Папки-передвижки

Рекомендации родителям детей с заиканием

Цезалия Викторовна Щадина
Рекомендации родителям детей с заиканием

Барышникова Н. И.

Учитель-логопед

Щадина Ц. В.

Педагог-психолог/учитель-дефектолог

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 43» г. Белгорода, Россия, г. Белгород

Заикание-это не просто серьёзное нарушение речи, скорее – проявление невроза. Кроме нестройной речи, у ребёнка может быть беспокойный сон, плохой аппетит, частая смена настроения. Эти признаки нарушения работы высшей нервной деятельности, когда в коре головного мозга нарушены процессы возбуждения и торможения. Заикание может возникнуть внезапно или нарастать постепенно, в течение нескольких месяцев. Причиной может послужить психологическая травма (неровное отношение взрослых к ребёнку, скандалы, угрозы, сильный раздражитель (резкая смена обстановки, испуг, форсирование речевого развития ребёнка (заучивание с ребёнком непонятных, сложных слов, задержка развития речи (ребёнку не хватает запаса слов и он начинает подбирать подходящие слова и слоги - это может закрепиться и остаться привычкой, перенесённые инфекционные заболевания, а так же поражения головного мозга (внутриутробные, во время родов и т. д.).

Публикация «Рекомендации родителям детей с заиканием» размещена в разделах

Что бы ни явилось причиной заикания у ребёнка, родителям следует обратиться к специалистам, желательна консультация психоневролога, логопеда, психолога. Квалифицированный психоневролог или психолог определит возможную причину и подберёт метод работы именно с этим ребёнком, в зависимости от его особенностей и интересов: через арт-терапию, сказко-терапию, песочную или игровую терапию. А вот занятия с логопедом следует отложить на первые два месяца.

Также необходимо соблюдение ряда правил:

1. При ребёнке не следует говорить о возникшей проблеме. Тем более, обращать внимание самого ребёнка на заикание.

2. Необходима правильная организация режима дня. Прежде всего, следует обратить внимание на четкость, последовательность и планирование времени отдыха и активной деятельности ребенка. Четкий режим сна, приема пищи, организованных занятий и самостоятельной игры и прогулок способствуют регуляции многих жизненных процессов организма. Режим дня не должен нарушаться на выходных.

3. Питание должно быть полноценным и витаминизированным.

Ограничение времени просмотра телевизора и использования компьютерных игр.

Необходимо увеличить время проведения ребенка на свежем воздухе.

Следует избегать обилия информации для ребенка как положительной, так и отрицательной. Не следует водить на массовые мероприятия (цирк, зоопарк, кино и т. д., а также чтения на ночь страшных или незнакомых для ребенка произведений.

4. Свободное время следует проводить (в зависимости от интересов ребенка) в спокойных и распланированных играх и занятиях: рисование, лепка, аппликация и т. д.

Особое значение для заикающихся детей имеет эмоционально-благоприятная обстановка в доме.

5. Ребенку полезно выполнять ритмичные движения под музыку (маршировать, хлопать в ладоши, и пр.). При этом ритм выполнения движений должен быть выбран так, чтобы ребенок выполнял это без напряжения, с удовольствием.

6. Для успешного избавления от заикания необходимо проведение коррекционно-оздоровительных занятий с ребенком под руководством квалифицированного специалиста.

Несколько правил речевого поведения родителей :

- интонация общения между членами семьи и при обращении к ребенку должна быть всегда доброжелательной;

- темп речи взрослых не должен быть ускоренным;

- нежелательно провоцировать ребёнка на долгие беседы с множеством вопросов и ответов;

- желательно в речи использовать полный стиль произношения, при котором произносятся все звуки в слове чётко, с правильной артикуляцией;

- фразы, обращенные к ребенку, должны быть четко сформулированы и должны иметь как логическую, так и интонационную завершенность;

- нельзя перебивать малыша, если он начал что-то рассказывать или отвечать на вопрос;

- не следует договаривать за него начатую им фразу, дать ребёнку возможность договорить;

- следует поощрять ребенка к диалогу (при этом важно, чтобы ребенок смотрел в глаза собеседнику, стараясь не делать замечаний по поводу его ошибок в речи и тем более запинок, т. е. всякий раз одобрять его речь;

- лучше использовать как ритмизированную речь, так и пение в общении с ребенком, разучивать с ним стихи, имеющие короткую строку, четкий ритм и соответствующие возрасту ребенка содержание.

Основные ошибки в работе с заикающимися детьми

1. Режим молчания.

2. Социальная изоляция ребёнка.

3. Эпизодичность (нерегулярность занятий).

4. Отсутствие родителей на занятиях со специалистом.

5. Обучение речевому вдоху через нос.

6. Дыхание по Стрельниковой.

7. Отсутствие работы на голосовом уровне.

8. Неправильное формирование темпо - ритмической стороны речи.

Упражнение на восприятие одинаковых ритмов.

Педагог Дети

Девочка шла по лесу и

увидела избушку.

На двери этой избушки Дети ударяют палочками в

висел волшебный барабан.

барабан в него надо

ударить вот так:

В избушке игрушки заводные Пятка – носок, 3 раза потопать.

Кукла начала танцевать:

Клоуны грозят друг другу пальцами: Дети выполняют движения.

А заводной петух хлопает крыльями. Два взмаха руками и 3 раза похлопать

Упражнения для развития речевых и мимических движений.

1. Надуть щеки.

2. Вытянуть губы «у», «о».

3. Улыбнуться «и».

4. Поднять брови «ой» (удивиться).

5. Плотно закрыть глаза.

6. Вдохнуть и произнести на одном выдохе: за – зо –зу –зы и т. п.

Упражнения для развития тонких движений.

1. Сжимать и разжимать пальцы обеих рук «фонарики».

2. Соединить пальцы правой и левой рук «здравствуй, пальчик».

3. «Барабанщики»дети ударяют палец о палец и произносят слова:

Мы играем очень громко в барабан, в барабан,

Нас слышат все ребята тут и там, тут и там.

Упражнение «Жуки»

Дети говорят: «Жук, жук, где твой дом? Под зеленым под листом».

На первую, тихую часть музыки дети бегают по залу, руки напряжены и отведены назад. На вторую, громкую часть музыки вращают расслабленными руками. С концом музыки «уронить» туловище (муз. «Венгерская народная мелодия).

Игра «Лиса и зайцы».

Дети сидят по кругу на стульях (зайцы, вне круга ставится стульчик – дом лисы. Дети закрывают глаза, педагог обходит их по кругу и тот до кого он дотронется становится лисой. Далее дети должны сказать 3 раза. Сначала тихо, потом громче и совсем громко:

«Хитрая лиса, где ты, покажись, хитрая лиса, с нами поиграй, покружись».

После того как дети скажут 3 раза, лиса выходит и говорит:

«Я здесь, я здесь, я вас ищу, догоню – не отпущу».

Далее дети под музыку бегают прыгают по залу, с концом музыки прячутся,

а лиса их ловит. Игра повторяется 3 5 раз.

Литература:

1. Выгодская И. Г. И др. «Устранение заикания у дошкольников в игровых

ситуациях». Книга для логопеда – 2-е изд., переработан. и доп. М: Просвещение, 1993 – 223с.

2. Кривцова Т. А. «программа занятий по речевому развитию детей 2-3 лет»

Практическое пособие. - М: АРКТИ,2010-28с.

3. Рычкова Н. А. «Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция

произвольных движений у детей страдающих заиканием.» методические

Рекомендации. - М; «Издательство ГНОМ и Д», 2000 – 32с.

4. Селиверстов В. И. «Заикание у детей : психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия». Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., доп. – М:Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001 -88с.

5. https://www.chelpsy.ru/articles/zaikanie-kak-pomoch-rebenku

Публикации по теме:

Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаБуклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.

НОД по развитию плавной речи у детей с заиканием старшей возрастной группы «Путешествие в Цветочный город» Представляю вашему вниманию НОД с элементами координации речи и движения по развитию плавной речи у детей с заиканием старшей возрастной.

Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей Физическое воспитание ребёнка в семье Долг родителей – укрепить здоровье ребёнка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского.

Рекомендации родителям «Безопасность детей дома» Уважаемые родители, законные представители!Безопасность вашего ребенка является основным звеном в комплексе воспитания. Необходимо предпринимать.

Рекомендации родителям детей раннего возраста, посещающим занятия по сенсомоторному развитию и занимающимся с ребенком домаРекомендации родителям детей раннего возраста, посещающим занятия по сенсомоторному развитию и занимающимся с ребенком дома Дорогие родители! Помните, что в деле воспитания и развития Вашего ребёнка мы, педагоги, и вы, родители, - коллеги, желающие в результате.

Рекомендации родителям по подготовке детей к школеРекомендации родителям по подготовке детей к школе Готовить ребенка к школе - это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные.

Рекомендации родителям «Зимние забавы для пальчиков» Уважаемые взрослые! Предлагаем вам несколько игровых упражнений, которые вы можете использовать для развития ребенка в домашних условиях.

Сидим дома с пользой. Рекомендации родителям «Весна. Перелетные птицы» для детей 4–5 летСидим дома с пользой. Рекомендации родителям «Весна. Перелетные птицы» для детей 4–5 лет Уважаемые родители! В период самоизоляции, когда вы с ребенком находитесь большую часть времени дома, постарайтесь провести его с пользой.

Советы и рекомендации родителям гиперактивных детейСоветы и рекомендации родителям гиперактивных детей За частую родителям не всегда легко справиться с крутящимся,как волчок,ребёнком,который долго не может успокоиться и не затихает ни на секунду. От.

Рекомендации родителям «Подготовка детей к школе» .

Библиотека изображений:

Публикация Рекомендации родителям детей с заиканием (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Цезалия Викторовна Щадина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Рекомендации родителям детей с заиканием
Опубликовано: 15 апреля 2020 в 15:31
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД