Папки-передвижки

Развитие связной речи дошкольников с нарушениями зрения с применением наглядного моделирования

Юлия Шатовкина
Развитие связной речи дошкольников с нарушениями зрения с применением наглядного моделирования

Развитие активного словаря является одной из главных задач речевого воспитания детей. Активный словарь – высшая форма речемыслительной деятельности, который определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.). (Психол разв ребенка

Публикация «Развитие связной речи дошкольников с нарушениями зрения с применением наглядного моделирования» размещена в разделах

Овладение активным словарем составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др. отмечают сложную организацию активного словаря и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба).

В процессе развития речи, как психической функции, у слепых и слабовидящих проявляется некоторая специфика, обусловленная утратой или сужением зрения. Речь ребенка с нарушениями зрения развивается в разных условиях по сравнению с нормально видящими детьми. Речевые нарушения могут усиливаться под влиянием зрительного дефекта, снижается компенсаторная роль речи.

Вербализм является весьма характерной чертой слепых и слабовидящих. Л. С. Выготский (психология) писал, что вербализм и голая словесность не пустила таких глубоких корней, как в тифлопедагогике. Рассказы слабовидящих детей, и в частности, описания ими конкретных явлений, ситуаций, предметов, нуждаются в конкретизации.

С трудностями в формировании связной речи у дошкольников с нарушениями зрения сталкиваются большинство педагогов. По этой причине уместно говорить о проведении коррекционной работы с помощью наглядных пособий, технических средств, а также применения предметно-практических приемов добывания информации об окружающем мире. Эти методы помогут преодолеть такие проблемы, как недостаточность описательной стороны речи, отсутствие развернутых высказываний у слабовидящих дошкольников.

Проблемы содержания и методов обучения речи в детском саду плодотворно разрабатывались A. M. Бородич, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Ворошниной, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, Н. А. Орлановой, Е. А. Смирновой, Н. Г. Смольниковой, О. С. Ушаковой, Л. Г. Шадриной и др. (ушакова)

Использование наглядного моделирования в коррекционном процессе является одним из эффективных методов преодоления проблем связной речи у слабовидящих дошкольников. Наглядное моделирование в дошкольной педагогике называют по-разному: В. К. Воробьева [10] предлагает метод наглядного моделирования, представленный сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко [41] – предметно-схематическими моделями, Л. Н. Ефименкова [15] – схемой составления рассказа.

Опираясь на остаточное сохранное зрительное восприятие и наглядно-образное мышление, мы формируем речь в обход ведущих, но нарушенных функций речеслухового и речедвигательного анализаторов. Также важно отметить, что включение наглядных моделей в процесс обучения формирует и совершенствует умственные способности дошкольников, активизирует лексический запас ребёнка. Модели, передавая строение рассказа, его последовательность, служат своеобразным наглядным планом для создания монологов.

Продуктивным, на взгляд Т. И. Кудровой [21], является использование наглядных моделей при формировании у детей умений конструировать предложения различных типов, что является начальным этапом развития связной речи.

В процессе работы над умением составлять рассказ по определенной сюжетной линии логопед может использовать модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Название предлагаемых логопедом наглядных опор напоминает детям о так называемых «ключевых» словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания.

Т. А. Ткаченко [41] считает, что ориентиром для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать также схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания. Можно использовать абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения ( геометрические формы: кружок - начало рассказа, прямоугольник - основная часть, треугольник - концовка). Функции заместителям детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки - заместители.

Таким образом, активизация словаря у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения будет проходить более эффективно, если использовать в коррекционной работе по развитию связной речи наглядное моделирования.

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Конспект НОД по речевому развитию с применением технологии наглядного моделирования и ИКТ «Волшебная страна» Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе с применением технологии наглядного.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Лабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зренияЛабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения Лабиринты – игры головоломки, которые являются средством развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Сегодня.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи дошкольников с нарушениями зрения с применением наглядного моделирования
Опубликовано: 21 февраля 2022 в 10:29
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД