Получи документы

Рекомендации для проектирования образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 3–4 лет

Елена Ларина
Рекомендации для проектирования образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 3–4 лет

Рекомендации для проектирования образовательной предметно-пространственной развивающей среды

для детей 3 – 4 лет, осваивающих примерную образовательную программу «Детство».

Образовательные

области Виды деятельности Центры, уголки,

мастерские и др., Организация образовательной предметно-пространственной развивающей среды

для поддержки детской инициативы

Речевое развитие Коммуникативная

Восприятие художественной литературы и фольклора

Публикация «Рекомендации для проектирования образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 3–4 лет» размещена в разделах

Познавательно-исследовательская Речевой центр Обеспечить детей дидактическими игрушками для развития умения описывать предмет.

Создать в группе картотеки игр: а) упражнений артикуляционной гимнастики; б) упражнений дыхательной гимнастики; в) пальчиковой гимнастики, способствующие развитию звуковой культуры речи.

Создавать условия для формирования лексико-грамматического строя речи с помощью словесных дидактических игр.

Обогащать игровой опыт при манипулировании с игрушками со звукоподражанием (мяукающие котята, лающие щенки, квакающие лягушки) в играх-драматизациях.

Создавать в группе ситуации для развития звуковой культуры речи с помощью карточек на произнесение гласных звуков, фотографии детей и взрослых, правильно произносящих гласные звуки.

Обеспечить детей дидактическими играми (лото, домино) для развития логического мышления.

Создавать условия для речевого развития с помощью наборов сюжетных картинок, а так же предметных картинок на классификацию лексических тем: «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Мебель», «Посуда» и др., используя в дидактических играх: «Дай общее название», «Назови лишний предмет» с целью формировать представления об окружающем мире, пополнять и активизировать словарный запас, развивать умения систематизировать и обобщать предметы, учить составлять предложения.

Обогащать опыт сравнения предметов по отличительным признакам, по их назначению, используя наборы парных картинок с привлекательным разнообразным содержанием.

Обеспечить предметными картинками с изображением одинаковых предметов, разных по цвету и размеру для формирования обобщенного значения слов, развития связной речи

Обеспечить карточками с парными картинками: высокий предмет - низкий предмет, большой – маленький, один - много для развития умения образовывать уменьшительные - ласкательные формы существительных, упражнять в образовании существительных родительного падежа множественного числа.

Способствовать расширению и активизации словаря, умению составлять предложения, рассказы, развитию мелкой моторики рук с помощью лото «Ботаническое», «Куда пойдёшь, что найдёшь?», разрезных картинок, кубиков с несложным сюжетом, состоящие из четырех - шести частей.

Центр книги Обеспечить книжками-картинками, в которых иллюстрации пошагово передают сюжет, смену настроений героев (по программе, любимые) для рассматривания картинок с целью вызвать желание рассказывать о героях, событиях, а в дальнейшем – пересказывать произведение целиком, ориентируясь на иллюстрации.

Создавать условия для формирования художественно - речевой деятельности с помощью создания альбомов «Потешки» «Загадки», «Сказки», «Игры с пальчиками» (в альбом наклеиваются картинки, иллюстрации к потешками, загадками, к русским народным сказкам: «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя»).

Способствовать речевому развитию с помощью разного вида дидактических лото: «Любимые сказки», «Сказки о животных», «Узнай сказку», «Сказочные герои» и т. д.

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская Игровой центр Обеспечить куклами и предметами домашнего обихода для создания игровых ситуаций: «Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Надень платье, пальто, шапочку одного цвета» с целью закреплять названия предметов (одеяло, подушка, кровать и т. д., их качества (удобная, чистая, красивая, действия с ними (накрыть, уложить, надеть, постелить, закреплять название и цвет одежды.

Обеспечить заводными игрушками: танцующий медведь (собачка, играющие на музыкальных инструментах (кукла – гармонист, заяц – барабанщик, двигающиеся по полу (мотоциклист, автомобиль, летающие (самолет, ракета, плавающие (рыбки, кораблик, подводная лодка, прыгающие (белка, лягушка, а так же, как вариант, дидактическим материалом: серии картинок, изображающие различные действия, состояние одного и того же лица или предмета (девочка спит, прибирает постель, умывается, читает, идёт, бежит и т. д.) для формирования активного словаря, развития умения составлять предложения.

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Игровая

Центр познания

Обеспечить детей наборами предметных картинок, а так же разрезных предметных картинок: «Овощи», «Фрукты», «Животные» для развития понимания «Целое и его часть» (ножки, крышка - стол; сиденье, спинка - стул; мотор, кабина, руль, кузов, колёса, двери- автомобиль, используя в д/и «Склеим разбитую посуду» (ваза, чашка, чайник) - цель: назвать слово, обозначающее целый предмет; д/и «Назови части» - цель: назвать части целого (голова- лицо уши, затылок).

Способствовать развитию пространственных представлений, умения составлять описательные рассказы, отгадывать по описанию игрушки через расположение в группе образных игрушек: мишка, зайчик, собачка и т. п. для дидактических игр: «Где спрятался зайчик?», «Отгадай-ка!», «Помоги Незнайке».

Побуждать детей играть с мелкими игрушками (кубики, шарики, дощечки разные по форме, цвету, величине, материалу, из которого сделаны) для развития умения различать и называть предметы, их цвет, подбирать по форме, величине, цвету, определять предмет на ощупь и называть его через создание игровой ситуации: «Найди такой же», «Узнай и назови», «Что в мешочке?».

Обеспечить большими карточками с изображением домашних животных: коровы, собаки, кошки и др. и маленькие - их детёныши: котята, телёнок, щенята и др. для закрепления названий домашних животных и их детёнышей.

Обеспечить большими карточками, на которых изображены люди разных профессий, а на маленьких карточках - их орудия труда (метла, лопата, халат, градусник, ножницы, расчёска) для закрепления и дополнения знаний о знакомых профессиях (дворник, продавец, врач, парикмахер, развития умения рассказывать, что нужно им для работы.

Самообслуживание и элементарно бытовой труд

Коммуникативная

Игровая Поддержать детей в стремлении последовательно выполнять и правильно называть культурно-гигиенические действия (умывание, одевание, прием пищи, уход за внешним видом) и поддерживать порядок, организуя совместную деятельность с игрушками и, создавая игровые ситуации «Украсим комнату куклы», «Соберем куклу на прогулку», «Куклы переезжают», «День рожденья куклы» и т. д.

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская Центр творчества Обеспечить необходимым материалом (коллекции народных игрушек, наборы художественных открыток, репродукции художественных произведений) для развития художественно-эстетических способностей у детей.

Коммуникативная

Игровая

Театрализованный центр Побуждать детей принимать участие в режиссерских играх по сюжетам сказок, стихотворений, мультипликационных фильмов, несложных иллюстраций и картинок через создание в группе разных видов театра с целью развития связной речи.

Двигательная Центр физкультуры Обогащать двигательный опыт в процессе выполнения упражнений с речевым сопровождением через создание картотек: «Веселые физминутки для малышей», «Речь и движение», «Пальчиковые игры» и т. п.

Социально-коммуникативное развитие Игровая

Коммуникативная

Двигательная

Игровой центр Побуждать детей самостоятельно использовать детали костюмов для выполнения роли, разворачивать игру через создание «уголка ряженья».

Обеспечить детей игрушками для разыгрывания различных сюжетов: кормления кукол (посуда, столовые приборы); укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца); купания (ванночки, флаконы, губки, салфетки); лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, кусочки ваты, бинтик и пр.); прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки);

– уборки (губка, мыло, мисочка или раковина, совок, веничек, салфетки); игры в «парикмахерскую» (зеркало, расческа, ленточки, флаконы); игры в «магазин» (весы, игрушечный калькулятор, касса, «деньги», муляжи продуктов и др., с целью развития умения отражать в игре непосредственные впечатления от посещения магазина, поликлиники и т. д.

Поддерживать детей в стремлении отражать в сюжетно-ролевой игре семейные отношения через размещение в группе игрушек-персонажей (куклы разных размеров в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы-голыши, стационарной и настольной кукольной мебели (столики, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватки и пр.); стационарных и настольных наборов «кухня» (плита, стол, холодильник, буфет, дощечки для нарезания продуктов и пр.).

Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии, через расположение в группе машин разных размеров, цветов и назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики, легковые автомобили, гоночные машинки, подъемный кран, самолеты, кораблики, поезд, трамвай, троллейбус и пр.); детских телефонов, предметов-заместителей в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали пирамидок и конструкторов, фигурные катушки и пр.); крупных модулей для строительства.

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора Центр безопасности Обеспечить детей дидактическими игрушками и материалом (игрушка «Светофор», полотно с изображением дорог, пешеходных переходов, средний транспорт, макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели, небольшие игрушки (фигурки людей, животных, картинки с изображением опасных предметов, сюжетные картинки с изображением проблемных ситуаций, сюжетные картинки с изображением проблемных опасных в природе) для формирования осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.

Развивать интерес к правилам безопасного поведения с помощью дидактических игр: «Что лишнее?», «Опасно – не опасно», «Пожарные», «Полезное - вредное», «Собери грибы в корзинку».

Центр творчества Обеспечить стендом для демонстрации детских рисунков и поделок для развития уверенности и положительной самооценки.

Центр книги Развивать эмоциональную отзывчивость, любовь к родителям через создание альбомов с фотографиями детей и семьи, альбомов, отражающих жизнь группы и детского учреждения, разные занятия детей и взрослых; через расположение в группе картинок и фотографий, изображающих разные эмоциональные состояния людей (веселый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и др., их действия, различные житейские ситуации.

Самообслуживание и элементарно

бытовой труд

Способствовать освоению простых способов общения и взаимодействия в совместных игровых и бытовых действиях через создание игровых ситуаций «Мы дежурим», «Накроем на стол», «Построим дом».

Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание, способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки, приучение к соблюдению порядка с помощью расположения в группе технологических карт.

Художественно-эстетическое развитие Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Изобразительная

Музыкальная

Двигательная Центр творчества

Обеспечить глиняными игрушками, игрушками из соломы и дерева, предметами быта и одежды, скульптурами малых форм, иллюстрациями Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е Чарушина и др., альбомами с цветными фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства, картинками с красочными иллюстрациями, репродукциями для формирования сенсорного опыта и развития положительного эмоционального отклика детей на эстетические свойства и качества предметов.

Обеспечить детей наборами цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков, красками (гуашь, акварель, пищевые красители)

кистями для рисования, для клея, палитрами, емкостями для воды, красок, клея, салфетками для вытирания рук и красок, бумагой разных форматов, цветов и фактуры, картоном для рисования и аппликаций, глиной, пластилином (не липнущий к рукам, печатками, губками, ватными тампонами для нанесения узоров, трафаретами для закрашивания для развития художественного творчества.

Центр музыки и театра Создавать условия для восприятия музыкального искусства через рассказывание сказок с музыкальным сопровождением, выполнение двигательных образных импровизаций под музыку, сопровождение рассказывания потешек и прибауток игрой на музыкальных инструментах.

Поддерживать детское экспериментирование с музыкальными и немузыкальными звуками, а так же исследование качеств музыкального звука (высота, длительность, динамика, тембр) через расположение в группе игрушечных музыкальных инструментов: бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино.

Обеспечить аудиосредствами (проигрыватель с набором пластинок, магнитофон, музыкальный центр; наборы дискет с записями музыкальных произведений, и видеосредствами, музыкальными инструментами (пианино, баян, аккордеон, гитара) для активизации слуховой восприимчивости.

Поддерживать желание участвовать в играх-драматизациях с помощью расположения в группе фланелеграфа с набором персонажей и декораций, различных видов театра (би-ба-бо, настольный плоскости ной, магнитный, теневой).

Восприятие художественной литературы и фольклора

Коммуникативная

Центр книги Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным произведениям, стремление внимательно их слушать

Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет малых фольклорных форм (потешек, песенок, прибауток, простых народных и авторских сказок, рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности.

Игровая

Конструирование

Познавательно-исследовательская

Центр конструктивной деятельности Обеспечить крупногабаритным напольным конструктором (из дерева, из полимерных материалов, комплектом больших мягких модулей, набором мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) для формирования умения различать, называть, использовать в постройке и анализировать постройку.

Поддерживать желание детей участвовать в создании индивидуальных и совместных композиций в конструировании с помощью карт-схем.

Развивать навыки сотворчества с взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук с помощью расположения в группе модульных конструкторов и конструкторов, соединяющихся по принципу ЛЕГО или иным образом, крупной мозаики с основой для выкладывания фигур, а также поддерживать в стремлении обыгрывания постройки.

Познавательное развитие Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Игровая

Конструирование

Двигательная

Центр экспериментирования

Обеспечить универсальным столом с емкостями для воды и песка, предметами для переливания и вылавливания, черпачками, сачками, плавающими и тонущими предметами (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр., формочками разной конфигурации, емкостями разного размера, наборами для улицы: ведерко, формочки, совочек, лопатка, грабельки для освоения простейших способов экспериментирования с водой и песком.

Центр познания Способствовать освоению представлений об объектах и явлениях живой и неживой природы через расположение в группе календаря природы, комнатные растения с четко выраженными основными частями (лист, стебель, цветок, ярко и обильно цветущие, наборов объемных и плоских игрушек «Зоопарк», «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты», картинок разной тематики (животные, птицы, овощи, животные с детенышами).

Обеспечить детей дидактическими играми типа лото, а так же играми «Кто что ест?», «Чей малыш?» и т. п. для формирования представлений о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни. Поддерживать стремление с играми и материалом, с которым можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого-либо образа, изменять полученное с помощью различных пирамидок, пирамид-башен из разноцветных элементов-стаканчиков, досок-вкладышей, рамок-вкладышей с цветными монолитными и составными формами, разными по величине, «Блоки Дьенеша», рамками-вкладышами Монтессори.

Обеспечить детей игрушками с втулками и молоточком для забивания, игрушками с подвижными элементами в виде зверюшек на платформе с колесами и ручкой для толкания и опоры при ходьбе, инерционными игрушками на колесиках в виде животных, сортировщиками с отверстиями и стержнями на общей основе, деревянными основами с размещенными на них неподвижными изогнутыми направляющими со скользящими по ним фигурными элементами на тему «Северный полюс» и подвижными фигурками персонажей, юлой или волчком, набором из объемных элементов разных повторяющихся форм, цветов и размеров на общем основании для сравнения, матрешками (из 5-7 элементов) для развития умения устанавливать простейшие связи и отношения: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе, дальше, раньше, позже, а так же для овладения умением воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам.

Физическое развитие Игровая Центр физкультуры Создавать условия для занятия физическими упражнениями в группе с помощью следующего оборудования: мешочки для метания, скакалка детская, мячи резиновые (комплект, обруч пластмассовый (малый, палка гимнастическая, комплект разноцветных кеглей, набор мягких модулей, коврик массажный со следочками, сухой бассейн с комплектом шаров.

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская Центр здоровья Способствовать воспитанию у детей осознанного отношения к своему здоровью через расположение в группе ширмы «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья», схемы: «Как правильно чистить зубы, умываться» и т. д., альбомов: «Помоги себе сам», «Полезная еда», «Здоровый образ жизни», «Какую пользу приносят?», «Что полезнее?» и т. д.

Публикации по теме:

Макеты в создании современной развивающей предметно-пространственной средыМакеты в создании современной развивающей предметно-пространственной среды ФГОС ДО предъявляет новые требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада: -во-первых, развивающая.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. МакетыОбогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. Макеты Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале ДОУ .

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС  Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов.

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды средней группы I. Пояснительная записка Паспорт развивающей предметно-пространственной среды средней группы разработан в соответствии с документами: 1. Федеральный.

Педсовет «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ». ФотоотчетПедсовет «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ». Фотоотчет В последних числах января в нашем детском саду, согласно годового плана работы, состоялся педагогический совет на тему "Моделирование развивающей.

Библиотека изображений:

Публикация Рекомендации для проектирования образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 3–4 лет (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Ларина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Рекомендации для проектирования образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 3–4 лет
Опубликовано: 10 сентября 2020 в 01:20
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД