Папки-передвижки

Реализация системно-деятельностного подхода при формировании общекультурных компетенций

Мария Котельникова
Реализация системно-деятельностного подхода при формировании общекультурных компетенций

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования знания и умения являются не главным результатом образовательного процесса, а средой для формирования профессиональных и общекультурных компетенций, что и определяет использование системно-деятельностного подхода в обучении, при реализации которого каждому преподавателю необходимо найти эффективные формы и методы формирования общих компетенций.

Публикация «Реализация системно-деятельностного подхода при формировании общекультурных компетенций» размещена в разделах

В основе системно-деятельностного подхода лежат принципы деятельности, системности, минимакса, психологического комфорта и творчества, на основе которых мы должны создавать условия для возникновения образовательной потребности обучающегося, для удовлетворения которой студент включается в активное взаимодействие с преподавателем, сокурсниками, источниками информации и другими объектами окружающего мира. Так же следует помнить, что компетенция – это способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. И чтобы научить этому студента, по моему мнению, в процессе преподавания нужно использовать активные методы обучения.

Для того, чтобы методы обучения явились эффективными важно определить какие компетентности являются определяющими. Для примера можно взять коммуникативную компетенцию (так как практически на каждой дисциплине мы ее формируем) - ОК 6. Уметь работать в коллективе, команде. Данная компетенция, по результатам опроса работодателей, в рамках работы по содействию трудоустройству, организованной ЦМК педагогических дисциплин, является наиболее значимой для адаптации молодых специалистов в трудовом коллективе. Исходя из этого, данная компетенция была выбрана в качестве примера.

Данную компетенцию можно разбить на следующие трудовые действия, которые можно отследить при выполнении студентом задания:

Равномерно распределять задание, учебный материал между участниками группы;

Вступать во взаимодействие с участниками группы;

Высказывать и аргументировать свою точку зрения;

Уважать мнение других участников группы;

Слушать друг друга, не перебивая, активно включаясь в обсуждение.

Для создания условий, в которых у студента появится возможность выполнить заявленные трудовые действия эффективно работают следующие активные формы и методы обучения :

Деловая игра, в рамках которой студентам необходимо решать проблемы в рамках определенной им роли и так же вступать во взаимодействие с другими участниками группы, выполнять ту часть работы, которая соотносится с ролью полученной студентом. Например, если студенту досталась роль воспитателя, то он не будет вести себя так же как студент, которому досталась роль заведующей или родителя. Данный метод соответствует принципу деятельности за счет активного включения обучающихся в образовательный процесс, принцип системности реализуется за счет необходимости применения знаний из разных дисциплин и междисциплинарных курсов, вспоминать опыт, полученный во время практики, за счет чего у студента формируется целостное представление о своей будущей профессиональной деятельности и работе в коллективе.

Ротационные тройки, при помощи данного метода, получается, создать условия для взаимодействия каждого с каждым, постоянно перемещаясь из одной малой группы в другую, студент не только демонстрирует указанные выше трудовые действия, но и быстро и гибко переключается в рамках изучения учебного материала, и быстро встраивается в работу новой для него подгруппы. В данном методе так же находят отражение принципы деятельности и системности, и реализуется принцип минимакса, т. е. студент, включаясь в выполнение задания обладает минимальным объемом знаний, необходимых для выполнения работы, обычно это общий алгоритм и принцип работы, например структура занятия или праздника и методика организации образовательной деятельности по предметным областям, сокурсники находящиеся в ротационных тройках являются источниками информации, и за счет свободного взаимодействия студентов друг с другом создаются максимальные условия для выполнения предложенного задания. Благодаря такой организации образовательного процесса создается не возможность не участия в работе кого-либо из обучающихся, что реализует принцип психологического комфорта.

Шесть мыслительных шляп. Студенты делятся на шесть групп, каждая группа условно обозначается как шляпа определенного цвета, и каждая группа получает свое задание, не такое же, как у других групп, при изучении одной и той же темы. Совещаясь и выполняя трудовые действия в своей группе, обсуждение переходит на уровень между группами, и мы снова можем наблюдать заявленные ранее трудовые действия. Метод шести шляп в первую очередь соответствует принципу психологического комфорта, а так же деятельности, системности и минимакса, причем последний принцип выполняется за счет того, что материал поделен на шесть частей, т. е. минимальный объем для подгруппы, однако при общем обсуждении создаются максимальные условия для освоения учебного материала.

Дискуссия как метод организации групповой работы так же позволяет студенту выполнить действия определенные при формировании ОК 6. Студенты делятся на группы, в зависимости от количества противоположных точек зрения на изучаемую проблему, затем идет активная работа в группах, которая впоследствии выносится в обсуждение между группами. Дискуссия наиболее полно соответствует принципам системности и деятельности, поскольку включаясь в ситуацию познавательного спора студенту необходимо использовать знания из разных областей педагогической науки, т. е. межпредметные связи позволят посмотреть на проблему с разных сторон и отстоять свою точку зрения.

Проектная деятельность в группах. Например, студенты, обучающиеся по специальности «Дошкольное образование», делятся на группы по количеству возрастных групп в детском саду, и им дается задание разработать проект тематического утренника, для выполнения данного задания студентам необходимо распределить задание, чтобы успеть в установленные сроки и не переутомиться. В нутрии группы студентам необходимо определить, кто изучает теоретические положения, если это один из календарных праздников, чтобы организовать празднование в соответствии с традициями и суметь ответить на вопросы детей. Выбрать ответственных за разработку сценария, оформления помещения и создания необходимого оборудования, определить ведущих и по необходимости роли сказочных персонажей, ответственных за подготовку детей. Работа объемная и ответственная и без четкого выполнения указанных выше трудовых действий результата добиться, не получиться. В проектной деятельности реализуются все указанные выше принципы системно-деятельностного подхода, плюс метод проектов соответствует принципу творчества, поскольку у студентов появляется возможность выразить себя, самостоятельно разработать сценарии на интересующие их темы, выбрать способ реализации и материалы.

Не смотря на перечень активных форм и методов организации групповой работы на уроках, хотелось бы отметить, что для достижения высоких и устойчивых результатов формирования общих компетенций необходимо строить работу системно (если я использую конкретный метод,то я демонстрирую им также способ деятельности. А для меня это очень важно, потому что я учу педагогов и через мою деятельность (т. е через погружение их в разные методы и формы обучения) они погружаются в педагогические технологии и научаются выполнять трудовые действия (профессиональные) грамотно, уверенно и профессионально.

Итак, системно-деятельностный подход можно реализовать, но только при полном понимании какую группу компетенции на занятии мы формируем и под них нужно подобрать определенные методы и формы обучения, и в результате мы получаем грамотного, конкурентно способного специалиста.

Публикации по теме:

Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода Слайд 1 На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст.

Конспект НОД «День чистоты» для детей старшей группы с применением деятельностного подхода Конспект НОД «День чистоты» для детей старшей группы с применением деятельностного подхода и создания проблемной ситуации. Составила: Белякова.

Конспект ОД «Моя семья» с применением системно-деятельностного подхода Задачи: Образовательные: Познакомить детей с писателем Марком Шварцем. Побуждать детей понимать смысл литературного текста. Закреплять.

Конспект занятия по охране здоровья с применением системно-деятельностного подхода в группе для детей с ОВЗ Тема: «Осанка – красивая спина» Цель: Создать условия для формирования способов действия добычи знаний об осанке человека. Задачи. Познакомить.

Консультация для педагогов «Реализация системно-деятельностного подхода на музыкальных занятиях» Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ребенок сам добывает знания, а педагог должен так построить.

Консультация для воспитателей «Научить учиться» (Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ) Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы.

Методические рекомендации осуществления системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Данный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Осуществление системно-деятельностного подхода при использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОНР Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Реализация системно-деятельностного подхода при формировании общекультурных компетенций (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мария Котельникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Реализация системно-деятельностного подхода при формировании общекультурных компетенций
Опубликовано: 26 октября 2023 в 15:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД