Лучший педагог года

Речевой этикет у детей с ТНР

марина воронина
Речевой этикет у детей с ТНР

На протяжении всего дошкольного детства ребенок овладевает устной речью в полном объеме, необходимом для свободного пользования ею как основным средством общения и познания. Общение присутствует во всех видах деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка. М. И. Лисина рассматривает общение как определенный, самостоятельный вид деятельности и как условие формирования личности в целом. В группах для детей с тяжелыми нарушения и речи осуществляется комплексная коррекция неречевых и речевых нарушений, овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически-правильной речью, навыками общения, овладения фонетической системой языка, элементами грамоты.

Публикация «Речевой этикет у детей с ТНР» размещена в разделах

Дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают значительные трудности в овладении коммуникативными навыками, что обусловлено не только недоразвитием основных компонентов языковой системы, но и тем, что на определенном этапе при наличии языковых средств, выражено снижение коммуникативной активности и затруднение процесса межличностного взаимодействия, что оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации, отражается на дальнейшем обучении и социализации. Проблема овладения коммуникативными навыками детей с нарушениями речи является предметом исследования в области коррекционной педагогики.

С переходом к старшему дошкольному возрасту, с появлением новых видов деятельности, расширяется и выходит за рамки узкосемейных связей и отношений круг общения ребенка. Недоразвитие речи старших дошкольников затрудняет все формы общения со сверстниками и взрослыми. Недостаточная сформированность структурных компонентов языка: фонетического, лексического, грамматического, неумение свободно и связно излагать свои мысли приводит к снижению потребности в общении, создаются трудности установления контакта. Проявляются особенности поведения: робость, нерешительность, скованность, неуверенность, смущение, негативизм. Неумение ориентироваться в ситуации общения, неумение поддерживать разговор, вслушиваться в чужую речь, недостаточная сформированность связной диалогической речи, как основного средства общения дошкольников, снижает коммуникативную активность детей и межличностное взаимодействие. Также у старших дошкольников с ОНР отмечается недостаточное владение этикетной лексикой и этикетным речевым поведением. Дети искажают структуру этикетного высказывания, испытывают затруднения изложить просьбу, поблагодарить, попросить прощение, спросить разрешение и т. д. Важная целенаправленная составная часть работы по преодолению ОНР - коррекция нарушений коммуникативных навыков детей, особую значимость в этом процессе приобретает обучение детей речевому этикету.

Речевой этикет это совокупность всех этикетных речевых средств и правил их использования в тех или иных ситуациях (Русский язык. Энциклопедия.).

Овладевая этикетной лексикой, ребенок усваивает часть социального речевого опыта народа, овладевает культурно-речевыми эталонами. В работе таких ученых, как О. С. Ушакова, З. И. Яшина, рассматриваются пути формирования культуры речевого общения. Основы культурного речевого общения закладываются в дошкольном возрасте и используются впоследствии в течение всей жизни.

Обогащение речи детей этикетной лексикой и знакомство с правилами речевого этикетного поведения в разных ситуациях общения, на всех этапах коррекционно-развивающей работы, включает в себя контактные этикетные формы : привлечение внимания, обращения, умения приветствовать и ответить на приветствие, попрощаться, представиться и спросить имя, извиниться, попросить прощения, поблагодарить, поздравить с праздником, выразить пожелание, попросить разрешение на выполнение какого-либо действия, отреагировать на просьбу благодарностью, согласием/несогласием, предложить что-то, отказаться от чего-либо, отреагировать на предложение собеседника, выражение удовольствия, огорчения, недовольства, сопереживания, сочувствия, ободрения, поддержки, выражение вежливой просьбы.

Овладение речевым этикетом и правилами речевого поведения в различных ситуациях общения способствует:

• установлению контакта и положительного взаимодействия

• повышению потребности и мотивации к общению

• созданию доброжелательных отношений с окружающими

• регулированию речевого поведения : тональность форм обращения, употребление «ты-вы»

• расширению круга этических поведенческих понятий, усвоению норм нравственных отношений

развитию речи: обогащает речь этикетной лексикой и речевыми этикетными эталонами, необходимыми в повседневном общении

• совершенствованию коммуникативных навыков детей

Формирование речевого этикетного поведения и обогащение речи детей этикетной лексикой осуществляется на основе комплексно-тематического планирования с учетом речевых и индивидуальных особенностей детей в НОД, во взаимодействии всех участников образовательного воспитательного процесса с привлечением родителей.

Игровое пространство групповой комнаты организовано таким образом, чтобы у детей постоянно возникала необходимость в общении.

В интегрированный образовательный процесс включаются ситуации, где детям необходимо использовать формы речевого этикета и речевого поведения в разных ситуациях общения.

Коррекционно-развивающий процесс имеет четкую коммуникативную направленность и осуществляется целенаправленно в любых организованных формах, беседах, режимных моментах, в специально смоделированных ситуациях, в различных играх. В процессе НОД используются игры, создаются различные игровые ситуации для реализации цели каждого этапа коррекционной работы. Педагог вовлекает детей в общение, организуя игру: подвижные игры, игры с правилами, дидактические игры, игры-инсценировки, сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения. Одним из действенных методов формирования коммуникативных навыков являются разные виды коммуникативных игр и их систематическое использование: «Знакомство», «Назови ласково», «Передай привет другу», «У меня есть три друга/подруги», «Гости», «Секрет», «Зеваки», «Каравай» и др.

Овладение речевым этикетом и правилами его использования, умение пользоваться речевыми этикетными эталонами как составной частью речевого общения, является необходимым условием успешной социальной адаптации старших дошкольников с ТНР.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Речевой куб» для логопедической группы детей с ТНРДидактическое пособие «Речевой куб» для логопедической группы детей с ТНР Дидактическое пособие «Речевой куб» Разработано воспитателем логопедической группы для детей с ТНР Курныкиной Т. В. г. Челябинск 2022г.

Методический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗМетодический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗ Вышегородцева Ольга Соломоновна, Домарева Елена Николаевна, Салькова Елена Викторовна, воспитатели, МБДОУ ДС № 14 «Солнышко» Тема: «Формирование.

Конспект познавательного занятия «Этикет в детском саду» для детей младшего дошкольного возрастаКонспект познавательного занятия «Этикет в детском саду» для детей младшего дошкольного возраста Цель: обогащение и расширение знаний детей о правилах поведения, об этикете в детском саду. Задачи: • познакомить с понятием «этикет»; •.

Конспект занятия «Что такое этикет? Правила поведения в общественных местах» для детей 10–17 лет с ОВЗКонспект занятия «Что такое этикет? Правила поведения в общественных местах» для детей 10–17 лет с ОВЗ Цель занятия: познакомить детей с поведением в общесвенных местах, дать понятие что такое этикет. Задачи 1. Учить правильному поведению.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Наш помощник — этикет» Материал. Предметы сервировки. Костюм Буратино. Предварительная работа. Чтение сказки А. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино".

Настольная дидактическая игра «Речевой домик» для детей 3–7 летНастольная дидактическая игра «Речевой домик» для детей 3–7 лет Дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию настольную дидактическую игру:" Речевой домик", которая включает в себя серию игр: 1) Речевая.

Педагогический проект «Речевой ручеек» для детей 4–5 лет Оглавление 1. Введение. 2. Реферативная часть. 3. Проектная часть. 4. Заключение. 5. Список литературы. 6. Приложения. 1. ВВЕДЕНИЕ.

Подборка тестов по английскому языку по теме «Речевой этикет» Подборка тестов по английскому языку по теме «Речевой Этикет» (речевые клише в различных ситуациях) Test I 1. Поздравьте друга с днем.

Презентация «Этикет для детей» Презентация по теме недели «Этикет для детей» В рамках тематической недели в нашем детском саду проводился конкурс «Этикет для детей». В.

Проект «Этикет» для детей младшего возрастаПроект «Этикет» для детей младшего возраста Актуальность: Малышам свойственны живой интерес к окружающему, активность, эмоциональность, стремление к самостоятельности – все это создает.

Библиотека изображений:

Публикация Речевой этикет у детей с ТНР (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем марина воронина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Речевой этикет у детей с ТНР
Опубликовано: 18 апреля 2023 в 17:39
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД