Лучший педагог года

Развивающие технологии коррекционного обучения

Меркулова Екатерина Викторовна
Развивающие технологии коррекционного обучения

К развивающим технологиям коррекционного обучения относятся следующие :

Технология проблемного обучения

Технология уровневой дифференциации

• Информационные компьютерные технологии

• Здоровьесберегающие технологии

• Песочная терапия

• Игротерапия

Технология проектного обучения

• Сказочная куклотерапия

Здоровьесберегающие технологии

Публикация «Развивающие технологии коррекционного обучения» размещена в разделах

По значимости стоят на первом месте. Дети с задержкой психического развития, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому педагогу, работающему с такими детьми приходится нормализовать их психическое и физическое состояние. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий.

На каждом уроке необходимо использовать различные динамические паузы: физкультминутки для снятия общего утомления, упражнения для кистей и пальцев рук, гимнастика для глаз, гимнастика для органов слуха, упражнения, корректирующие осанку, дыхательная гимнастика.

Динамические паузы

Во время урока, 2-5 мин., по мере утомляемости ученика. Рекомендуется для учащихся в качестве профилактики утомления. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение.

• Физкультминутки для снятия общего утомления. Могут быть комплексными – на все группы мышц.

• Упражнения для кистей и пальцев рук

• Гимнастика для глаз

• Гимнастика для органов слуха

• Упражнения, корректирующие осанку

• Дыхательная гимнастика

Требования к проведению физкультминуток

• Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания

• Комплексы должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно и результативность

• Проводятся на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата

• Предпочтение – упражнениям для утомлённых групп мышц

• Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой

Пальчиковая гимнастика

«Тренируем пальчики развиваем речь»

Включает в себя активные упражнения и игры для пальцев и направлена на развитие мелкой моторики. Систематические упражнения по тренировке движений наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Позитивно влияет на развитие интеллекта.

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 2-4 мин. во время урока; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Снятие напряжения, нагрузки.

Выбор вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся

1. Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.

Рекомендуются: упражнения для снятия общего или локального утомления; упражнения для кистей рук.

2. Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.

Необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать гимнастикудля глаз.

3. Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.

На данном типе урока используют гимнастику для слуха. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать учащихся на уроке, для этого используют: дыхательную гимнастику.

Обязательным условием при проведении урока является учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

Таким образом, организация урока на основе принципов здоровьесбережения с учетом зоны работоспособности, распределением интенсивности умственной деятельности, а также использование на уроках различных здоровьесберегающих технологий сокращает утомляемость детей на уроках в начальной школе.

Технология проблемного обучения

Для ребёнка представляет большой интерес решить поставленную перед ним проблемную задачу. Однако зачастую учащемуся с ЗПР самостоятельно не удаётся это сделать. Поэтому я всегда использую коррекционную помощь : подсказываю отдельные шаги с целью создания ситуации успеха на уроке. Я предлагаю ученику инструктивную карточку с планом рассуждений, который поможет ребёнку без особых затруднений справиться с поставленной задачей. Когда задание выполнено, ученик, пользуясь тем же планом, формулирует правило. Эту карточку ученик использует на протяжении данного урока при выполнении подобных заданий. Допустимо использовать эту карточку-помощницу и на последующих уроках, пока школьник не запомнит алгоритм рассуждений.

Применение проблемного подхода в обучении позволяет достигать определенных результатов:

-проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

-у учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;

-возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

Технология уровневой дифференциации

Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т. д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.

Проанализировав знания ученика с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:

• эта технология позволяет выявлять и учитывать индивидуальные особенности ребёнка;

• повышается рефлексивность и мотивация учения;

• повышается уровень удовлетворённости результатами обучения учеником и соответственно учителем.

Технология проектного обучения

Интегрированный подход к обучению – это необходимое условие проектной деятельности в начальной школе, инновационной технологии в процессе обучения. Интегрирование предметов направлено на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Вариативность использования интегрированного метода довольно разнообразна. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определённая проблема. Проектно-исследовательский метод в начальной школе – это подготовительный этап для дальнейшей его реализации в среднем и старшем школьном звене. Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Таким образом, метод проектов можно представлять как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя и учащегося, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Информационные компьютерные технологии

С учащимися с ЗПР необходимо вести работу по решению коррекционно-развивающих задач, которые учитель определяет на каждый урок. Корекционно-развивающих задач достаточно большое количество, их постановка зависит от трудностей конкретного ребёнка. У моего ученика недостаточно развиты процессы произвольного внимания, памяти и имеются недостатки в формировании пространственных представлений. С целью развития этих процессов я использую специальные электронные игры-презентации на своих уроках.

Кроме мультимедийных презентаций современный учитель имеет широкие возможности применения других электронных ресурсов: тренажеров, тестов, электронных обучающих игр. Использование тренажёров на уроке способствует развитию познавательной мотивации, интереса, активности при изучении любого предмета.

Грамотное использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности младших школьников на уроке.

Публикации по теме:

«Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни». Выступление на педагогическом совете Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития.

Дидактическое средство обучения в технологии «Лэпбук  «Театр»Дидактическое средство обучения в технологии «Лэпбук  «Театр» «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот кто любит театр по настоящему всегда уносит из него запас мудрости.

Образовательные технологии и их использование в процессе обученияОбразовательные технологии и их использование в процессе обучения Мою группу посещают дети с разным уровнем развития. Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в нашем дошкольном.

Конспект коррекционного занятия для шестиклассников с ОВЗ «Балалайка»Конспект коррекционного занятия для шестиклассников с ОВЗ «Балалайка» Конспект коррекционного занятия для шестиклассников с ОВЗ «Балалайка" Тема: «Балалайка» Цель: познакомить детей с русским народным.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Программы и технологии коррекционно-развивающего обучения в ДОО компенсирующего вида В статье указан перечень программ и технологий для организации коррекционно-развивающей работы в ДОО компенсирующего вида. Адресная направленность:.

Сидим дома. Мастер-класс «Чашка и чайник» по технологии развивающего обучения «Пластилинография»Сидим дома. Мастер-класс «Чашка и чайник» по технологии развивающего обучения «Пластилинография» Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развивающие технологии коррекционного обучения
Опубликовано: 24 октября 2023 в 18:00
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающие технологии коррекционного обучения» (включая файлы) размещена пользователем Меркулова Екатерина Викторовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД