Получи документы

Рекомендации для родителей и педагогов «Как сделать опыт игры более приятным и полезным для ребенка с РАС»

Акматова Айнура Асанкуловна
Рекомендации для родителей и педагогов «Как сделать опыт игры более приятным и полезным для ребенка с РАС»

Родители детей с нарушениями развития работают без устали. Бывает, что им приходится стараться и прилагать дополнительные усилия именно в те моменты, которые обычно считаются передышкой от дел. Если другие родители обычно лишь наблюдают за игрой своих детей, болтают с другими взрослыми, пока ребенок играет, или веселятся вместе с ним, то родителям детей с аутизмом важно использовать игры для обучения ребенка… и это действительно важно!

Публикация «Рекомендации для родителей и педагогов „Как сделать опыт игры более приятным и полезным для ребенка с РАС“» размещена в разделах

Дети с аутизмом, как правило, имеют очень значительный и очень характерный дефицит игровых навыков. Очень многие такие дети вообще не играют с игрушками. Некоторые аутичные дети используют игрушки функционально, но у них всегда есть проблемы с символическими и абстрактными аспектами игры. Очень важно учить маленьких детей в спектре аутизма играть. Конечно, родители об этом знают — они пытаются!

Вот 10 базовых правил, которым, по нашему опыту, важно следовать родителям аутичных детей, чтобы добиться успеха и избежать ошибок во время обучения игровым навыкам.

1. Не думайте, что навыки игры появятся спонтанно, сами собой

Игра нейротипичных детей развивается спонтанно и проходит несколько конкретных этапов. Дети с аутизмом, как правило, не проходят эти этапы или «застревают» на одной из ранних стадий. Практически все книги о детском развитии описывают одни и те же стадии развития игры. Новые навыки строятся на основе старых. Все дети должны начать с функционального использования игрушек и игровых действий по готовому сценарию, прежде чем перейти к творческой и символической игре. Необходимо целенаправленно учить ребенка с аутизмом игровым навыкам, чтобы он смог перейти к спонтанной игре.

2. Время игры — это время развития именно игровых навыков

Родители часто используют игру для того, чтобы учить ребенка каким-то другим навыкам (например, цветам разных предметов). Но это уместно лишь тогда, когда играть ребенок и так умеет и любит. Однако у аутичных детей есть нехватка именно игровых навыков. Для того, чтобы научить ребенка с аутизмом играть, нужно целенаправленно и регулярно учить его именно играть с игрушками, а не чему-то другому.

3. Старайтесь мотивировать ребенка с помощью собственных положительных эмоций и похвалы

Для детей с аутизмом символическая игра — это очень сложная концепция, так что ребенок скорее захочет делать что-то другое, а не играть. Например, аутичный ребенок может с большим удовольствием раскручивать колеса машинки, но ему неинтересно отправить машинку «на заправку». Так что первая задача родителей состоит именно в том, чтобы сделать игру более увлекательной для ребенка! Для этого важно, чтобы родители демонстрировали высокий уровень положительного аффекта (проявляли восторг языком тела и словами) : много улыбались, смеялись и хвалили ребенка.

4. Важно начинать с более «низких» уровней игры

Определите, что ваш ребенок уже может, и учите его следующему небольшому шагу. Если ребенок только-только начал собирать паззлы, просить его притвориться космонавтом — слишком трудная задача.

5. Имитируйте действия самого ребенка и «расширяйте» их

Это критически важный элемент совместной игры — копировать уместные игровые действия ребенка. Указания и инструкции — это, конечно, хорошо, но не менее важно подражать ребенку и следовать за ним. Вам важно научиться балансировать оба подхода. Если ваш ребенок положил кубик на кубик, сделайте то же самое. Достройте кубики до «дома» или устройте «падение» башни — дополните действие ребенка, моделируя для него новый навык.

6. Делайте паузы, позволяя ребенку отдохнуть от взаимодействия

Иногда бывает необходимо переключить внимание ребенка, если он «застрял» на одном действии или на повторяющемся поведении, но в целом старайтесь держаться того, что делает ваш ребенок. Постоянная вовлеченность в действия с игрушками и другими людьми и координация таких действий — это сложный навык для детей с аутизмом, и над ним важно работать. Это не гонка, не старайтесь сделать как можно больше всего за одну игру. Будьте терпеливы и терпимы к особенностям ребенка — постепенно расширяйте его интересы, а не пытайтесь переключить его на что-то другое. Получайте удовольствие от игры по одному и тому же шаблону — просто постепенно меняйте или расширяйте этот шаблон.

7. Подсказывайте как можно реже, больше комментируйте происходящее

Игра — это не подходящая ситуация для подсказки «рука на руке» и строгих речевых инструкций («положи кубик сюда, поставь поезд вот сюда»). Вместо этого следите за тем, что привлекло внимание ребенка, затем пытайтесь удержать это внимание, показывая что-то, что связано с интересом ребенка. Вместо директивных инструкций просто комментируйте свои действия и действия ребенка («Ой, куколка хочет есть! Ням-ням!»).

8. Придавайте действиям ребенка символический смысл

Если ребенок сделал что-то необычное и проявил воображение — поддержите это, не надо добавлять практических соображений. Если ребенок решил «съесть» кубик, не надо объяснять, что «кубики не едят». Лучше тоже начните «есть» кубик и скажите: «О, ты ешь бутерброд, а я буду есть котлету!»

9. Временами делайте что-то неожиданное сами

Во время каждой игры, даже если она очень структурированная и однообразная, следует включать что-то неожиданное. Это называется «нарушить сценарий игры». Например, если мышка всегда прячется в домик, то сегодня в домике окажется кошка! Изображайте преувеличенное удивление и смейтесь вместе с ребенком. Это лишний повод для радости, контакта глазами и взаимодействия. Это также развитие навыков решения проблем.

10. Побуждайте ребенка хоть как-то поучаствовать в игре

Хотя важно следовать за ребенком и подражать ему, нельзя допускать, чтобы ребенок просто не играл. Так что если вы предлагаете ребенку игру, то он должен хоть как-то поучаствовать. Помните, речь идет об одной из базовых проблем при аутизме, так что ничего удивительного, если у ребенка возникают сложности. Это не повод отказываться от игры, важно снова и снова пытаться вовлечь и мотивировать ребенка на игру.

Хотя для родителей такая игра — это «работа», надеемся, что эти рекомендации помогут играм стать более приятными для всех сторон. Чем веселее вам обоим, тем лучше для развития мотивации и социальных навыков ребенка. На старт, внимание, ИГРАТЬ!

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Рекомендации для родителей «Чем занять ребенка летом»Рекомендации для родителей «Чем занять ребенка летом» ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЕНКА ЛЕТОМ h3][/h3]ОМ Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Лето - время отдыха и развлечений, наблюдений и новых.

Рекомендации для воспитателей и родителей «Как научить ребенка читать с помощью кубиков с буквами»Рекомендации для воспитателей и родителей «Как научить ребенка читать с помощью кубиков с буквами» Как научить ребенка читать с помощью кубиков с буквами Рекомендации для воспитателей и родителей. После того, как ребенок освоит все буквы.

Рекомендации для педагогов «Как сделать сон сладким и крепким» В наше время невозможно удивить кого-то информацией о том, что человек испытывает проблемы со сном. К сожалению, даже тем, кто совершенно.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы»Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы» В детских садах используется огромное количество различных дидактических и настольных игр для полноценного умственного, речевого и общего.

Консультация для родителей «Как сделать ребенка сильным в математике?»Консультация для родителей «Как сделать ребенка сильным в математике?» Когда речь заходит о подготовке ребенка к школе, большинство родителей считают основной задачей научить ребенка считать и писать, читать,.

Рекомендации для педагогов и родителей «Игры с пластмассовой тарелочкой Фрисби»Рекомендации для педагогов и родителей «Игры с пластмассовой тарелочкой Фрисби» Что может быть приятнее и полезнее прогулок на свежем воздухе? Будь это лето, или теплые, солнечные деньки осени. Правильно организованная.

Рекомендации для родителей «Чем занять ребенка 1 мая»Рекомендации для родителей «Чем занять ребенка 1 мая» Первомай встречает нас солнечной, ясной погодой. Праздник Весны и Труда как будто договорился с погодой. За окошком все начинает зеленеть,.

Рекомендации для родителей «Как научить ребенка определять время по часам»Рекомендации для родителей «Как научить ребенка определять время по часам» Сегодня определить время можно быстро и легко. Достаточно посмотреть на монитор компьютера или мобильный телефон. А как же часы с циферблатом?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для родителей и педагогов «Как сделать опыт игры более приятным и полезным для ребенка с РАС»
Опубликовано: 20 ноября 2023 в 16:26
+71Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД