

Индивидуальная работа с детьми проводится в следующих направлениях:

- проверка, отработка домашних заданий;

- закрепление материалов фронтальных занятий;

- развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;

- артикуляционные упражнения;

- коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его дифференциацию от близких по звучанию звуков.

Звуки ставятся и автоматизируются в определенном порядке.

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.

Работа в домашних логопедических тетрадях

Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи.

Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Эти задания должны быть прочитаны родителями до конца, объяснены и отработаны с ребёнком.

В целом учебный материал, который дается домой на закрепление можно распределить по 3 направлениям:

Коррекция звукопроизношения

Формирование словаря (накопление, уточнение, активизация) и грамматических умений и навыков

Формирование фонематических процессов

Соответственно по этим направлениям и даются задания для домашнего выполнения. Не всем детям необходимо вести работу по всем 3 направлениям. Это зависит от уровня развития речи, тяжести нарушения и т. д., но и лишними задания той или иной группы не окажутся ни для кого. Поэтому в своей работе я предпочитаю охватывать все 3 направления работы со всеми детьми.

Определенные правила работы в домашних тетрадях:

• Тетрадь домашних заданий выдается в пятницу и возвращается в понедельник.

• Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно перед зеркалом.

• Если к домашнему заданию прилагается карточка, то задания необходимо переписать в тетрадь (карточка сдается вместе с тетрадью).

• Задания выполнять полностью и аккуратно.

• Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи, однако когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т. е. поставлен, родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.

• Весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания.

• Задания должны быть прочитаны ребенку.

• Задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами.

Хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.

Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Итоги работы

Итак, какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу?

- коррекция звукопроизношения;

-формирование грамотной, выразительной речи;

- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;

- усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;

- индивидуальный подход к ребенку;

- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Еще раз хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей.

Публикации по теме:

«Организация деятельности детей по развитию и формированию математических знаний и умений и навыков» Игра "Математическая карусель" была придумана осенью 1997 года Игорем Соломоновичем Рубановым совместно с Константином Александровичем Кнопом.

Активизации речевой деятельности у детей дошкольного возраста Отношение к детям является важнейшим мерилом цивилизованного общества. Чем гуманнее это отношение, чем щедрее духовный вклад в детство,.

Конспект НОД «Теремок» коммуникации и формированию элементарных математических знаний во второй младшей группе Конспект интегрированной НОД по коммуникации и формированию элементарных математических знаний во 2 младшей группе. Подготовила: воспитатель.

Консультация «Основные направления коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей с дизартрией» Определяя содержание работы по развитию произносительной стороны речи, мы должны учитывать анализ результатов первичного обследования, сохранных.

Организация досуга в системе коррекционной деятельности учителя — логопеда Организация досуга в системе коррекционной деятельности учителя - логопеда Среди родителей широко распространено мнение о том, что логопед.

Организация работы по формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста Организация работы по формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста Для того, чтобы обеспечить эффективное целенаправленное.

Организация устного счёта на уроках математики в коррекционной школе "Наука вычислений формирует характер и личность человека четкостью мысли и доказываемых логических истин". А. Александров Одной из важнейших.

План индивидуальный логопедической коррекционной работы для детей с ФФНР Ф. И. ребенка___ Логопедическое заключение:___ АОУ №6 «Звездочка» на 201__ — 201__ учебный год.

Использование коврографа в коррекционной логопедической работеИспользование коврографа в коррекционной логопедической работе Использование коврографа в коррекционной работе проводится с учетом индивидуальных психических особенностей детей, направлена на коррекцию.

Занятие по развитию речи в логопедической речевой группе «Дикие животные наших лесов» Проблема: В настоящее время большинство детей рождаются с родовыми травмами, поэтому дети начинают поздно говорить, у них плохо развита.

Библиотека изображений:

Публикация Организация коррекционной логопедической деятельности по формированию речевой коммуникации у детей с ОНР в ДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Дымиха Завадская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Организация коррекционной логопедической деятельности по формированию речевой коммуникации у детей с ОНР в ДОУ
Опубликовано: 27 октября 2019 в 17:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД