Получи документы

Развитие связной речи старших дошкольников на основе учёта ведущей сенсорной модальности

Славута Катерина
Развитие связной речи старших дошкольников на основе учёта ведущей сенсорной модальности

Сегодня проблема развития связной речи у дошкольников приобретает все большую актуальность. Обусловливает это тем, что развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включая» его в активный

Публикация «Развитие связной речи старших дошкольников на основе учёта ведущей сенсорной модальности» размещена в разделах

процесс коммуникации. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли,зависит успех и эффективность процесса общения.

По мнению А. В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать «любое речевое высказывание, составные языковые компоненты которого (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное

по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.

В соответствии с этим и каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи» [3, с. 462].

В поиске путей повышения эффективности работы необходимо остановиться на учете ведущей сенсорной модальности дошкольников. Актуальность этого выбора объясняется рядом проблем.

Во-первых, перцептивную основу речевой деятельности детей дошкольного возраста, овладения разными видами устной речи и формирования предпосылок для успешного усвоения навыков письма и чтения в начале школьного обучения составляет полимодальность восприятия.

Во-вторых, при исследовании психологических особенностей дошкольников обнаруживается не только функциональная незрелость отдельных видов восприятия, но

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095ВЕСТНИК дошкольного образования 7 ВЫПУСК № 9 (208) 2022

и слабость связей между ними, которая приводит к трудностям сопоставления информации разных модальностей, перекодирования из одной модальности в другую и т. д.

В-третьих, процесс образовательной деятельности, реализуемой в условиях дошкольной организации, предусматривает соблюдение принципа опоры на зрительную,

слуховую и тактильно-кинестетическую модальности восприятия.

П. А. Евсюткина утверждает о том, что модальность является формальным признаком восприятия, т. к. ведущая сенсорная система, или доминирующий анализатор,определяют вид восприятия, или его модальность. С одной стороны, модальность является формальным отличительным признаком: зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное восприятие. С другой стороны, модальность перцепции является содержательным неформальным признаком, т. к. заключает в себе информационное содержание,т. е. модально-информационную характеристику восприятия. Общий смысл этого понятия связан с восприятием фрагментов реальной действительности, с сенсорноперцептивным опытом, который имеет знаковую форму, находит свое выражение в языке и речи и отражает качественные характеристики познавательных образов различного уровня и сложности. Существующий на основе сенсорных систем традиционный подход к классификации модальностей перцепции (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая модальности) является исходными для исследователей влияния чувственного восприятия на учебную деятельность [1].

Рассматривая виды модальности, отметим исследования И. Д. Сотниковой, в которых выделяются три группы детей с учетом ведущей модальности : кинестетики, аудиалы,визуалы.

Дети-кинестетики перерабатывают и хранят информацию, основываясь на ощущениях. Основным видом памяти является мышечная. Познание окружающей действительности происходит тактильным способом, т. е. через прикосновения и движения. Такой способ получения информации связан с сильно развитой моторикой, активностью крупной мускулатуры – плеч, рук, ног, стоп и т. п. В дошкольном возрасте предпочтениями кинестетиков являются активные игры, которые связаны с прыжками, лазаньем,

бегом. Для этих детей характерно успешное выполнение тестовых заданий, которые предполагают выбор верного варианта ответа, здесь дети опираются на свою интуицию.

Детям-аудиалам присуще хорошее восприятие и запоминание информации на слух, любовь к пению, рассказыванию стихотворений, задавание большого количества вопросов, правильная речь, раннее проявление интереса к чтению, охотное чтение вслух и легкое запоминание указаний взрослого, придумывание различных историй

и разыгрывание их в лицах. Аудиалы хорошо успевают на занятиях по развитию речи и обучению грамоте. Характерным для них является использование отдыха между занятиями, для того чтобы поговорить и пошуметь, особенно если на предыдущем занятии пришлось держать рот на замке.

Для детей-визуалов свойственна переработка и хранение информации в виде зрительных образов, картинок. Для них характерно акцентирование внимание на видимых

признаках знакомых объектов, быстрое схватывание и запоминание движения, цвета,формы и размера, любовь к рассматриванию картинок – иллюстраций к сказкам, по

сравнению с ее прослушиванием, интерес к игре в кубики, складывание пазлов, лепка,вырезание. Также дети обладают развитой зрительно-тактильной координацией,с легкостью выполняют задачи, которые требуют наличия развитых тонко-моторных

функций, взаимодействия глаз и рук.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Наше отношение к животным» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию для развития речи и пополнения словарного запаса у детей в процессе.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие связной речи старших дошкольников на основе учёта ведущей сенсорной модальности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Славута Катерина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие связной речи старших дошкольников на основе учёта ведущей сенсорной модальности
Опубликовано: 28 августа 2022 в 17:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД