Лучший педагог года

Речевое развитие детей с ОВЗ в процессе игр на воде

Инна Викторовна Сергеева
Речевое развитие детей с ОВЗ в процессе игр на воде

У детей с ОВЗ недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у них снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Известно, что у детей, имеющих речевые нарушения отмечается ряд особенностей: поверхностное (ключичное) дыхание, которой сказывается, жизненной емкости легких следствием этого являются односложность и стандартность построения фраз; нарушена координация движений, затруднено согласование движений различных частей тела; недостаточность в понимании и усвоении речевых инструкций, а значит, затруднены коммуникативные функции кроме того, это создает дополнительные трудности в усвоении учебного материала.

Публикация «Речевое развитие детей с ОВЗ в процессе игр на воде» размещена в разделах

Детям с ОВЗ в принципе, трудно выполнять движения по словесной инструкции, они затрудняются в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны, прыжки на правой и левой ноге, отбивание и ловля мяча, ритмичные движения под музыку. Часто у детей с ОВЗ несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей, крупной, лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.

Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Необходимость широкого коррекционно-оздоровительного воздействия обусловлена не только недоразвитием компонентов речи, но и наличием вторичных (неречевых) отклонений здоровья. В последние время большое распространение получает система здоровьесберегающего развития, где задачи укрепления и сохранения здоровья органично сочетаются с решения образовательных задач.

Общеизвестно, что плавание оказывает укрепляющее воздействие на детский организм, а безопорное положение туловища благотворно влияет на процесс расслабления. Важным является и температурное воздействие водной среды. Теплая вода снимает утомление мышц, заставляет ребенка почувствовать себя комфортно.

Использование бассейна в решении вопросов речевого развития не только расширяет возможности логопедического воздействия, но и способствует: повышению эффективности закаливающих процедур; усилению оздоровительной направленности учебного процесса; снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма.

Игры с различной двигательной нагрузкой и игровые упражнения в воде и в сухом зале дают возможность инструктору по плаванию реализовать целый комплекс оздоровительных форм и методов в работе с детьми с ОВЗ:

- Массаж биологические активных зон

- Дыхательная гимнастика

- Психогимнастика и релаксация

- Коррекционные упражнения

- Босохождение по массажным дорожкам

- Логоритмические упражнения и динамические паузы

- Закаливание воздухом и водой

- Пальчиковая гимнастика и игровой самомассаж

Основные виды игр и игровых упражнений, которые используются в бассейне на суше и в воде для детей с речевыми нарушениями.

Они направлены на регуляцию мышечного тонуса, статической и динамической коррекции движений, мелкой и мимической моторики переключаемости движений, воспитания чувства ритма, развитие дыхания, силы глосса, обогащение и активизацию словаря, развитие понимания речи.

Упражнения на вдох, затем выдох в воде (от трех до десяти раз). Скольжение на груди и на спине, двигая ногами вверх и вниз, передвижение по дну водоема на руках. Плавание с надувной игрушкой или с кругом в руках. Разучивание движений, необходимых для плавания. Исходя из возможностей детей, обучение самостоятельному плаванию в бассейне. Выполнение разнообразных упражнений в воде. Водная аэробика. Несложные игры-эстафеты.

1. Упражнения и игры на развитие фонационного дыхания – длинный продолжительный выдох (на воду, на кораблик) - под воду (лицо в воде до носа) - длительный продолжительный выдох с головой («чей выдох будет дольше, чьи пузыри больше?»).

2. Упражнения и игры на развитие диафрагмального дыхания – удерживать надутым животом, лежа на спине (в нарукавниках и без, резиновую игрушку на вдохе, на выдохе сдуть живот и игрушка должна уплыть

3. Упражнения и игры на развитие силы и высоты голоса (от тихого к громкому) - «как говорит рыбка?» - «как квакает лягушка?» - «как кричат дельфины?» (изображая движениями как плавают и как общаются животные)

4. Упражнения и игры на координацию движений и речи (Игры «Медвежонок Умка», «Сердитая рыбка», «Гуси и волк», «Море волнуется»)

5. Упражнения и игры на регуляцию мышечного тонуса (под сопровождение музыки или бубна, звуковые ориентиры свистка); - дети лежат на спине, на шеи, под головой «нудл», или в нарукавниках, или в кругах. Напрягают мышцы (живота) под счет 1-2-3-4, на счет 5 расслабляют 5-4-3-2-1.

6. Упражнения и игры на развитие ритма - лежа на спине, на груди с опорой, игрушкой, кругом, в нарукавниках или «креслах» и т. д. Под быстрое сопровождение музыки работают сильно, быстро ногами (кроль) под медленный темп – медленно, без брызг, под водой - танцы на воде «дискотека».

7. Упражнения и игры на развитие произвольного внимания; - 2 команды (4+4) вдоль дорожки лицом друг к другу. Инструктор показывает одной команде упражнение (другая не видит, дети первой команды повторяют упражнение инструктора детям второй команды, а вторая - выполняют противоположное действие (вдох-выдох; руки влево-вправо; закрыть правый глаз-…., поднять левую ногу-). Если команда ошибается, то выполняет 10 выдохов.

9. Упражнения и игры на развитие мимической моторики; - стоя, лежа, лить воду из кружки себе на лицо (не морщиться, улыбаться, открыть рот, сжать губы, надуть щёки, втянуть щёки, открыть глаза и т. д.).

10. Упражнения и игры на развитие мышц мелкой моторики; а) в статике - сжимаем резиновых рыбок, опускаем под воду, набирая воду, по сигналу – брызгаем в верх, сопровождая стихами. «Дети рыбками играли, сильно пальчики сжимали, рыбок в воду опускали посчитали РАЗ, ДВА, ТРИ- кто выше брызнет посмотри!» б) в динамике - катаем в ладошках массажный мячик (лежа на спине, на груди, в согласовании с работой ног, проплывая с мячиком в вытянутых руках).

11. Упражнения на умение работать по схеме или плану. Развитие внимания последовательности действий в пространстве (по предлагаемой схеме выполнить ряд последовательных движений)

Таким образом, использование бассейна в коррекционной работе является мощным эмоционально-положительным фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материал с использованием здоровье-сберегающих технологий и игр различной подвижности.

Публикации по теме:

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Развитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструированияРазвитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструирования Попова Валентина Развитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструирования С детства важно развивать у детей.

Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности.Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности. .

Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклораРечевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора «Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Одним из самых важных приобретений ребенка в раннем.

Сенсорное и речевое развитие детей раннего возраста через использование дидактического пособия «Сказочки на фартучке»Сенсорное и речевое развитие детей раннего возраста через использование дидактического пособия «Сказочки на фартучке» Я работаю воспитателем в группе раннего возраста 5 лет. В своей работе использую современные педагогические технологии, создаю авторские.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Всестороннее развитие детей в процессе изготовления самодельной куклыВсестороннее развитие детей в процессе изготовления самодельной куклы Всестороннее развитие детей в процессе изготовления самодельной куклы. Работа по изготовлению самодельной куклы включает в себя большие.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие детей с ОВЗ в процессе игр на воде
Опубликовано: 5 июня 2023 в 17:22
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие детей с ОВЗ в процессе игр на воде» (включая файлы) размещена пользователем Инна Викторовна Сергеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД