МААМ-картинки

Развитие речи в старшей группе «Башкирские сказки и легенды»

Ирина Муталова
Развитие речи в старшей группе «Башкирские сказки и легенды»

Воспитанники сидят полукругом.

Заходит воспитатель в башкирском костюме.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Воспитанники: Здравствуйте.

Воспитатель: А, вы знаете кто я?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Я – башкирская красавица. Зовут меня Зухра. Я спустилас к вам с луны. Вы, конечно, подумали, как же я там оказалась? А вот послушайте легенду «Луна и Зухра». Легенда – это рассказ о реальных людях и событиях с элементами фантастики.

Воспитател читает легкнду.

Луна и Зухра

Публикация «Развитие речи в старшей группе „Башкирские сказки и легенды“» размещена в разделах

Когда-то давным-давно жила-была одна девочка. Звали ее Зухра. Очень рано она осталась без матери. Отец привел в дом мачеху. Та не давала девочке житья: била ее, обижала, заставляла делать непосильную работу.

Как-то вечером мачеха велела Зухре натаскать воды. «До утра наполни вот эту кадку водой. Иначе голову оторву», — сказала она. А сама незаметно проткнула дно кадки.

Целую ночь Зухра таскала воду. Но вода в кадке нисколько не прибывала. Тяжелым коромыслом девочка до крови натерла плечи. Изможденная вконец, свалилась она без сил.

Тихо было в ту ночь. Нигде ни единого звука. Только Луна безмолвно плыла в небесах. Взглянула Зухра на Луну и воскликнула: «Эх, Луна, хоть бы ты помогла мне. Вызволила бы меня из неволи!»

А Луна по-прежнему оставалась спокойной. Зухра со слезами снова взмолилась: «Возьми меня к себе!»

Тогда Луна засветилась ярче, послала свои лучи на землю и подняла Зухру к себе. С тех пор на Луне стоит девушка с коромыслом.

Воспитатель: Ребята, какую легенду я вам прочитала?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Давным-давно кто жил был?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Как звали ее?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Как относилась мачеха Зухре?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Что велела мачеха Зухре, как-то вечером?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: А сама что сделала?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Смогла ли Зухра наполнить кадку?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Кого попросила она забрать к себе?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Луна забрала Зухру?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: И что можно сейчас увидеть на луне?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: А, сейчас я вам предлагаю поиграть башкирскую игру «Медный пень»

Игра «Медный пень»

Воспитатель: Ребята, вы, наверняка знаете очень много башкирских сказок. Сейчас я вам прочитаю отрывки из сказок, а вы мне скажите, из какой это сказки.

В давние-давние времена жил-был один косолапый медведь. И был у этого медведя хвост, такой же пушистый и длинный, как у лисы. Медведь очень любил мёд. Ни дня не мог прожить без меда. Он только о том все время и думал, где бы раздобыть мед. А когда он видел дерево с дуплом, в котором был слышен пчелиный гул, медведя непременно охватывала неописуемая радость. Он залезал на это дерево, разорял пчелиное гнездо и начинал есть мед. А бедняжки пчелы тщетно пытались защитить свое гнездо, и окружив медведя, пытались его ужалить. Сказка «Медведь и пчелы»

Урал отправился в путь. На третий день очутился на распутье трех дорог. Там повстречал седобородого старика.

– Дедушка, – обратился Урал к старику, – какой дорогой идти к роднику живой воды?

– А зачем тебе родник?

– Я хочу победить Смерть, а без живой воды это сделать невозможно.

– Сорок лет я стою здесь, сорок лет показываю путникам дорогу к роднику, – покачал старик головой. – Но никто еще не вернулся назад.

– Я все же отважусь!

– Тогда вот что я тебе скажу. Пойдешь по этой дороге и увидишь табун. В табуне будет один-единственный конь белой масти. Попробуй оседлать его, и он сослужит тебе верную службу. Сказка «Урал Батыр»

Вот как-то раз шел он, шел и дошел до родных мест. Устал егет с дороги и сел на пригорок, а потом начал играть. Услышал приятные звуки окрестный народ, что жил на яйлау, и пришел к егету.

Егет рассказал обо всем виденном народу: о том, как хан убивает молодых егетов, о том, как он сам спасся от смерти. Тогда весь народ поднялся на хана и расправился с ним по заслугам.

И с той поры в башкирском народе курай переходит из поколения в поколение и играют на нем хорошие, задушевные песни. «Сказка о курае»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на иллюстрации и скажите, из каких башкирских сказок эти герои?

Воспитанники смотрят иллюстрации к башкирским сказкам и говорят названия. («Медведь и пчелы», «Сказка о курае», «Луна и Зухра»)

Воспитатель: А, это кто?

Это Акбузат. Абузат – это необычный крылатый конь, принадлежавший сначала самому Урал-батыру, а затем его внуку Хаубану. В описании Акбузата преобладают сказочные, фантастические элементы. Конь родился и вырос на небе. Там находится его дом. Он владеет человеческой речью, может общаться с людьми на их языке. Также Акбузат не горит в огне и не тонет в воде. Он быстрее ветра. Одним ударом копыта он способен разрушить горы и рассечь море.

Акбузат тысячи лет находился в ожидании достойного батыра. Он спустился с неба, чтобы выбрать равного себе по силе. И таковым оказался Урал-батыр, которому было под силу «взметнуть в небо тяжесть в семьдесят батманов». Акбузат склонил перед ним голову в знак того, что отныне он будет ему принадлежать.

Воспитатель: Ребята, какую легенду я сегодня прочитала вам?

Мне пора обратно уходит на луну. Вы мне очень понравились, поэтому вам оставляю башкирское угощение чак-чак.

Воспитатель дает угощение.

Воспитатель: До свидания, ребята!

Воспитанники: До свидания.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино». Реализация содержания программы.

«Легенды и сказки Древней Японии». Литературно-познавательный проект для старших дошкольников в Год Японии в России Легенды и сказки Древней Японии". Литературно-познавательный Проект для старших дошкольников в "Год Японии в России". Соавторы: Минчукова.

Конспект занятия по развитию речи и речевому общению с использованием мнемотаблиц в старшей группе «В гостях у сказки» Задачи: Учить детей рассказывать сказку без помощи воспитателя с использованием мнемотаблиц и иллюстраций. Учить подбирать антонимы. Закрепить.

Конспект занятия по развитие речи «Пересказ сказки «Лиса и кувшин» для старшей группы»Конспект занятия по развитие речи «Пересказ сказки «Лиса и кувшин» для старшей группы» Задачи: учить детей рассказывать сказку без наводящих вопросов воспитателя, выразительно передавать разговор лисы с кувшином. Учить в процессе.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Цель: Развивать диалогическую и.

Комплексная НОД по краеведению в старшей группе «Легенды Крыма» Программное содержание : - Расширять и углублять знания детей о крае, в котором мы живём; - Развивать связную речь, учить строить сложные.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчетРазвитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие речи в старшей группе «Башкирские сказки и легенды» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Муталова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие речи в старшей группе «Башкирские сказки и легенды»
Опубликовано: 19 октября 2020 в 18:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД