Получи документы

Развитие самостоятельности детей раннего возраста в процессе овладения предметной деятельностью

Борина Елена Вадимовна
Развитие самостоятельности детей раннего возраста в процессе овладения предметной деятельностью

В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность. Окружающий мир - это, прежде всего, предметный мир. Ориентироваться в нём, значит использовать предметы сообразно их назначению. Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие детей раннего возраста. В процессе действий с предметами у детей формируется умения ориентироваться в свойствах предметов (цвете, форме, величине, количестве, соотношений частей, звуковых свойствах предметов). Функции вещей и предметов открывает ребёнку взрослый человек. Именно взрослый даёт знания о назначении предметов и показывает приёмы их использования, участвуя в деятельности ребёнка на правах организатора и помощника.

Публикация «Развитие самостоятельности детей раннего возраста в процессе овладения предметной деятельностью» размещена в разделах

Переход от предметных действий, выполняемых ребёнком под руководством взрослого к самостоятельным является свидетельством того, что предметная деятельность стала выполнять роль ведущей деятельности. Содержание многих видов самостоятельной деятельности ребёнка составляют именно предметные действия : так, в дидактических играх детям предлагают решать самые разнообразные задачи с предметами. Большое место в играх детей занимают также предметные действия с игрушками.

Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету - орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи - чашки, ложки, расчёски, щеточки, карандаши. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, предполагающие культурные способы действий. Это уменьшенные аналоги реальных объектов: игрушечный телефон, сумочка, часы, кукольная утварь, посуда, одежда, и т. д.

В процессе предметной деятельности активно развивается и речь ребёнка. Опыт использования речи как средство деловых контактов ребёнка со взрослыми оказывает существенное позитивное влияние на адаптацию ребёнка к новым условиям. В предметной деятельности активно формируются предпосылки ведущей в детском возрасте игровой и изобразительной деятельности.

Усваивая употребление простейших орудий, ребенок постепенно начинает усваивать и общий принцип, состоящий в том, что воздействовать на вещи можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для этого созданными. ( Этот принцип на языке психологии называется принципом опосредствованного действия: орудие – средство выполнения действия).

За орудиями жестко закреплен способ употребления: не только что ими следует делать, но и как это делается. Взрослые хорошо это знают и, как правило, стараются передать детям. Конечно, далеко не всяким, даже доступным ему орудием ребенок может научиться владеть достаточно умело до трех лет. Но он начинает учиться. А вот действия с другими предметами могут допускать разные способы выполнения при одном и том же результате, и взрослым это часто невдомек, они показывают ребенку результат и думают, что ребенок будет получать его тем же способом, что и они сами. Но это бывает далеко не всегда. Возьмем для примера разборку и складывание пирамидки. Воспитательница на глазах у ребенка снимает подряд все кольца и раскладывает их на столе, потом по порядку нанизывает на стержень: отбирает на глаз самое большое кольцо, нанизывает его, затем идет самое большое из оставшихся и так до конца. Но двухлетний малыш, следя за действиями взрослого, не в состоянии уловить этого способа. Да он и не может еще сравнивать на глаз кольца по величине.

Часто дети, разбирая пирамидку, кладут все кольца по порядку, а потом, собирая ее, нанизывают в обратном порядке. Достаточно перемешать кольца между собой, чтобы задание стало невыполнимым. В других случаях дети добиваются успеха иначе: вначале нанизывают кольца без разбора, а затем многократно их перемещают, пока пирамидка не станет «ровненькой».

Наиболее успешно собирают пирамидки те малыши, которых специально научили, прикладывая кольца друг к другу, выбирать самое большое из них, нанизывать его, затем выбирать самое большое из оставшихся и т. п. Отсюда – только один шаг до собирания пирамидки на глаз, т. е. до полноценного, «взрослого» способа. Значит, обучая детей предметным действиям, взрослые обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, причем способ, доступный детям. Овладевая предметными действиями, ребенок усваивает, что делают с тем или другим предметом и как это делают, и сам учится выполнять соответствующие действия. Иначе говоря, дети усваивают назначение предметов, способы действий с ними и (в доступных пределах) технику выполнения этих действий.

Таким образом,предметная деятельность ребёнка, возникающая на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Оно имеет ведущее значение для развития ребёнка второго-третьего года жизни. В ходе овладения предметными действиями ребёнок овладевает и теми психическими действиями и качествами, которые для этого необходимы. Усваивая употребление простейших орудий, ребёнок вместе с тем постепенно начинает усваивать и общий принцип, состоящий в том, что воздействовать на вещи можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для этого созданными.

Большую роль в формировании личности ребенка имеет развитие самостоятельности в предметной деятельности. По мнению ученых А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина, Ф. И. Фрадкиной и др., предметная деятельность является ведущей на протяжении всего периода раннего детства (от 6 месяцев до 3 лет). Именно в ней происходит наиболее интенсивное развитие всех сторон психики и личности малыша. Предметная деятельность формируется постепенно. По мнению Г. Г. Григорьевой «предпосылки ее развития закладываются в младенческом возрасте, в недрах ведущего вида деятельности младенца – непосредственного эмоционального общения». Как любой вид деятельности, предметная деятельность осваивается только в условиях общения ребёнка с взрослыми людьми. В книге «Педагогика раннего детства» под ред. Г. Г. Григорьевой выделены этапы освоения ребёнком предметного действия : от совместного с взрослым – к частичному или совместно-раздельному действию, затем выполнение действия ребёнком на основе показа и, наконец, самостоятельное действие ребёнка по речевому указанию взрослого. Стремление к самостоятельности это характерная особенность ребёнка третьего года жизни. В процессе развития самостоятельности малышей в предметной деятельности необходимо учитывать не только последовательность развития действия, но и особенности становления его структурных компонентов на каждом этапе. К ним относятся: цель, ориентировочная и исполнительская части, оценка. При любой степени самостоятельности малыша взрослый должен находиться рядом, поощрять его успехи, помогать при неудачах.

Переход от предметных действий, выполняемых ребёнком под руководством взрослого, к самостоятельным действиям является свидетельством того, что предметная деятельность стала выполнять свою роль ведущей деятельности.

Самостоятельно и правильно выполненное действие доставляет ребёнку огромное удовольствие, даёт чувство собственной независимости и компетентности. Именно в этом возрасте ребёнок начинает произносить известную фразу «я сам» и ограничивать участие взрослых в своих делах. Это означает, что ребёнок вошёл в кризис трёх лет. Исследования, проведённые в последние годы, расширили представления о кризисе трёх лет. К этому явлению стали относиться не только как к трудному периоду детства, но и к особому возрастному этапу, в котором происходит становление новых личностных качеств, необходимых ребёнку в более «взрослой» жизни. Изменения в личностном развитии малышей относят к достижениям кризиса трёх лет. Эти достижения создают необходимую основу для благополучного проживания ребёнком кризиса трёх лет, плавного перехода малыша к дошкольному этапу развития.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклойСоциально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклой Мы все прекрасно знаем, что кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть у каждого ребёнка. Кажется, всего лишь простая кукла,.

Мастер-класс для педагогов «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе создания рисунков»Мастер-класс для педагогов «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе создания рисунков» Цель мастер-класса : Повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе использования дидактических пособийСенсорное развитие детей раннего возраста в процессе использования дидактических пособий Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через использование дидактических пособий. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Котята» Представляет.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие самостоятельности детей раннего возраста в процессе овладения предметной деятельностью
Опубликовано: 23 декабря 2023 в 18:14
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД