Папки-передвижки

Развитие творчества старших дошкольников в программе по музыкальному воспитанию (старший дошкольный возраст)

Наталья Шестакова
Развитие творчества старших дошкольников в программе по музыкальному воспитанию (старший дошкольный возраст)

Развитие творчества старших дошкольников в программе по музыкальному воспитанию (старший дошкольный возраст)

Развитие творчества по программе «Ладушки» (старший дошкольный возраст)

В представленной программе по музыкальному воспитанию дошкольников «Ладушки» авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева пропагандируют идею воспитания и развития гармонической и творческой личности ребенка средствами музыкального искусства и музыкально-художественной деятельности. В свете новых стандартов современного мира мы наблюдаем высокую потребность в поколении молодых людей с нестандартными способностями, креативным мышлением.

Публикация «Развитие творчества старших дошкольников в программе по музыкальному воспитанию (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Дошкольный возраст в данном вопросе как раз и является интенсивным периодом развития творческих возможностей. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначена задача: развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в качестве субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. Можно сказать, что творчество является необходимым условием развития личности.

Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству доступными дошкольнику средствами и к творчеству.

В программе определены: - задачи музыкального воспитания и развития детей в каждой возрастной группе; 2 - структура каждого занятия с учетом возрастных и психофизиологических возможностей ребенка; - результаты освоения программного содержания в каждой возрастной группе; - рекомендуемый музыкальный и музыкально-игровой репертуар; - рекомендации по взаимодействию с детьми на занятии.

В программе заложены основные принципы в работе с детьми: 1. Создание непринужденной и творческой обстановки. 2. Целостный подход в решении педагогических задач. 3. Принцип последовательности, который предусматривает постепенное усложнение поставленных задач. 4. Соотношение музыкального материала с природным, народным, светским и историческим календарем. 5. Принцип партнерства. 6. Принцип положительной оценки, что является залогом успешного развития музыкальных способностей и творчества детей дошкольного возраста.

Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение. Те задачи, которые ставит педагог, должны быть, прежде всего, задачами для него, а не для детей. Вариативность в разучивании материала (движения, песни и т. д.) играет очень большую роль для педагога. Во-первых, детям не скучно выполнять упражнение. Во-вторых, дети начинают понимать и ощущать многообразие форм движения, пения. В-третьих, педагог, внимательно наблюдая за детьми, отмечает для себя, какой из вариантов выполнения более интересен для детей, лучше и эмоциональнее ими выполняется. В-четвертых, дети начинаю! творчески подходить к заданиям, сами придумывают варианты выполнения.

Музыка является важным средством творческого, умственного и физического развития детей. Умение вслушиваться и отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, делать обобщения и сравнения требуют активной умственной деятельности. На каждом этапе занятия ставятся новые задачи, которые стимулируют ребенка мыслить, творить. Музыкальные занятия строятся на взаимосвязи музыки и движения, где формируется правильная осанка ребенка, совершенствуется координация движений.

Задачи, которые ставят авторы программы, направленны на развитие творчества дошкольников, это прежде всего:1) Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности. 2) Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.

Решение этих задач предусмотрено в программе следующими разделами музыкального занятия:

Приветствие. 2. Музыкально-ритмические движения. 3. Развитие чувства ритма, музицирование 4. Пальчиковые игры. 5. Слушание музыки. 6. Подпевание, пение 7. Пляски, игры.

Начиная с приветствия детей перед занятием, программа предлагает использовать музыкальное сопровождение, чтобы дети могли поздороваться не только с помощью речи, но и с помощью движений, что способствует развитию оригинальности выполнения. Ребенок вначале повторяет приветствие за педагогом, затем предлагается придумать свое. Вот различные варианты для приветствия, которые очень нравятся детям: игра «Здравствуйте», «звучащие жесты», «немые жесты», «Песенка – приветствие», педагог предлагает детям отвернуться и присесть, затем по звуку колокольчика встать, повернуться и принять какую-нибудь позу, образ и соответственно ему поздороваться; ребенку предлагается надеть мышиные ушки и спеть песенку, придумав свою мелодию и т. д.)

В непринужденной игровой ситуации осуществляются и музыкально-ритмические задачи: у детей развиваются чувство ритма, артикуляция, мелодический, динамический, тембровый и звуковысотный слух, интонационная выразительность, музыкальная память, певческий диапазон и умение владеть своим голосом. Безусловно, расширяются детский кругозор, воображение, дети учатся творить. Музыкально-ритмические упражнения направлены на то, чтобы дети научились согласовывать свои движения с характером музыки, умели отражать в движении музыкальные образы, эмоционально отзывались на музыку, ориентировались в пространстве, координировали свои движения. В этот раздел включено два вида движений: общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук) и танцевальные (полуприседания, хороводный шаг, поскоки, притопы и т. д.). Дети с радостью выполняют задания на пластичность рук, без предметов (упражнение «Большие крылья») или с лентой на палочке, игра на воображаемых инструментах. Много заданий на воображение ребенок выполняет с легкостью из-за его буквального перевоплощения, будь то прыжки через воображаемые препятствия или просто галоп по кругу. Выполняя под музыку высокий и тихий шаг, каждый ребенок уникален в своем самовыражении. В совершенствовании ребенком основных шагов русского народного танца (хороводный, приставной, топающий шаги, он стремиться быть на переднем плане, как ведущий или солист. Замечая индивидуальность в исполнении ребенком того или иного творческого задания, необходимо дать оценку его выдумке и способу выражения. Движения из программы на развитие творчества: упражнение для рук «Большие крылья», «Мельница», «Дождик», «Упражнение с лентой на палочке», «Прыжки через воображаемые препятствия», «Поскоки с остановками» (сделать любую красивую фигуру, упражнение «Бабочки».

Разнообразные игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования. Пособие «Этот удивительный ритм» программы представлено разнообразными играми: с игрушками и картинками, игры с именами, игры с предметами, знакомство с длительностями, ритм в стихах, ритм в музыкальных произведениях. Яркий красочный материал очень доступен и понятен детям даже для их самостоятельной деятельности в группе. Ребенок музицирует, составляя и проигрывая свои ритмы на музыкальных инструментах (выложить и прохлопать ритмический рисунок из рыбок или жуков; придумать и показать, какие бывают дяди: толстые, высокие, строгие и т. д; придумывают образ персонажа, его движения, затем педагог просит выразить в звуках на музыкальных инструментах характер персонажа)

Пальчиковая гимнастика играет очень важную роль в общем развитии ребенка. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность. Дети учатся рассказывать выразительно, эмоционально. При проговаривании потешки разными голосами (кислым, замерзшим, низким, хриплым, писклявым и т. д.) у ребенка развиваются звуковысотный слух и голос, что очень влияет на развитие певческих навыков. Дети учатся читать стихи и потешки выразительно и эмоционально. Дети, придумывая истории и диалоги персонажей раскраски, развивают творческое мышление, интонационную и эмоциональную выразительность. Дети, в течении долгого времени- месяц, повторяют гимнастику, тем самым совершенствуя и внося в исполнение свое отношение и интонацию («Мама», «Замок-чудачок», «Хвостатый-хитроватый», «В гости», «Гномы, «Кот Мурлыка и т. д.)

Слушание музыки в детском саду - очень важное, необходимое, а главное, интересное направление развития детей. Оно направлено на формирование основ музыкальной культуры. Учитывая, что одной из задач программы «Ладушки» является знакомство с мировой музыкальной культурой, в репертуар включены произведения музыкальной классики (отечественной и зарубежной) и народной музыки. Для лучшего восприятия необходимо подбирать характерные музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской. К каждому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты. Дети, прослушивая музыкальные произведения стараются представить «в живую» тех персонажей, которые передает музыка, придумать небольшой рассказ о их действиях, даже могут показать их в движении («Марш гусей»). При слушании произведения «Две плаксы» дети живо описывают сюжет, выражают мимикой состояние персонажей. «Осенняя песнь» дает детям возможность выразить в движении характер музыки, использую при этом листочки или легкие шарфики. «Русский наигрыш» любят дети за его задорный, веселый характер, где они могут придумывать танец, используя характерные движения русских плясовых для мальчиков и девочек.

Распеванию и пению уделяется очень большое внимание. Собственное исполнение песен доставляет детям удовольствие, радость. Песни для детского исполнения должны быть доступны по содержанию, мелодически ярко окрашены, в нужном диапазоне. Дети должны уметь петь сольно, хором, ансамблем, «цепочкой», с музыкальным сопровождением и без инструмента, «по ролям» (когда песня хорошо выучена). Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память. Благодаря этому ребенок может сам выбирать как он будет исполнять песню (мажор-минор, с музыкальным сопровождением или без него, соло или с другом). Песенное творчество очень ярко проявляется в передаче ребенком эмоционального характера песни, нередко сопровождается жестами, мимикой. («Лиса по лесу ходила», «Скворушка прощается», «Хорошо у нас в саду», «Пестрый колпачок» и т. д.)

Пляски, игры, хороводы. Основная цель этого раздела в занятии - дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение, создать радостное настроение. В игре должен присутствовать элемент сюрприза, шутки, забавы. В хороводе детям достаточно только выполнять движения по показу педагога и под его пение, так как иногда бывает затруднительным для них одновременно двигаться и выполнять движения. Пляски разучиваются довольно долго, как упражнения, но детские идеи, фантазии должны непременно находить свое место в них. Танец всегда был и остается любимым занятием детей. Он занимает особое место в их жизни. Танец и развлекает, и развивает ребят. Красоту детскому танцу придают музыкальное оформление, идея танца, оригинальные переходы и перестроения и непосредственность исполнения. Именно в играх дети проявляют свое творчество, они свободно двигаются по всему пространству зала, продумывают свои действия и творчески их осуществляют. (Игра «Веселые скачки», «Зеркало», «Роботы и звездочки», «Что нам нравится зимой?» и т. д.)

Массовые танцы доставляют детям огромное удовольствие и решают множество педагогических задач: это и развитие коммуникативных отношений, вовлечение в совместную деятельность, развитие пластики и непринужденности исполнения, умения слышать изменения в музыке и соответственно менять движения; развивается чувство ритма и, конечно, хорошего музыкального вкуса. («Танец утят», «Весёлый танец», «Сапожники и клиенты», «Рок-н-ролл» и т. д.)

В программу включен такой вид деятельности как танцевальные фантазии. Это двигательная импровизация под любую музыку. Она формирует и развивает танцевальное творчество, эмоциональную отзывчивость. Дети учатся согласовывать свои действия с действиями других детей, распознавать части произведения и соотносить свои движения с динамическими оттенками.

Реализуя в все эти разделы музыкального занятия нельзя недооценить развивающую предметно-пространственную среду (РППС) в группах и в музыкальном зале. В музыкальном зале дошкольной образовательной организации систематически обновлять аудиотеку различными музыкальными произведениями, шумовыми эффектами, классической, народной музыкой, видеотеку с записями театрализованных постановок, дополнять уголок в музыкальном зале различными музыкальными инструментами: металлофонами, треугольниками, бубнами, шумелками, маракасами, деревянными ложками, барабанами, тарелками, шуршалками и др., а также обеспечить наличие костюмов для обыгрывания театрализованных постановок, различных атрибутов к танцам и играм.

Программа «Ладушки» предусматривает использование в музыкальной деятельности интересного и яркого наглядного материала: - иллюстрации и репродукции; - дидактический материал; - малые скульптурные формы; - игровые атрибуты; - музыкальные инструменты; - аудио- и видеоматериалы; - «живые игрушки» - воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы.

Образовательно-воспитательная программа «Ладушки» предусматривает комплексное усвоение искусства во всем многообразии его видов, жанров, стилей. При сочетании различных видов деятельности происходит взаимодействие органов чувств, у детей развиваются фантазия, воображение, интеллект, артистичность, накапливается опыт сравнительного анализа, формируются коммуникативные отношения, воспитывается доброжелательное отношение друг к другу. Дети, слушая музыку, исполняя песни, отражают свои музыкальные впечатления в рисунках, в лепке, конструировании. Это осуществляется и в свободное время, и на комплексных занятиях.

Программе характерны гибкость, открытость, информационная оснащенность. Программа «Ладушки» может органично войти в любую образовательную программу, которая реализуется в дошкольном учреждении, как составляющая часть творческого, эстетического, умственного развития детей.

Основная задача программы «Ладушки» - введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Эта задача, неся в себе суть отношения педагога к ребенку, является девизом программы «Ладушки» и полностью способствует развитию творчества детей.

Литература:

Питенко С. В., Кастуева В. А. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-театрализованной деятельности // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 6. – С. 27-31;

Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста //СПб: Невская нота. - 142 с., обл.

Издание второе, доп. и перераб.

Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Конспекты, Подготовительная группа// СПб. : Композитор, 2015 – 368+176 с.

Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. Композитор Санкт-Петербург., 2015г. -75с., обл.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Мы рисуем натюрморт». Старший дошкольный возрастФотоотчет «Мы рисуем натюрморт». Старший дошкольный возраст "Мы рисуем натюрморт" Каждую лексическую тему мы с ребятами закрепляем интересным мероприятием. Лексическая темя прошедшей недели «Овощи».

Фотоотчет «Огород на окне» (старший дошкольный возраст)Фотоотчет «Огород на окне» (старший дошкольный возраст) Фотоотчет «Огород на окне» (старший дошкольный возраст)Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию.

Картотека игр по экологии (старший дошкольный возраст) Картотека игр по экологии (старший дошкольный возраст) 1. «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?» Цель: Учить детей понимать происходящие в природе процессы;.

Математика в игре «да-нет». Старший дошкольный возрастМатематика в игре «да-нет». Старший дошкольный возраст Ленинградская область Кировский район МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №35»Линейная игра «да-нет», как средство развития мышления.

Наблюдение в природе за тюльпанами (старший дошкольный возраст)Наблюдение в природе за тюльпанами (старший дошкольный возраст) Наблюдение в природе за тюльпанами. Старший дошкольный возраст. Цель: закрепление знаний о весенних цветах, растущих на клумбе - тюльпанах.

НОД «Путешествие на морское дно» (старший дошкольный возраст)НОД «Путешествие на морское дно» (старший дошкольный возраст) Цель: Познакомить детей с тем какое значение имеет каждый цвет и какое оказывает влияние на физическое и эмоциональное состояние человека.

Перспективный календарно-тематический план по ОО «Познавательное развитие». Старший дошкольный возраст (II часть) 09.01.2017. Волшебный мир сказок. «Эти мудрые русские сказки!».Познакомить с величайшим богатством русской народной культуры - сказками;.

Проект «День Победы» (старший дошкольный возраст)Проект «День Победы» (старший дошкольный возраст) Шубенкова Татьяна Евграфовна, музыкальный руководитель Проект «День Победы» Паспорт проекта 1. Образовательные области, в рамках которых.

Проект «Мой любимый детский сад» (старший дошкольный возраст)Проект «Мой любимый детский сад» (старший дошкольный возраст) Педагогический проект «Мой любимый детский сад» Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Шепелёва Н. В. Тип проекта –.

Танец для осеннего праздника «Кап-кап» (старший дошкольный возраст)Танец для осеннего праздника «Кап-кап» (старший дошкольный возраст) Танец «Кап-кап» старший возраст. исполняет Ю. Селиверстова. Уважаемые коллеги предлагаю парный танец на осенний праздник, или развлечение.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие творчества старших дошкольников в программе по музыкальному воспитанию (старший дошкольный возраст) (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Шестакова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие творчества старших дошкольников в программе по музыкальному воспитанию (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 1 февраля 2023 в 20:52
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД