Лучший педагог года

Развитие речи в раннем возрасте в рамках ведения ФГОС

Горбунова Надежда
Развитие речи в раннем возрасте в рамках ведения ФГОС

Выполнила

Горбунова Надежда Николаевна

воспитатель ГБДОУ №11

Выборгского района г. Санкт-Петербург

Развитие речи детей раннего возраста в рамках введения ФГОС

Развитие речи детей первых трех лет жизни является одним из существенных разделов педагогики раннего детства.

Публикация «Развитие речи в раннем возрасте в рамках ведения ФГОС» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет 5 образовательных областей, одна из которых «Речевое развитие». Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи».

В этом возрасте стремительно развиваются все стороны речи ребенка.

Развитие речи детей раннего возраста осуществляется в процессе непосредственного общения со взрослыми. Вот почему так важно сопровождать поведение малышей речевыми обращениями к ним, короткими беседами, комментированием происходящего. В течение дня мы стараемся находить время для индивидуального общения с каждым ребёнком. Для создания в группе мирной, доброжелательной обстановки мы используем совместные с детьми игры, рассматриваем вместе с ними книги, ежедневное чтение сказок и потешек. В раннем возрасте общение является основной формой воспитания. Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка : эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Эмоциональное общение – первичная психическая связь взрослого с ребенком сохраняется на всем протяжении раннего детства. Так как общение со взрослыми необходимо для полноценного развития ребенка, что так же предусмотрено по ФГОС, дети нуждаются прежде всего в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности, постепенно становясь активными участниками речевого общения

В данном возрасте сохраняется прямая зависимость речевого развития от двигательного и познавательного - сенсорного. Развитие движений является базой для познания окружающего мира, а познавательное развитие - средством для развития речи. Именно поэтому

речевое развитие дается в единстве с познавательным.

Средствами достижения цели речевого развития детей являются :

-Общение детей и взрослых,

- Культурная языковая среда, речь воспитателя

- Обучение родной речи в процессе НОД

- Художественная литература

- Изобразительное искусство

- Музыка, театр

- НОД по другим разделам программы

- Игра

В сфере развития речи ребенка перед педагогами стоят следующие задачи:

развитие понимания речи;

развитие активной речи;

• приобщение к художественной литературе.

Виды игр-занятий по развитию речи с детьми раннего возраста, используемые в своей работе. Детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной для них деятельнoсти, в то время, как в прoцессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными и проявлять речевую активнo сть :

а) в зависимости от ведущей задачи:

по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);

по формированию грамматического строя речи (образование сущ. мн. числа род. падежа);

занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);

занятия по обучению связной речи (беседы, рассказывание);

занятия по ознакомлению с художественной литературой

б) в зависимости от применения наглядности:

занятия с применением предметов реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, экскурсии и т. д.) Большое значение для развития речи имеет овладение ребенком способами действий с предметами. Основными предметами, с которыми он действует, являются игрушки.

Занятия с использованием игрушек могут быть разных видов: показ одной игрушки с целью ознакомлений с ее особенностями; сравнение двух игрушек для определения сходства или различия между ними (маленький-большой, длинный-короткий, узкий-широкий); выбор одной среди нескольких; показ нескольких игрушек. Занятия с применением игрушек необходимо проводить таким образом, чтобы дети имели возможность не просто рассмотреть или подержать игрушку, но и совершать действия с ней. Овладение действиями предваряет усвоение слов

Постепенно вводятся картинки, на которых знакомые предметы изображены в действиях. (Н. : «Посмотрите, вот куколка сидит. Кукла спит в кроватке.»). При повторных показах следует задавать вопросы: «Таня, что на этой картинке? Что делает кукла?». Затем занятия с картинками приобретают новое содержание: при показе картинок нужно объяснять основной смысл изображенного, раскрывать сюжет.

В работе с детьми по развитию речи необходимо широко использовать художественное слово. Особенно произведения устного народного творчества. Вначале при ознакомлении детей со сказками, прибаутками, потешками, воспитатель использует наглядность (показывает движения, действия сам или привлекает для этого игрушки). Чаще на коленях у воспитателя, один ребенок на коленях, другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают кто что может, пританцовывают – ждут своей очереди. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Это и игры с пальчиками («Сорока-сорока») и прибаутки («Ладушки-ладушки») В игре «Ладушки» мы используем имена всех детей: «. маслом поливала, детям давала: Саше два, Кате два, Роме два». При этом касаясь ладоней каждого ребенка своими руками. Такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично и вступает в разговор, охотнее идет на речевой контакт. Дети 2-3 лет – очень наблюдательны. Ни одна вещь в руках, ни один жест не останутся незамеченными. Играя с детьми, что-то рассматривая – педагогу необходимо терпеливо, без суеты рассказывать о том: что, зачем и как делает и что надеется получить результате. Совершенствуется восприятие речи окружающих. Многие уже легко повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы. Однако между пассивным и активным словарем ребенка наблюдается большой разрыв. Следует, как можно чаще использовать задания-поручения. Эти задания позволят воспитателю выяснить, понимает ли ребенок, о чем идет речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре. Знакомя детей с новым словом, необходимо неоднократно повторить его в сочетании с уже известными им словами. Затем с помощью вопросов можно поупражнять детей (хоровые и индивидуальные ответы) в употреблении этого слова. Необходимо использовать игры и упражнения, способствующие формированию словаря. Эти игры и упражнения используются при повторении знакомых детям сказок, потешек, песенок, стихотворений. Правильное произношение звуков, слов, фраз обеспечивается и хорошо поставленным речевым дыханием, для выработки относительно плавного и продолжительного выдоха детям дается задание на развитие дыхания.

Прогулки по группе, рассматривание и обследование вещей, игры с некоторыми из них – наиболее эффективны в первые месяцы учебного года, потому что приучают детей что-то делать всем вместе, слышать воспитателя. Игры-инсценировки: с помощью игрушек создаются модели положительного и негативного поведения, характерные для детей третьего года жизни.

Методы и приемы развития речи детей раннего возраста.

НАГДЛЯДНЫЕ : экскурсии,осмотры помещении,рассматривание натуральных предметов, игры с природным материалом,рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание, картин и игрушек,

рассказывание по игрушкам и картинам)

СЛОВЕСНЫЕ : чтение и рассказывание художественных произведений,

заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, Упражнения на произношения согласных звуков (чистоговорки)

рассказывание без опоры на наглядный материал

ПРАКТИЧЕСКИЕ : дидактические игры, упражнения по развитию мелкой моторики – одни из самых действенных стимуляторов речи.

Этих упражнений существует великое множество: разнообразные игры в мозаику, конструктор, пазл; лепка пластилином (к играм для детей до года подойдет обычное тесто, перекладывание мелких предметов из одной емкости в другую, игры в шнуровки, пальчиковые игры (сорока-белобока, пальчики-мальчики и др.) Упражнения с артикуляционным аппаратом: «поцелуйчики», «губки-зубки», «потерялся язычок» и другие игры- драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры.

Развитию активной речи детей способствуют следующие приемы:

многократное повторение речевого материала;

паузы в речи взрослого, которые дают ребенку возможность высказаться доступными ему средствами;

- вопросы к ребенку;

- использование стихотворных текстов;

- использование текстов с повторяющимися элементами;

- договаривание последних слов в знакомых фразах, стихотворениях, сказках;

- ритмическое сочетание текста с движениями (потешки и стихотворения);

- ритмическое сочетание текста с мелодией (пение детских песен);

- договаривание слов-отгадок в рифмованных загадках;

- использование иллюстраций к текстам;

- обыгрывание текста.

Перечисленные приемы повышают эффективность занятий, способствуют развитию активной речи детей.

Тревожные признаки речевого развития детей раннего возраста, на которые необходимо обращать внимание, это когда ребё нок : не называет полностью имя и фамилию, не понимает значения вопросов «Что?», «Где?», много использует слов, значения которых понятно только ребенку («тарабарщина»,отвечает на вопрос повтором этого же вопроса, не использует больше одного слова за один раз,указывает на предмет, раньше, чем называют его, не может назвать каждый предмет на картинке.

В заключение еще раз напомню о том, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании семьи и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Речевые умения и навыки, которые мы закладываем в самом раннем возрасте это – основа, без которой мы не сможем решить более сложных задач в старшем возрасте.

Публикации по теме:

Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации» Безопасность жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Игра – ситуация «У окна» Открыто в комнате окно, Вы отойдите от.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте»Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Памятка для родителей «Развитие речи — главное в этом возрасте» В возрасте 2 – 3 лет, ребенок растет, через общение он познает мир. В детском саду детям помогают воспитатели, но дома Вы и только вы: мама.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Театральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОСТеатральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОС Попова Валентина Театр играет важную роль в воспитании детей. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира.

Выступление на педагогическом совете по теме «Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГОС» По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми мы работали последние годы, образовательная область, «Речевое развитие».

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие речи в раннем возрасте в рамках ведения ФГОС (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Горбунова Надежда на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие речи в раннем возрасте в рамках ведения ФГОС
Опубликовано: 18 февраля 2020 в 16:05
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД