Анна Белоусова
Рекомендации для педагогов. Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков у дошкольников с РАС
Рекомендации для педагогов. Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков у дошкольников с РАС
Расстройство аутистического спектра (РАС) является распространенным неврологическим заболеванием, которое проявляется в нарушении коммуникационных навыков и социальной адаптации. У детей с РАС возникают трудности в установлении контакта с окружающими, понимании эмоций и невербальных сигналов, а также в развитии речи и языковых навыков.
Рекомендуемые упражнения работают на :
- Улучшение навыков восприятия и понимания речи.
Публикация «Рекомендации для педагогов, Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков у дошкольников с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Развитие навыков невербальной коммуникации (жесты, мимика, интонация).
- Развитие навыков социальной адаптации и установления контакта.
- Развитие навыков саморегуляции и эмоционального контроля.
Упражнения для развития коммуникативных навыков должны быть индивидуальными и ориентированными на конкретные потребности ребенка. Важно учитывать его уровень развития и предпочтения, а также включать разнообразные типы коммуникативных стимулов.
Например, для развития навыков восприятия и понимания речи можно использовать игры с картинками и словами, а также музыкальные упражнения. Для развития навыков невербальной коммуникации можно использовать игры с мимикой и жестами, а также упражнения на распознавание эмоций. Для развития навыков социальной адаптации можно использовать сюжетно-ролевые игры и упражнения на установление контакта. Для развития навыков саморегуляции можно использовать упражнения на дыхание и расслабление.
1. Игры с картинками и словами: ребенку предлагается найти картинку, соответствующую данному слову, или наоборот, назвать слово, соответствующее данной картинке.
2. Музыкальные упражнения : ребенку предлагается повторять за педагогом ритмические движения и звуки, используя свой голос и тело, шумовые инструменты.
3. Игры с мимикой и жестами : ребенку предлагается повторять за педагогом различные мимические выражения и жесты, а также использовать их в своей коммуникации.
4. Упражнения на распознавание эмоций: ребенку предлагается определить эмоциональное состояние человека по его мимике, жестам и интонации. Можно использовать картинки, карточки.
5. Сюжетно-ролевые игры : ребенку предлагается играть различные роли, например, врача, продавца или учителя, и взаимодействовать со своими "клиентами" или "учениками".
6. Упражнения на установление контакта: ребенку предлагается общаться с другими детьми и взрослыми, задавать вопросы и отвечать на них, а также проявлять интерес к другим людям.
7. Упражнения на дыхание и расслабление: ребенку предлагается сосредоточиться на своем дыхании и научиться контролировать его, а также проводить упражнения на расслабление мышц.
8. Игры на развитие и распознавание эмоций: ребенку предлагается выражать свои эмоции через игру и творчество, например, рисование или игру с пластилином.
Важно помнить, что каждый ребенок с РАС уникален и требует индивидуального подхода. Педагог должен учитывать особенности каждого ребенка и подбирать
разнообразные упражнения для развития коммуникативных навыков. Такие игры помогают улучшить качество жизни ребенка, его социальные навыки и адаптацию в обществе.