Папки-передвижки

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Романова Елена
Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Проблема эмоционального развития ребенка относится к категории междисциплинарных проблем, находящейся на стыке психологии и педагогики. Эмоциональное развитие ребенка выступает стержневой составляющей его общего развития, поскольку эмоциональность обусловливает успешность общения ребенка со сверстниками и взрослыми, определяет адекватность реакций на жизненные события, влияет на адаптацию к новым условиям жизнедеятельности. За кажущейся простотой детской эмоциональности кроется довольно сложный и многоаспектный процесс понимания и выражения эмоций, требующий от детей определенного уровня развития и знаний об эмоциях и их проявлениях. Умение понимать другого чрезвычайно важно для эффективного взаимодействия людей в процессе игры, общения, учения, труда.

Публикация «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольный возраст рассматривается сенситивным периодом в эмоциональном развитии детей.

Именно в дошкольном возрасте дети приобретают опыт понимания и восприятия эмоций, осваивают словесное обозначение эмоций, адекватность ориентировки в воспринимаемой ситуации, ее эмоциональном смысле, средствах и способах выражения эмоций. Способность к пониманию эмоциональных состояний другого человека развивается в раннем и дошкольном возрасте во взаимодействия ребенка с близкими взрослыми, затем со сверстниками. Умение ребенка распознавать эмоциональное состояние партнера важно для общения.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста необходимо рассматривать как целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Выделяют две ключевые линии эмоционального развития детей дошкольного возраста. Первую связывают с закономерными изменениями, происходящими в восприятии, распознании, определении детьми эмоции по экспрессии. Вторая линия определяет изменения, происходящие в воспроизведении детьми различных эмоциональных состояний

Закономерностями эмоционального развития в период дошкольного возраста являются три взаимосвязанных направления: эмоционально-экспрессивное развитие; становление эмоционального регулирования поведения и общения; развитие социальных эмоций, которые в свою очередь обуславливают ряд эмоциональных новообразований :

1) способность дифференцировать признаки экспрессии и идентифицировать их значения в контексте определенных эмоциональных состояний; 2) развитие эмпатии как способности сопереживать, сочувствовать, содействовать чувству другого человека; 3) способность к эмоциональному предвосхищению.

В период с 4 до 8 лет происходит качественное развитие когнитивных схем эмоций : усложняются антецеденты – появляются представления о том, что эмоция вызывается взаимодействием ситуации с внутренним состоянием индивида; усложняются следствия эмоций – при идентификации эмоций, окружающих дети начинают учитывать мимические, вокальные, поведенческие и другие изменения (физиологические, психические); возникают медиаторы – при идентификации эмоций дети начинают учитывать промежуточные переменные, опосредствующие порождение и проявление эмоций (индивидуальные особенности окружающих, актуальное физическое и психическое состояние человека, культурные особенности.

Существуют возрастные особенности понимания эмоций. Для младшего дошкольного возраста (3-4 года, характерно понимание четырех эмоций : радости, грусти, страха

и злости. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) к этим эмоциональным состояниям добавляется эмоция удивления. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) расширяется модальный ряд, в него включаются эмоции обиды, вины и стыда. Таким образом, в дошкольном возрасте детям доступно восприятие и понимание восьми основных эмоций : радости, грусти, страха, злости, удивления, обиды, вины и стыда, которые с учетом возрастных особенностей детей вводятся в определенной последовательности.

Кроме того, в 5 лет большинство детей способны идентифицировать различные эмоциональные выражения, правильно определить некоторые из внешних причин эмоций и понять влияние напоминаний на возникновение эмоций.

К 7 годам они могут не только распознать эмоции, понять причины их возникновения и влияние напоминания о событии как активатора эмоции, но и осознать роль желаний и убеждений в возникновении эмоций, а также возможность скрывать эмоции.

К 5-6 годам дети усваивают точные обозначения эмоций прилагательными : «веселая», «радостная», «злая». Количество детей, использующих определения в форме прилагательного, возрастает вдвое. Заметим, что употребляемые детьми наименования эмоций не отличаются разнообразием.

Таким образом, эмоциональное развитие следует рассматривать как процесс качественных и количественных преобразований, которые способствуют появлению ключевых новообразований на различных этапах онтогенеза. Эмоциональное развитие связано с закономерными изменениями, в результате которого появляются новообразования в эмоциональной сфере. Эмоциональное развитие в детстве происходит в рамках трех направлений:

1) восприятие и понимание эмоциональных состояний;

2) развитие

эмоциональной регуляции поведения и общения;

3) развитие социальных эмоций.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферыВариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.

Дидактическая игра на развитие эмоциональной сферы детей «Эмоции в мире сказок»Дидактическая игра на развитие эмоциональной сферы детей «Эмоции в мире сказок» Дидактическая игра «Эмоции в мире сказок» Цель: - Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей, через закрепление знаний об основных.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций»Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций» Развивать эмоциональную сферу ребенка необходимо как можно раньше, чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше ребенок встроен в.

Игра для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возрастаИгра для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста В жизни ребёнка эмоции играют важную роль, они помогают ему воспринимать действительность, реагировать на неё, чувствовать и понимать.

Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей раннего возраста через пальчиковые и тактильные игры Первоначальный жизненный опыт общения ребенок получает в раннем возрасте, и от того, каким он будет, зависит его будущее отношение и взаимодействие.

Опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельностиОпыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности Эмоции выражают отношение человека к тому, что он познает, к поступкам, к окружающему миру. Ребенок реагирует на все происходящее эмоциями.

Развитие мелкой моторики и эмоциональной сферы детей с ОВЗ в рамках студии «Природный дизайн»Развитие мелкой моторики и эмоциональной сферы детей с ОВЗ в рамках студии «Природный дизайн» Светлана Одинцова. МБДОУ ЦРР "Детский сад№ 196. В данной статье предоставлен опыт ведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ, с применением.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельностиРазвитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 июня 2023 в 16:45
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Романова Елена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД