Получи документы

Развитие творчества детей при обучении игре на музыкальных инструментах

Ольга Ломыськина
Развитие творчества детей при обучении игре на музыкальных инструментах

«Программа воспитания и обучения в детском саду» наряду с такими видами музыкальной деятельности, как пение, музыкально - ритмические движения и слушание музыки, со средней группы ставит задачу обучения игре на детских музыкальных инструментах. Этот вид музыкальной деятельности интересен и ценен для общего развития дошкольников».

Публикация «Развитие творчества детей при обучении игре на музыкальных инструментах» размещена в разделах

В процессе обучения игре на инструментах у детей активизируется слух, развиваются эстетический вкус, чувство ритма, тембра, динамики, музыкально-слуховые представления, развиваются и двигательные способности кисти и пальцев. Все это расширяет возможность для развития творчества в старших группах детского сада.

Уже в младших группах знакомлю детей с барабаном, треугольником, бубном, металлофоном. Провожу с этими инструментами игры, упражнения. Дети быстро запоминают их звучание, внешний вид и название. Сами пытаются на них играть. Чтобы вызвать интерес к музыкальным инструментам, организую игры «Угадай, на чем играю», «Музыкальный мешочек» (в процессе их проведения дети активно обследуют предложенные музыкальные игрушки, инструменты).

В средней группе рекомендуется включать в занятия раздел «Обучение игре на инструментах». В основном это ударные: бубен, барабан, погремушка, ложки, металлофон.

Дети пятого года жизни должны освоить несложные ритмические рисунки, играя на одной-двух пластинках металлофона. В этом помогает музыкально-дидактическая игра «Музыкальные молоточки». Трудно детей научить правильно держать молоточек. От усердия они сильно сжимают его, поэтому при игре получается некрасивый, «грязный» звук. Прошу ребят взять молоточек тремя пальцами осторожно, как будто он стеклянный (тогда рука расслабится, и постучать сначала по ладошке, что бы понять, как должен отскакивать молоточек.

На музыкальных занятиях придумываю различные простые ритмы, обыгрывая игрушки (поет медведь и скачет зайка, кукла ходит и бегает, часы большие и маленькие).

Предлагаю творческие задания : передать с помощью музыкального инструмента, как гремит гром, как поют мама-птичка и птенчик, как кукует кукушка, как дождик начинается (идет, заканчивается).

Эти задания помогают ознакомить детей с выразительными возможностями каждого инструмента.

В своей работе использую попевки с продолжением ритма на одном звуке,

например:

Взрослый: Наши уточки с утра.

Дети: Кря-кря-кря.

Взрослый: Наши гуси у пруда.

Дети: Га-га-га.

Взрослый: Наши курочки в окно.

Дети: Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко.

В этой группе тематика программных произведений сама подсказывает использование детских музыкальных инструментов.

В песне М. Красева «Барабанщик» на припев и проигрыш предлагаю кому-либо из детей поиграть на барабане.

На первом занятии ребята произвольно передают ритм, а на последующих обращаю внимание на ритмический рисунок: «Тра-та-та». Ритм отрабатываем, хлопая в ладошки, играя палочками и кубиками. И только после этого – на барабане.

После слушания песни М. Красева «Конь» предлагаю детям самим найти нужный инструмент для передачи ее ритма. За ширмой играю на ложках, барабанах, погремушек. Некоторые ребята выбирают погремушки, но большинство – ложки, так как они лучше всего передают цокот копыт. Дети в этом убеждаются сами, когда начинают играть на ложках. Показываю, как их надо правильно держать.

В музыкально-дидактических играх закрепляю навыки игры на инструментах.

В игре «Музыкальные молоточки» отрабатываю ритмический рисунок сначала со всеми вместе, хлопая в ладоши или по коленям. Затем на музыкальных занятиях и в свободное время проверяю, как держит молоточек каждый ребенок.

В игре «Тише - громче в бубен бей» дети учатся передавать различные динамические оттенки. Только после многократных индивидуальных занятий они начинают чувствовать, как изменяется звук от силы удара по бубну.

В игре «Угадай, на чем играю» закрепляем знание внешнего вида и названия музыкального инструмента, особенностей его звучания. Дети очень любят эту игру – с удовольствием импровизируют, придумывают свои ритмы.

В старшей группе продолжаю обучение игре на ударных инструментах. Часто на музыкальных занятиях при ознакомлении с танцевальной музыкой, маршами использую «оркестр» из кубиков, деревянных и пластмассовых палочек. При этом даю возможность ребятам самим передавать ритмический рисунок так, как они его слышат. Ведь умение прислушиваться друг к другу очень важно для совместной игры в оркестре.

В этой группе учу играть на музыкальных инструментах, передавая динамические изменения в музыке. Дети сами ищут способы извлечения звука, стараются играть тихо, громко, не очень громко.

Очень полезны упражнения с заданиями: хлопки плоскими ладошками и согнутыми, шлепки по коленям, удары ногой (каблуком и пяткой, щелчки. Дети приучаются действовать согласованно, координировать свои движения. Для таких упражнений беру хорошо выученные программные песенки: «Бай, качи-качи», «Чики-чикалочки», «Урожай собирай», «Песенка друзей» и др.

В старшей группе предлагаю творческие задания, в основном связанные с импровизацией ритмического рисунка:

1. Сочинить марш и сыграть его (на бубне, музыкальной коробочке, барабане).

2. Придумать музыкальный рассказ «Кто живет в лемму?», т. е. передать при помощи ритма и высоты звука образ лесного зверя.

3. Игра «Эхо» (один ребенок передает любой ритм, другой должен его повторить).

Для самостоятельного музицирования воспитатели сделали карточки и альбомы с картинками и нотами знакомых песен. Дети закрепляют разученные на музыкальных занятиях песенки и попевки, придумывают свои ритмы.

Для развития чувства ритма предлагаю на музыкальных занятиях и в свободное время играть в «оркестр», т. е. передавать на ударных инструментах (бубнах, барабанах, погремушках, треугольнике) знакомые программные песни: «Урожай собирай», «Голубые санки», «Чики-чикалочки» и др.

Для развития творчества интересны песни «Труба» и «Барабан». Когда дети хорошо их выучат, предлагаю придумать свои варианты игры на инструментах : сначала – голосом, затем – на барабане и трубе. Конечно, это совсем простые ритмы, но в какой-то степени и проявление творчества, желание импровизировать.

В подготовительной к школе группе задачи усложняются: дети должны знать и играть песенки, построенные на широких интервалах, знакомится с новыми инструментами (кларнеты, цимбалы, аккордеон, ударные маракас и пандейра). Им нравится «обследовать» инструмент : определять, на что он похож, что напоминает по звучанию, как можно играть на нем.

На музыкальных занятиях дети не только сами играют, но и слушают записи инструментальной, оркестровой музыки; учатся различать тембры новых музыкальных инструментов, звучащих в оркестре.

Организую музыкально-дидактические игры : «Угадай, на чем играю», «Музыкальное эхо», «Играй, как я».

Для развития гармонического слуха предлагаю задание «Сочини музыку» : дети играют на металлофонах, на которых сняты четвертая и седьмая ступени-пластины, любые импровизации. Получаются красивые гармонические созвучия. Одни ребята сочиняют разнообразные ритмы. Другие используют только знакомые. С такими детьми стараюсь побольше заниматься индивидуально, что бы развивать у них слух, чувство ритма.

В этой группе даю задание самостоятельно подобрать несложные песенки «Василек», «Лиса по лесу ходила», «Патока с имбирем» и только показываю, с какой пластинки начинать играть.

Вместе с ребятами придумываем музыкальные картинки, где используем разнообразные инструменты. Например, «Гроза» :

«Порывы ветра» - покачивать маракасы из стороны в сторону.

«Молния» - резкие удары по треугольнику.

«Раскаты грома» - периодические удары по металлофону.

«Ливень» - быстрые удары по металлофону, встряхивание бубнами.

Потом все постепенно затихает, и в конце можно сыграть спокойную песенку.

Детям очень нравятся такие задания. Тем для создания музыкальных картинок множество : «В лесу», «Прогулка», «Времена года» и т. д.

К своей работе привлекаю родителей. Провела анкетирование и сделала вывод: музыкальные инструменты есть у многих детей, поэтому ребята могут заниматься и дома. На консультациях рассказываю родителям, как заниматься с детьми, как развивать их творчество : это и обыгрывание игрушек, и разучивание песен, попевок, и придумывание новых ритмов, мелодий.

Публикации по теме:

Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы 1 «Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную.

Игра на детских музыкальных инструментах в детском саду Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию музыкальных способностей.

Картотека стихов для озвучивания на детских музыкальных инструментахКартотека стихов для озвучивания на детских музыкальных инструментах «С добрым утром» Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Обучаем детей игре на деревянных ложках» Со времён XVIII века деревянные ложки использовались в нашей стране в качестве ударного инструмента. Это был самый доступный музыкальный.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр в обучении детей игре на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие творчества детей при обучении игре на музыкальных инструментах (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Ломыськина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие творчества детей при обучении игре на музыкальных инструментах
Опубликовано: 27 января 2024 в 16:48
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД