Лучший педагог года

Реализация системно-деятельностного подхода в дошкольном образовательном учреждении посредством создания мини-лаборатории

Наталья Назарова
Реализация системно-деятельностного подхода в дошкольном образовательном учреждении посредством создания мини-лаборатории

На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.

В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панькова) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование.

Публикация «Реализация системно-деятельностного подхода в дошкольном образовательном учреждении посредством создания мини-лаборатории» размещена в разделах

Детское экспериментирование – особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития. Эта деятельность является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста (Н. Н. Поддъяков).

Основной целью экспериментальной деятельности является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей:

1. Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

2. Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.

3. Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать свою правоту.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

1. собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;

2. активности ребенка, стимулированной взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника : развитие личности, психическое развитие.

При реализации приоритетного направления по экологическому воспитанию в нашем ДОУ были созданы условия для проведения самостоятельного экспериментирования детей. В старшей группе открылась мини-лаборатория, в которой дети проводят простейшие опыты с объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов, учатся обобщать, делать выводы.

В качестве оборудования для проведения опытов используются:

1. Приборы помощники: увеличительные стекла, безмен, песочные часы, разнообразные магниты.

2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые стаканы, ковши, ведёрки, воронки.

3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, земля, глина, уголь, песок, шишки, семена фруктов и овощей и др.

4. Бросовые материалы, разного размера и формы: кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, деревянные катушки и др.

5. Медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, мерные ложечки, шприцы (без игл, резиновые груши и вата.

6. Прочие материалы: зеркала, веера, поддоны, пуговицы разного размера, соломинки для коктейля.

Эксперименты могут быть самыми различными, но главное – интересными и привлекательными для дошкольников, они должны также соответствовать их возрасту. Не стоит забывать и о технике безопасности. В лаборатории могут в свободном доступе для детей быть только те вещества и материалы, которые безопасны для их жизни. Например, использование таких веществ как сода, лимонная кислота, уксус и др. могут использоваться с большой осторожностью только непосредственно самим воспитателем, после тщательного продумывания всех возможных нюансов, которые могут возникнуть во время проведения опыта.

Эксперименты имеют четкую структуру проведения:

1. постановка, формирование проблемы (познавательная задача);

2. выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

3. проверка гипотез;

4. подведение итогов, вывод;

5. фиксация результатов (если это необходимо);

6. вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

тайна, сюрприз;

мотив помощи;

познавательный мотив (почему так);

ситуация выбора.

Важно, чтобы в исследовательских опытах существовала система. Она позволит яснее увидеть достижения и точнее наметить новые ориентиры.

Проведение опыта, последовательность всех действий воспитатель должен обязательно сопровождать словами. Подводя итоги, можно еще раз поинтересоваться у детей, «Как у нас получилось? В чем секрет?», так как возможно во время наблюдения за происходящим у них возникли новые варианты ответов. Выводы следует делать совместно, задавая наводящие вопросы. В конце нужно поблагодарить всех за участие в эксперименте.

Практически все опыты вызывают живой интерес у детей, и они сразу же хотят повторить его. Воспитатель должен быть готов к такой ситуации и заранее подобрать все необходимые материалы в достаточном количестве. В зависимости от располагаемого времени и устойчивости интереса можно повторить опыт несколько раз, предоставляя возможность детям часть эксперимента (определенные действия) совершать самостоятельно. Таким образом, в процессе проведения опытов дошкольники знакомятся с различными свойствами веществ, получают элементарные знания об основных физических и химических явлениях.

Большую поддержку в популяризации детского экспериментирования оказали родители наших воспитанников. Многие из них, особенно те, кто принимал активное участие в создании лаборатории в своей группе, организовали домашние мини-лаборатории, занялись поиском интересных и доступных для осуществления опытов. По признанию родителей, экспериментирование в домашних условиях совместно с ребенком стало интересным и увлекательным занятием для всей семьи. Своими наблюдениями и успехами они с удовольствием делятся с другими на родительских собраниях. Исследовательская деятельность дошкольников, самостоятельный поиск информации и детское экспериментирование дают возможность обогатить содержание воспитательно-образовательного процесса детского сада, сделать его современным и эффективным, повысив его качество. Ребенок получает возможность применить полученные знания из разных областей на практике, ощутить уверенность в себе, почувствовать вкус к исследовательской деятельности, развить самостоятельность.

В заключение хочется привести слова академика К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». В этом, на мой взгляд, заключается актуальность темы детского экспериментирования.

Список литературы:

1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей старшего и среднего дошкольного возраста : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

2. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. - СПб. :ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

3. Л. Н. Прохорова. Экологическое воспитание дошкольников. : Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2004.

4. Ребёнок в детском саду. – 2003. - №3. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников. С. 4-12.

5. Ребёнок в детском саду. – 2003. - №4. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников. С. 11-20.

6. Ребёнок в детском саду. – 2009. - №3. Исследовательская деятельность детей. С. 7-10.

Прикреплённые файлы:

statja-nazarova_56srn.ppt | 2404,5 Кб
 
Публикации по теме:

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочных занятиях как условие повышения качества преподавания «Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО» В последние годы одной из актуальных тем развития.

Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ «Если твой ребенок живет на берегу океана, лучше научить его плавать, чем строить забор» Французская мудрость Сегодня многие педагоги.

Конспект ОД «Моя семья» с применением системно-деятельностного подхода Задачи: Образовательные: Познакомить детей с писателем Марком Шварцем. Побуждать детей понимать смысл литературного текста. Закреплять.

Конспект открытого занятия в младшей группе с применением системно-деятельностного подхода «Прогулка в лесу» Тема занятия: «Прогулка в лесу» Цель занятия: Формировать представления детей о лесе, его обитателях. Задачи: 1. Активизировать речь детей;.

Консультация для педагогов «Реализация системно-деятельностного подхода на музыкальных занятиях» Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ребенок сам добывает знания, а педагог должен так построить.

Осуществление системно-деятельностного подхода при использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОНР Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Поддержка детской инициативы в процессе системно-деятельностного подхода Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в основу программы ставит конструирование социальной ситуации, которая способствует.

Реализация системно-деятельностного подхода в работе с родителями детей с ТНР В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и.

Развитие познавательно-речевой активности детей в условиях системно-деятельностного подхода МБДОУ «Детский сад №5 «Ручеёк» САМООБРАЗОВАНИЕ Тема: «Развитие познавательно-речевой активности детей в условиях системно-деятельностного.

Технологическая карта с учетом системно-деятельностного подхода подготовительной группе «Флаг для Лилипутии» (А. Н. Леонтьев) Вид деятельности изобразительная. Тема: Флаг для Лилипутии. Возрастная группа: подготовительная Цель: создание условий.

Библиотека изображений:

Публикация Реализация системно-деятельностного подхода в дошкольном образовательном учреждении посредством создания мини-лаборатории (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Назарова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Реализация системно-деятельностного подхода в дошкольном образовательном учреждении посредством создания мини-лаборатории
Опубликовано: 13 ноября 2018 в 17:07
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД