Получи документы

Развивающая предметно-пространственная среда как способ поддержки инициативы и мотивации у дошкольников с нарушениями речи

Елена Алехина
Развивающая предметно-пространственная среда как способ поддержки инициативы и мотивации у дошкольников с нарушениями речи

В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.

Инициатива - это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе.

Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда как способ поддержки инициативы и мотивации у дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах

(СЛАЙД 3) Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте, начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный, период - это возраст от 3 до 5 лет.

К сожалению, сегодня общество неосознанно подавляет инициативность и мотивацию ребенка, что приводит к снижению познавательной активности, появлению инфантилизма и несамостоятельности. Из-за бурного развития игровой промышленности в мире меньше используется фантазия и изобретательность дошкольников. Активные, сопровождаемые речью игры вытесняются компьютерными играми, виртуальными героями.

(СЛАЙД 4)Дети с нарушениями речи логопедической группы – это особая категория детей с нарушениями компонентов речи при сохранном слухе и сохранном интеллекте.

Для детей с нарушением речи характерны :

- недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения;

- отставание в развитие словесно-логического мышления;

- инертность, быстрая истощаемость воображения;

- неадекватная самооценка: ощущение своей малоценности, робости, неуверенности в своих возможностях;

- общая психофизиологическая расторможенность;

- недоразвитие общей и мелкой моторики.

- повышенная утомляемость, и как следствие, не доведение дел до конца.

Организация правильно предметно – пространственной среды является важнейшим условием для работы с детьми, имеющими нарушения речи. Большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени.

Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом. Среда стимулирует развитие инициативности и самостоятельности. В ней дети реализуют свои способности.

(СЛАЙД 5)При организации ППРС логопедического кабинета я соблюдала основные принципы ФГОС дошкольного образования :

1. Содержательно - насыщенная - средства обучения, инвентарь, оборудование, которые позволяют обеспечить все виды детской деятельности; эмоциональное благополучие детей; возможность самовыражения детей.

2. Трансформируемая - возможность изменения РППС в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей.

3. Полифункциональная - возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности.

4. Доступная - свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности.

5. Безопасная - соответствие элементов РППС требованиям СЭС, пожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.

(СЛАЙД 6)Пространство кабинета разделено на центры активности, которые способствуют упорядоченности самостоятельных игр и занятий и позволяет детям заниматься конкретной деятельностью, используя конкретные материалы, без дополнительных пояснений и вмешательства со стороны взрослого. Кроме того, наличие центров активности помогает детям лучше понимать, где и как работать с материалами.

В соответствии с направлениями работы помещение логопедического кабинета можно условно разделить на несколько основных центров:

1. Коррекции звукопроизношения

2. Развития речевого дыхания

3. Развития мелкой моторики

4. Развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза

5. Формирования лексико-грамматического строя

6. Обучения грамоте

7. Развития связной речи

8. Методического сопровождения

9. Информационный центр

Для поддержки детской инициативности и мотивации находится в кабинете зона конструирования. Процесс конструирования стимулирует творчество, свободу самовыражения. Она оборудована деревянным и природным строительным материалом, конструкторами, различными кубиками. Зона конструирования находится в свободном доступе. Хранятся конструкторы в открытых ящиках, в пластиковых контейнерах, куда дошкольники сами могут его сложить. Соразмерна росту и физическим возможностям воспитанников.

Для поддержки мотивации и инициативности применяется разнообразный дидактический материал. Значительный интерес в работе с детьми с нарушениями речи представляет работа с различными куклами (куклы на палочках, руковичковые, картонажные, бибабо). Они расположены на уровне детских глаз, на полке открытого стеллажа. Куклы помогают разыгрывать различные ситуации из жизни и сказочные сюжеты. Для многих детей куклы-марионетки становятся настоящими помощниками: помогают снимать психическое напряжение, позволяют выполнять вместе что-то важное, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому или другим детям. Кроме того, взрослые от имени куклы могут проводить различные развивающие занятия, игры. В процессе такой работы развивается творческое воображение, активизируется мыслительная деятельность, развиваются различные виды речи (монолог, диалог).

Особый интерес у детей вызывают наглядные игровые комплексы игр со словами – квазиомонимы. Это игровой комплекс, по профилактики нарушений фонематического восприятия. Игровые комплексы применяются для автоматизации звуков в речи. На карточках нарисованы предметные картинки, которые отличаются одним звуком (лак, рак; ветка, сетка; билет, жилет; и т. д., Это создает условия для проявления речевой инициативности и преодоления речевого негативизма у дошкольников с ОНР.

В логопедическом кабинете дети используют интерактивные папки – Лепбуки. Они полностью отвечает требованиям ФГОС ДО к пространственной предметно-развивающей среде, поскольку они информативны и вмещают в себя достаточно много информации по определенной теме; полифункционален, что способствует развитию творчества, воображения дошкольников, умения взаимодействовать друг с другом; позволяет осуществлять интеграцию образовательный областей по всем направлениям развития ребенка. Структура и содержание лэпбука позволяет детям проявить самостоятельность и инициативу в его использовании, что обеспечивает познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников.

Предметно – пространственная среда никогда не может быть завершенной, поскольку всегда находится в динамики и модерницации.

Таким образом, для поддержки детской мотивации и инициативы необходимо :

1. Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

2. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

3. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;

5. Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает; 6. Поощрять различные творческие начинания ребенка.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в нравственном воспитании дошкольниковРазвивающая предметно-пространственная среда в нравственном воспитании дошкольников РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дошкольный возраст—это период позитивных изменений.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ В нашей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Предметно-пространственная развивающая среда по ПДДПредметно-пространственная развивающая среда по ПДД Хочу с Вами поделиться теми пособиями и методическим материалом, которыми пополнился наш уголок по ПДД. Самое главное у человека - это.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством. Создавая.

Развивающая предметно-пространственная среда. Центр логики и математики «Познавай-ка» для старших дошкольниковРазвивающая предметно-пространственная среда. Центр логики и математики «Познавай-ка» для старших дошкольников «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство.

Развивающая предметно-пространственная среда для организации и знакомства дошкольников с различными спортивными играмиРазвивающая предметно-пространственная среда для организации и знакомства дошкольников с различными спортивными играми Уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим опытом работы по созданию в нашем дошкольном учреждении развивающей предметно-пространственной.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДООРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОО Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО. Ожева Н. Н и Прилепко Е. А. Всоответствии с ФГОС ДО программа должна отражаться с учетом.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Уважаемые коллеги! Хочется представить вам опыт работы педагогов ДОУ по созданию условий для сохранения психо - эмоционального здоровья.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Главное требование к образовательной среде в ДОУ - предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Библиотека изображений:

Публикация Развивающая предметно-пространственная среда как способ поддержки инициативы и мотивации у дошкольников с нарушениями речи (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Алехина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развивающая предметно-пространственная среда как способ поддержки инициативы и мотивации у дошкольников с нарушениями речи
Опубликовано: 18 июня 2022 в 12:13
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД