МААМ-картинки

Развивающие возможности литературного образования детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Ульяна Даурова
Развивающие возможности литературного образования детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и деятельности человека. Аудио- и видеотехника, оперирующая готовыми слуховыми и зрительными образами, особым способом воздействует на людей, происходит деформация интереса к художественной литературе.

Несомненно, входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг нравственных ориентиров. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Публикация «Развивающие возможности литературного образования детей дошкольного возраста в различных видах деятельности,» размещена в разделах

В настоящее время в теории и практике дошкольного образования актуализируется проблема литературного образования детей. В ФГОС ДО (2013г.) образовательная область «Речевое развитие» как структурная единица образовательной программы, определяет ориентиры и оптимальные условия для освоения детьми родного языка и становления у них речевой культуры, в том числе и посредством художественно литературы.

Мы полагаем, что развивающие возможности литературного образования детей дошкольного возраста в разных видах деятельности расширяет знания ребенка об окружающем мире, воздействуя на его личность, развивая умение тонко чувствовать обогащает образность родного языка.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Мы предлагаем ребятам, используя широкий арсенал средств художественной литературы, создавать сюжеты творческих игр: инсценировка любимой сказки, драматизация с куклами бибабо, импровизация новых сказок, использование конструктивных игр, предваряющих дальнейшие режиссерские: строительство башни для принцессы, замка короля и т. д.

Игры с правилами могут быть наполнены сюжетами литературных произведений. Дети с удовольствием играють в настольно-печатные игры «Мои любимые сказки», «Сказочное домино», в подвижные игры («Бездомный заяц»). Активность детей в использовании сюжетов художественных произведений в качестве основы для игр позволяет констатировать, что литература является неотъемлемой частью игровой деятельности дошкольников и помогает сформировать у ребенка нравственное отношение к самым разным аспектам жизни.

Язык литературных произведений формирует нравственное восприятие действительности ребенком, это дает возможность использовать стихотворения для создания более полных образов в процессе бесед с детьми, анализировать произведения, пересказ сказок, рассказов, создавать собственные сюжеты, что развивает нравственное восприятие действительности, проявление эмпатии к окружающим.

Использование литературных образов и персонажей целесообразно и в двигательной деятельности детей. Мы подбираем подвижные игры с сюжетами и героями сказок, «сказочные» эстафеты, которые делают процесс физического развития более ярким и интересным. Заучивание стихотворных игровых команд, использование фольклорных песен в народных играх («Горелки», «Кауны») также помогает разнообразить двигательную активность детей.

Творчество позволяет ребенку полнее выразить свои эмоции, образно показать свое отношение к поступкам героев, выбрать для композиции наиболее понравившийся эпизод. Дети рассматривают иллюстрации к любимым произведениям, на их основе создают свои, вместе с воспитателем или родителями подбирают сказки или стихотворения и делают книжки для малышей или тематические мини-сборники. Как правило, ребята с удовольствием создают атрибуты и декорации для демонстрации сказок в настольном театре, поделки. Исходя из этого можно сделать вывод, что взаимодействие рисования и художественного слова позволяет детям глубже и разносторонней понимать образы, лучше разбираться в явлениях жизни.

Во время занятия познавательно-исследовательской деятельностью, воспитатель с ребятами обращается к художественному слову. В литературе есть множество загадок, пословиц, закличек и народных примет, обращающих внимание детей на важные особенности природных и погодных явлений, растительного и животного мира, жизни людей. Рассматривая иллюстрации художников к различным произведениям, дошкольники осваивают азы сравнительного анализа. Например, в процессе исследования с детьми на тему «Жизнь дерева» были использованы множество загадок, примет, пословиц. Эти произведения сделали исследование намного образнее.

Музыка позволяет воспитывать в детях чувство прекрасного, а литература в музыке осуществляет преемственность поколений, формирует эстетический вкус. Дети с интересом слушают и исполняют народные песни, такие как «Пчелочка златая», «Во поле береза стояла», «Калинка». Нравится им также играть в народные музыкальные игры: подвижные («Горелки», хороводные («Подушечка»). Для того, чтобы свободно играть в них, ребятам предлагается выучить к ним игровые песенки. Дети с удовольствием и азартом играют в музыкальные игры, например, «Угадай, кто поет?» Ребята так же знакомятся с музыкальными иллюстрациями, например, «Музыкальная табакерка» А. Лядова как иллюстрация к сказке В. Одоевского «Городок в табакерке».

Наблюдая за детьми, мы выяснили, что самый высокий интерес ребята проявляют к театрализации. Поначалу их инсценировки были очень неуверенными, но со временем ребята научились удерживать интерес зрителей, появились яркие сюжеты и неожиданные решения, улучшилась речь. Данная практика благотворно влияет на общение детей, вызывает положительные эмоции, помогает снять психологическое напряжение.

Работа с родителями с использованием художественного слова также плодотворна. Разработанный нами ряд тематических родительских собраний в форме литературной гостиной «Художественное слово в мире детства» ставил своей целью побудить интерес к литературному образованию детей, информирование о развивающих возможностях детской книги.

Таким образом, использование произведений художественной литературы во всех видах детской деятельности благотворно влияет на развитие личности ребенка и становится одним из приоритетных направлений дошкольного образования на современном этапе.

Литература :

1. Арзамасцева И. Н. Николаева С. А. Детская литература : учеб. для студ. высш. педагог. учеб. заведений. М., 2008.

2. Веревкина Т. А. Литературное образование дошкольников : методиче-ские рекомендации. – Тамбов, ТОИПКРО, 2004

3. Гриценко З. А. Литературное образование дошкольников. – М. :Академия, 2012.

4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 2012.

5. Минералова И. Л. Детская литература. Учебное пособие для вузов. М., 2005.

6. Минералова И. Л. Практикум по детской литературе. М., 2001.

Публикации по теме:

Организация коррекционной помощи детям с нарушениями речи в различных видах деятельности в условиях сельского ДОУ «Организация коррекционной помощи детям с нарушениями речи в различных видах деятельности в условиях сельского ДОУ» (Муниципальное дошкольное.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в различных видах деятельности Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в различных видах детской деятельности Жизнь.

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики через интеграцию в различных видах деятельности» В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование.

Проект «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности» ПРОЕКТ «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности» Актуальность проекта: Речь – это творческая.

Развитие субъектности старших дошкольников в детских видах деятельности в условиях модернизации дошкольного образования Развитие субъектности старших дошкольников в детских видах деятельности в условиях модернизации дошкольного образования Попова Инна Александровна.

Сообщение из опыта работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности» «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности» (Постоянно действующий семинар на тему «Влияние.

Статья «Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности» "Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности" Модернизация дошкольного образования.

Участие в научно-практической конференции «ФГОС дошкольного образования: новые проблемы и новые возможности»Участие в научно-практической конференции «ФГОС дошкольного образования: новые проблемы и новые возможности» Замечательные руководители Краснодарского педагогического колледжа организовали и провели прекрасную научно - практическую конференцию "ФГОС.

Возможности квиллинга для развития графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста В развитии графических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста большое значение имеет развитие общей и мелкой моторики [2].

Возможности театрализованной деятельности как средства ознакомления с фольклором детей младшего дошкольного возраста Целью театрализованной деятельности является обеспечение разностороннего интеллектуального, нравственного и эстетического развития ребенка;.

Библиотека изображений:

Публикация Развивающие возможности литературного образования детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ульяна Даурова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развивающие возможности литературного образования детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Опубликовано: 31 марта 2017 в 15:50
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД