МААМ-картинки

Опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности (4 фото)

Ольга Николаева
Опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности

Эмоции выражают отношение человека к тому, что он познает, к поступкам, к окружающему миру. Ребенок реагирует на все происходящее эмоциями. Именно благодаря эмоциям человек регулирует свое поведение и соотносит его с поведением других людей, с которыми вступает в общение.

Эмоции – это та область, которой в процессе воспитания и развития детей в семье уделяется не достаточно внимания. Однако, развитие эмоциональной сферы дошкольников – очень важное занятие, ведь умение испытывать эмоции и правильно их выражать не дается людям автоматически при рождении, дети учатся этому, наблюдая, в первую очередь, за собственными родителями. А так как в настоящее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, да и родители, зачастую, зависимы от гаджетов и как следствие происходит недостаточное обогащение у детей чувственной и эмоциональной сфер.

Публикация «Опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности» размещена в разделах

Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно, как результат совместной работы с детьми, педагогами и родителями, сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность психолого-педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.

Так же важно отметить, что в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования «охрана и укрепление эмоционального благополучия детей -выступает в качестве основной приоритетной задачи дошкольного образования.

В результате наблюдения и диагностирования детей, еще в самом начале моей работы в детском саду, я увидела необходимость работы по эмоциональному развитию детей. Современные дети остро реагируют на окружающий мир, они менее отзывчивы к чувствам других, не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции, и поэтому чувствуют себя беспомощными и нуждаются в эмоциональной поддержке и в специальной организации работы по эмоциональному воспитанию. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо проводить целенаправленную профилактическую и коррекционную работу, направленную на развитие эмоциональной сферы личности дошкольников.

Проблеме эмоционального развития детей уделяли внимание и отечественные и зарубежные психологи, которые дают научное объяснение природы эмоций и чувств, однако в настоящее время среди них нет единого взгляда на природу, сущность эмоций и чувств. Это объясняется тем, что долгое время велись дискуссии, да и сейчас ведутся по вопросу природы эмоций. Но, несмотря на это, психологи внесли огромный вклад в теоретическое и экспериментальное изучение эмоций и чувств хотя ещё очень много нерешённых проблем.

Многие специалисты по дошкольному образованию утверждают, что эмоциональная сфера современных малышей развита слабо. Опираясь на свой личный опыт работы с дошкольниками, могу сказать, что сейчас действительно редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка, и все больше поступает от воспитателей и родителей обращений по проблеме эмоциональных нарушений, наличии страхов, тревожности, агрессивности, эмоциональной неустойчивости.

Современного ребенка важно научить понимать себя, свои эмоциональные переживания, соотносить их с эмоциями людей ближайшего окружения, научить изменять, корректировать свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Цель технологии: создание благоприятных условий для развития и укрепления эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

• Изучать эмоционально-личностные особенности дошкольников и динамику их развития в ходе психолого-педагогического сопровождения

• Совершенствовать развивающую, коррекционно-развивающую работу по развитию эмоциональной сферы с воспитанниками старшего дошкольного возраста

• Содействовать повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах развития эмоциональной сферы дошкольников

• Обогащать развивающую среду в целях обеспечения эмоционального благополучия дошкольников.

Работа выстроена в 3 этапа :

• Подготовительно-диагностический

• Основной

• Рефлексивно-аналитический

В работу были вовлечены все участники образовательного процесса. И родители, и педагоги, и дети принимали активное участие. На всех этапах работы очень активно с родителями и педагогами мы общались с помощью сети Интернет: через электронную почту и мой личный сайт, через мессенджерыViber и WhatsApp, а так же некоторые консультации проходили с использованием программы Скайп.

На первом этапе были проведены психолого-педагогический мониторинг, психодиагностические обследования, индивидуальные собеседования с педагогами и родителями по итогам диагностики. А так же разработка рабочей программы, с составлением комплексно-тематического планирования, индивидуальных развивающих программ, подбор заданий, игр, музыкального сопровождения. Регулярно пополняются папки психолога в группах, в которые вкладывается полезная информация для родителей.

Результаты диагностики подтвердили необходимость разработки и проведения развивающих занятий, разработки рекомендаций педагогам и родителям и тесная совместная работа с ними, т. к. только при таком взаимодействии можно предупредить негативные тенденции в развитии эмоциональной сферы детей.

На основном этапе работа строилась совместно с детьми, педагогами и родителями, как с активными участниками образовательных отношений. В своей работе я использую различные формы взаимодействия с ними.

Так, с детьми, основной формой является специально организованные занятия с педагогом-психологом по развитию эмоциональной сферы. Так же использую совместные игровые сеансы с родителями, которые детям очень нравятся. Еще использую игры и пособия на развитие эмоциональной сферы (составлена картотека игр для использования как в детском саду, так и дома вместе с родителями). Положительный отклик получило совместное участие в конкурсах и акциях, в проектах. Дети и родители активно принимают в них участие.

В нашем ДОО созданы все условия для внедрения информационно-коммуникативных технологий, и я прошла обучение по работе со смарт-доской, я применяю это на практике, поэтому все занятия, консультации и другие мероприятия, проводимые в ДОО сопровождаются презентациями, развивающими компьютерными играми, дидактическими компьютерными играми и др. Мною разработана серия компьютерных игр-презентаций на развитие эмоциональной сферы, которые используются как сопровождение в образовательной деятельности.

Еще хочется отметить, что в связи с последними событиями в мире, связанными с ограничениями из-за новой коронавирусной инфекции некоторое время работа с детьми велась дистанционно. А так как я проходила обучение по использованию открытых онлайн ресурсов для организации дистанционной работы, мне это очень помогло. Большинство родителей с удовольствием откликнулись на мое предложение к такому виду деятельности. Я рассылала задания для детей, делала видео-трансляции, родители давали «обратную связь»- присылали короткие видео выполнения заданий, фотографии рисунков и т. д. Отзывы о проделанной работе были только положительные.

Подробнее остановлюсь на основной форме работы с детьми – это целенаправленная совместная организованная образовательная деятельность по Программе психологических занятий с детьми дошкольного возраста «Цветик-семицветик» под ред. Н. Ю. Куражевой, охватывая все возрастные группы. Цель данной программы создание условий для естественного психологического развития ребенка, а комплексность занятий учитывает развитие всех психических процессов, свойств и состояний, в том числе и эмоциональное развитие. В ходе развивающей работы дети знакомились с эмоциями, переживали эмоциональные состояния, вербализировали свои переживания, знакомились с опытом и переживаниями сверстников, а так же с тем, как и что переживали герои литературных произведений.

Опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности

Ценность такой работы заключается в следующем:

• расширяется круг понимаемых детьми эмоций,

• дети начинают лучше понимать себя и других,

• у них чаще наблюдается эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

С детьми данная работа проводится в игровой форме по подгруппам 10-12 человек, 1 раз в неделю. Каждое занятие содержит несколько этапов:

• Организационный

• Мотивационный

• Практический

• Рефлексивный

В своей работе использую различные психолого-педагогические методы и приемы. В каждой группе, соответственно возрасту, создаются условия для проявления всех видов активности детей, развитию всех психических функций, для освоения разных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре и в повседневном общении. Так же обязательным условием для успешного развития эмоциональной сферы является создание благоприятной обстановки.

В каждой возрастной группе детей знакомим с определенным набором эмоций, доступных для их понимания, с пиктограммами, с мимикой и пантомимикой. В старшей и подготовительной группах – закрепляются все изученные эмоции, а так же работа ведется над развитием саморегуляции эмоциональных реакций, дети учатся различать эмоциональные состояния по внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. На занятиях с другими педагогами эти знания и умения закрепляются.

Так же в нашем ДОО активно пополняется развивающая предметно-пространственная среда, в том числе направленная и на развитие эмоциональной сферы. В сенсорной комнате созданы условия для развития эмоциональной сферы, способности к эмоциональной регуляции своего поведения, тренировки процессов торможения, снятия мышечных зажимов. Дети с удовольствием занимаются там, и я вижу, как на них благоприятно действует взаимодействие с оборудованием «волшебной комнаты». В группах созданы и пополняются психологические уголки, большой вклад в их пополнение делают и родители и педагоги, поскольку видят положительный эффект. Так многие пособия сделаны своими руками и дети активно их используют в играх.

Фото №1 Эмоции выражают отношение человека к тому что он познает к поступкам к окружающему миру

В каждой группе стало традицией каждый день ставить отметки в «Дневниках настроения», где дети с удовольствием выставляют свои фото к пиктограммам с эмоциями, тем самым отмечая с каким настроением они пришли в детский сад и если оно меняется в течение дня, ребята переставляют фотографию. Данная работа помогает концентрировать внимание детей на своих эмоциях и на эмоциональных проявлениях окружающих их сверстников и педагогов.

В каждой группе созданы уголки уединения, которые способствуют развитию и обогащению эмоциональной сферы, создают положительный микроклимат в группе, предупреждает чрезмерное возбуждение детей, которое ведет к утомлению нервной системы, а так же облегчает привыкание вновь поступивших в группу детей.

Для педагогов проводятся семинары-тренинги, мастер-классы, выступления на педсоветах, транслируется опыт в различных педагогических интернет - сообществах, и другие традиционные и нетрадиционные формы работы. Совместно со специалистами разработаны планы взаимодействия. С педагогами ведется очень тесная работа, поэтому они как во время образовательной, так и во время свободной деятельности закрепляют с детьми полученный материал по развитию эмоциональной сферы.

При встречах с педагогами и родителями стараюсь донести всю важность проблемы нарушений в эмоциональной сфере детей, объясняю возможные причины возникновения данных проблем в поведении детей, совместно вырабатываем стратегию дальнейшего развития эмоциональной сферы ребенка.

Родители, приводя детей в детский сад, зачастую сначала не понимают для чего нужна данная работа, с ними обязательно проводится родительское собрание на котором объясняется необходимость развития именно эмоциональной сферы, а когда видят даже небольшой результат - активно включаются в данную работу. Так у нас традиционно 2 раза в год, зимой и весной, проходят совместные занятия «Вместе весело играть», на которых ребята показывают чему они научились. Данные мероприятия всегда проходят весело, родители с удовольствием участвуют в играх вместе с детьми. Такие мероприятия снимают психоэмоциональное напряжение и усиливают психологическую связь между детьми и родителями.

Фото №2 Ребенок реагирует на все происходящее эмоциями

Помимо совместных игровых сеансов с детьми для родителей проводятся открытые показы занятий, индивидуальные и групповые встречи, выступления на родительских собраниях, «круглые столы», и др.

Родители вместе с детьми активно участвуют в различных акциях и конкурсах, таких как «Мы разные, но мы вместе», посвященному Дню толерантности, «Мамочка любимая моя», посвященной «Дню матери» и других. Совместно изготавливают поделки из природных материалов, родители восхищаются и на своем примере показывают детям свои положительные эмоции, заряжают детей позитивным настроением, что так же способствует развитию эмоциональной сферы. Данная работа так же помогает сблизиться детям и родителям, это так же благоприятно сказывается на чувственном мире дошкольников.

Так же для родителей разработана и пополняется мини-библиотека «Мой ребенок», в которой собраны как печатные издания, так и электронные. Для заинтересованных родителей даю ссылку на книги, располагающиеся на яндекс-диске, где можно скачать и познакомиться с той или иной литературой.

Так же в нашем детском саду организована «Школа молодой семьи», которая так же способствует психолого-педагогическому просвещению родителей, в том числе и по развитию эмоциональной сферы. Здесь занятия проводятся так же совместно с детьми и проводятся в игровой форме. Мы разбираем темы, которые интересны и волнуют родителей.

На последнем этапе для родителей проведены семинары «Эмоции в жизни детей», «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка», «Выходной день вместе». Проведены итоговые собрания и повторное анкетирование на тему «Мой ребенок», где выявились положительные изменения в познавательном развитии, поведении, общении и в психо-эмоциональном состоянии детей. В процессе совместной развивающей работы можно отметить положительную динамику в развитии эмоциональной сферы детей. Тревожность снизилась, взаимоотношение детей в группах улучшилось. Дети стали более дружелюбными, раскрепощенными. У многих детей исчезли проявления неуверенности, желания обидеть и оскорбить. Дети чаще стали играть в спокойные игры, перестали драться. В рисунках детей стали преобладать яркие цвета. Что свидетельствует о положительном эмоциональном фоне.

У детей расширился круг осознаваемых эмоций, они начинали глубже понимать себя и других, у них чаще возникала эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствовали развитию эмоционально-личностной сферы ребенка.

Фото №3 Именно благодаря эмоциям человек регулирует свое поведение и соотносит его с поведением других людей с которыми вступает в общение

Анализ результатов исследования особенностей использования мимики, пантомимики, умения выразить в речи различные эмоциональные состояния, а так же понимание графических изображений эмоциональных состояний показал, что у детей повысился уровень знаний об эмоциональных проявлениях, дети стали достаточно легко различать эмоциональные состояния, научились распознавать эмоциональные изображения, а так же без особых затруднений понимать эмоции и настроение других людей.

Качественный анализ результатов показывает,что именно в тесной совместной деятельности дети-родители-педагоги можно добиться максимально положительного результата в развитии эмоциональной сферы детей. Проведенная развивающая работа способствовала снижению отдельных нежелательных форм поведения (грубости, недоброжелательности, агрессивности). У большинства детей появилось желание выражать преимущественно положительные эмоции.

Я считаю, что работа по эмоционально – личностному развитию прошла успешно, и дети, и родители, и педагоги получили необходимые знания, умения и навыки.

Перспективу своей дальнейшей деятельности вижу в продолжение работы по формированию эмоционально- личностной сферы дошкольников, поиске и внедрении современных технологий. Так же планирую разработку системы занятий по развитию эмоциональной сферы в совместной деятельности для детей младшего и среднего возраста; обобщение и тиражирование опыта через средства массовой коммуникации: публикации, выступление на конференциях, методических объединениях; пополнение уголков психологической разгрузки новыми дидактическими пособиями и играми; сертифицирование Программы развития познавательной и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством сенсорных модулей.

У меня есть свой персональный сайт и группа в социальной сети «Вконтакте», где выкладываю информацию, актуальную для родителей (отслеживаю запросы родителей). Родители имеют возможность задать вопрос или записаться на консультацию через через электронную, через мессенджерыViber и WhatsApp. А с помощью программы скайп пообщаться с психологом лично. Особенно активно это практикуют молодые родители.

Публикации по теме:

Универсальное многофункциональное дидактическое пособие, способствующее развитию эмоциональной сферы детейУниверсальное многофункциональное дидактическое пособие, способствующее развитию эмоциональной сферы детей Главными посыльными в мир эмоций и познаний ребенка дошкольного возраста являются сказки. Со сказочных историй начинается его знакомство.

Бинарное занятие по развитию речи и коррекции эмоциональной сферы детей «За кулисами театра» Цель: тренировка навыков саморегуляции и самокоррекции эмоциональной сферы. Задачи: Помогать осваивать выразительные средства языка (сравнения,.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» Работая с детьми с нарушением зрения, отметила, что многие из них имеют отклонения цветоразличительных функций. Коррекционно-педагогическая.

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Секреты «Кока-Колы»Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Секреты «Кока-Колы» Цель: Создание условий для развития познавательной активности у детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, формирование.

Опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игрОпыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр Консультация для родителей на тему: «Речь развиваю в театр с детьми играю» «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире.

Опыт работы: «Картотека мнемосхем по заучиванию стихов для детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы: «Картотека мнемосхем по заучиванию стихов для детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельностиРазвитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности
Опубликовано: 16 июня 2022 в 11:18
+234Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД