МААМ-картинки

Региональный компонент в детском саду

Анастасия Кондратьева
Региональный компонент в детском саду

В 2014 году в России были введены новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты, в том числе и дошкольного образования. Сегодня образование дошкольников осуществляется по пяти основным направлениям: познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие. Неотъемлемой частью деятельности воспитателей по каждому из этих направлений, является применение регионального компонента.

Публикация «Региональный компонент в детском саду» размещена в разделах

Что собой представляет региональный компонент? Это изучение культурных особенностей, где воспитывается дошкольник, приобщение детей с раннего детства к национальной и мировой культуре. В общих чертах, региональный компонент предполагает формирование духовно-нравственных ориентаций детей, воспитание патриотов своей страны, любящих свою Родину.

Реализация регионального компонента начинается с того, что дошкольники должны понять, что страна начинается с малой Родины (своего города, села). Ребенок должен научиться интересоваться как историей своего города, так и его современным состоянием.

Реализация регионального компонента в детском саду предполагает выполнение следующих условий:

1. Ознакомление с культурой и историей родного края входит в воспитательно-образовательный процесс, в котором краеведческий материал гармонично встраивается в различные области развития ребенка.

2. При изучении краеведческого материала используется принцип постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. При изучении культуры и истории родного края дети могут сами выбрать направления, в которых они хотели бы участвовать. Это могут быть творческие игры, изготовление поделок, придумывание рассказов, загадок, рисование или аппликация на соответствующие темы, участие в благоустройстве территории, участие в культурных мероприятиях.

4. Выбор воспитателем методов и приемов работы направлен на повышение у дошкольников познавательной и эмоциональной активности детей. Реализацию этого условия может обеспечить создание мини-музеев народного быта и культуры, подбор предметов предметы декоративно-прикладного искусства и др.

Если рассматривать основное содержание регионального компонента, согласно программе «От рождения до школы», то оно включает:

- детям 2-3 лет следует напоминать название города, в котором они живут;

- у детей 3-4 лет формируется интерес к малой родине и первичные представления о ней: воспитателям следует напоминать детям название города, в котором они живут; обсуждать с детьми самые любимые места посещения в выходные дни;

- детям 4-5 лет воспитатели рассказывают о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях. Детям даются в доступной для их понимания форме представления о государственных праздниках. Воспитатель рассказывает о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики);

- в старшей группе у детей 5-6 лет продолжают расширять представления о малой Родине, знакомят с достопримечательностями, культурой, традициями родного края; рассказывают о замечательных людях, прославивших свой край. Развивают представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна. Расширяют представления о Москве — главном городе, столице России, знания о государственных праздниках, представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.). Воспитывают любовь к Родине;

- и, наконец, в подготовительной к школе группе продолжают рпсширять представления о родном крае, знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Углубляют и уточняют представления о Родине — России. Поощряется интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывается чувство гордости за ее достижения. Закрепляются знания о флаге, гербе и гимне России.

В качества главной формы изучения краеведческого материала можно выделить непосредственно образовательную деятельность – занятия, режимные моменты. В ходе образовательной ситуации дети погружаются в краеведческий материал, формируют свой социальный опыт.

Также важными методами передачи знаний о родном крае в условиях ДОУ выделяются экскурсии и прогулки. В качестве экскурсионных объектов выбираются местные достопримечательности, природные объекты, находящиеся в пешей или автобусной доступности.

При реализации регионального компонента крайне эффективной формой работы является посещение различных музеев. Дети при посещении музея могут ознакомиться с предметами быта, прикоснуться к истории края, созерцать предметы, изготовленные мастерами и умельцами родного края. Важно, чтобы для экскурсии выбирались такие музеи, которые будут доступны для понимания дошкольников.

В условиях ДОУ также важную роль играет насыщенность образовательного пространства ДОУ. В группах, начиная со средней группы, могут оформляться уголки краеведения. Педагоги, желательно с участием родителей, могут подготовить экспозицию из материалов для ознакомления с культурой и историей родного края.

Педагогами ДОУ могут быть собраны специальные картотеки народных игр, пословиц и загадок, заданий по исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности. Картотеками может пользоваться весь педагогический коллектив при организации воспитательно-образовательной деятельности.

Также можно предложить создание мини-музея на уровне всего ДОУ, куда могут предоставлять материалы все группы. В качестве названия можно предложить следующие «Русская изба», «История моего района». Работа такого музея будет способствовать налаживанию связей между всеми частниками образовательного процесса – это воспитанники, работники и родителей дошкольников.

Важным методом работы по реализации регионального компонента - ознакомление детей с народными играми. Народные игры являются комплексным методом воздействия на ребенка. Издревле в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народная игра является средством народного воспитания, в ней формируется социальный опыт взаимоотношений между людьми. В ней дети учатся гуманному отношению к слабому, уважительному отношению к людям пожилого возрасту, осваивают навыки партнерского отношения со сверстниками. Например, игры «Лапта», «Каравай» и другие.

Ознакомление с русской-народной музыкой, разучивание песен, созданных нашими предками, а также музыкальные развлечения и театрализованные представления на церковные праздники, такие как Рождество, Масленица и другие, также способствует реализации регионального компонента, при этом приобщая дошкольников к русской культуре и истории.

На занятиях по развитию речи дети знакомятся с былинами, народными сказаниями, стихотворениями и сказками русских и российских писателей и поэтов. Это, конечно же, Корней Чуковский, Виталий Бианки.

На занятия по изобразительному творчеству, аппликации, конструированию также включаются специальные темы, посвященные изображению природы родного края, изучению народных промыслом, народного костюма, орнаментов. В дальнейшем продукты детского творчества целесообразно оформлять книжки-самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ и др.

Также в последние годы получает распространение проектная деятельность, в том числе, и в детском саду. Дошкольники совместно с воспитателем или, что наиболее предпочтительно, работают над краеведческими проектами. В качестве примера можно привести «История моей улицы», «По родным тропинкам» и т. д.

Для повышения эффективности работы по региональному направлению необходимо привлекать родителей, которые также являются участниками образовательного процесса. Участие родителей в экскурсиях, праздниках и досугах, выставках, акциях позволяет увеличить воспитательное воздействие краеведческих мероприятий на детей. Также незаменима помощь родителей воспитанников детскому саду при сборе регионального и краеведческого материала.

Среди основных результатов работы по реализации регионального компонента отмечается повышение знаний дошкольников по истории и традициям родного края, города, Дети знакомятся со знаменитыми земляками и достопримечательностями города. Главным же должно стать повышение интереса к изучению истории края, привитие делания сделать его лучше.

Деловая игра «Образ жизни»

- В завершении предлагаю вам поучаствовать в деловой игре «Образ Родины». Сейчас попрошу вас закрыть глаза, представить тот образ, который возникает при слове «Родина». (1 минуту)

- А сейчас давайте обменяемся мнениями – у кого какой образ возник. (участники описывают те образы, которые возникли: берёза, чистое поле и т. д);

Попробуем создать общий вывод: Родина – это (Родина, род, народ, родители, дородный, борода, родник).

Мы – взрослые – это понимаем, а задача реализации в детском саду регионального компонента заключается в формировании и у детей понимания Родины, воспитании любви к России, другими словами, полноценного патриота.

Публикации по теме:

«Парад цветов». Ознакомление с природой как средство развития внимания дошкольников (региональный компонент)«Парад цветов». Ознакомление с природой как средство развития внимания дошкольников (региональный компонент) Земля – чудесная планета, ее природа разнообразна это: буйство красок, лес, речка, горы, поле, луга, трава, букашки, цветы, бабочки. Красота.

«Природная аптека» Видовое разнообразие родного края (региональный компонент)«Природная аптека» Видовое разнообразие родного края (региональный компонент) На территории нашей малой родины в естественных условиях произрастает великое множество лекарственных растений, которые являются составной.

«Река Миус-участница круговорота воды в природе» Региональный компонент«Река Миус-участница круговорота воды в природе» Региональный компонент Юг России - это наша малая Родина, которая чрезвычайно богата водными артериями, река Миус, протекающая по территории нашего района одна.

Фотозарисовка «Капельки дождя, как украшения подаренные природой. Региональный компонент»Фотозарисовка «Капельки дождя, как украшения подаренные природой. Региональный компонент» Вчера у нас целый день шел дождь. А, как хороша природа после дождя. Вокруг деревья, кустарники, цветы, стряхивают с себя оставшиеся капли.

Мини–музей тряпичной куклы «Берегиня». Региональный компонент в системе работы педагога ДОУМини–музей тряпичной куклы «Берегиня». Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ В рамках реализации регионального компонента мною, был разработан проект «Народная кукла» и создание мини музея тряпичной куклы «Берегиня»,.

НОД по познанию в средней группе «Птицы Удмуртии» региональный компонент НОД по познанию в средней группе «Птицы Удмуртии» (региональный компонент)[/b] Цели: •Расширение кругозора и представления об окружающем.

Региональный компонент. Тематическая неделя «Родной мой край Урал»Региональный компонент. Тематическая неделя «Родной мой край Урал» Цель: продолжение знакомства с родным краем, жизнью уральского писателя и приобщение детей старшего дошкольного возраста к творчеству.

Сценарий окружного конкурса «Воспитатель года — 2019» региональный компонент Звучат фанфары. Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги и дорогие гости! Давайте поприветствуем друг друга на самом творческом мероприятии,.

Военно-исторический музейный комплекс «Самбекские высоты». Региональный компонент. 2 частьВоенно-исторический музейный комплекс «Самбекские высоты». Региональный компонент. 2 часть Региональный компонент как средство патриотического воспитания. Уважаемые коллеги, сегодня я Вам хочу представить вторую часть рассказа.

Военно — исторический музейный комплекс «Самбекские высоты» Региональный компонент по воспитанию патриотизма. Часть -3Военно — исторический музейный комплекс «Самбекские высоты» Региональный компонент по воспитанию патриотизма. Часть -3 Уважаемые коллеги, сегодня я Вам хочу представить третью часть рассказа о Военно – историческом музейном комплексе «Самбекские высоты».

Библиотека изображений:

Публикация Региональный компонент в детском саду (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анастасия Кондратьева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Региональный компонент в детском саду
Опубликовано: 4 октября 2020 в 17:21
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД