МААМ-картинки

Развитие речи у детей раннего возраста посредством устного народного творчества (часть I)

наталия тишунина
Развитие речи у детей раннего возраста посредством устного народного творчества (часть I)

часть 2

Современное общество предъявляет новые требования к личности. Востребована творческая, общительная, эмоционально-отзывчивая личность. Всё это формируется в процессе жизни человека, начиная с детства. Ранний возраст является синзетивным для формирования данных качеств личности. Важную роль в развитии данных качеств личности играют ежедневные впечатления.

Публикация «Развитие речи у детей раннего возраста посредством устного народного творчества (часть I)» размещена в разделах

В первые годы жизни ребёнок необыкновенно активно, быстро впитывает и осваивает огромное количество впечатлений. Учится способам действия с предметами, перенимает нормы поведения, овладевает родным языком, а помогает ему освоить многовековой опыт человечества эмоциональное общение с взрослыми. Наши далёкие предки, понимая потребности и возможности малышей, создали множество песенок, потешек, пестушек.

Если взрослые изо дня в день широко используют эти талантливые миниатюры, повторяя те же тексты, малыш начинает понимать и смысл некоторых слов, если мы поможем ему выделить их из общего речевого потока. Этому должна способствовать целенаправленная деятельность педагога.

Многолетняя работа с детьми показала, что устное народное творчество необходимо вводить в жизнь малыша. Чем беднее у него запас конкретных представлений, тем большее значение имеет сочетание художественного слова со зрительным восприятием. Это и закрепит впечатление ребёнка, и сделает ближе текст. Речь детей раннего возраста развивается наиболее активно при использовании потешек во всех режимных моментах, которые проживает малыш. Поэтому неоценимым помощником во всестороннем развитии детей является художественная литература.

Первые художественные произведения, которые слышит ребёнок – это народные песенки-байки. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность малых форм фольклора привлекают детей, вызывают желание повторять их, заучивать, что, в свою очередь, способствует формированию разговорной речи, оказывает влияние на развитие словесного творчества.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой нацеливает на широкое использование произведений устного народного творчества для развития самостоятельной речевой активности детей раннего возраста, её эмоциональной выразительности, обогащение словарного запаса, а так же воспитания доброжелательности, заботливого отношения детей друг к другу. Но я считаю, что перечень потешек, рекомендуемых «Программой» для использования в режимных моментах, недостаточен. Поэтому возникла необходимость в подборе материала по устному народному творчеству для организации с детьми разных режимных моментов. С учётом того, что в «Программе» этот материал мало освещён, я поставила перед собой задачу:

создать богатую речевую среду.

Известно, что ребёнок раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль в жизни малыша трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, прихлопывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Эти первые художественные произведения, которые слышит маленький ребёнок. Они разнообразны по содержанию. Колыбельные – это ещё и древние заговоры, «обереги», с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон. Люди верили, что это живущие вокруг невидимые существа, которые приносят ребёнку сон. Знакомство с устным народным творчеством расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, я решила, что они помогут и «разговорить» детей. Прежде всего изучила книги Е. И. Тихеевой, Ф. А. Сохина, А. М,Бородич о методике развития речи у детей раннего возраста.

Я решила как можно шире применять фольклорный материал в работе с детьми раннего возраста. Особую значимость он представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, он не способен к общению с другими детьми и поэтому находится в угнетённом состоянии. Правильно подобранная потешка помогает мне установить первоначальный контакт с малышами, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробуждает чувство симпатии ко мне, пока ещё чужому для него человеку, в общем, отвлечься и успокоиться. Перебирая пальчики Дениса, я приговариваю потешку: «Этот пальчик – дедка…». Малыш, прислушиваясь к словам потешки, успокаивается, веселеет. Маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и ритма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым. Используемые мной в работе «Потешки игры и журилки для плачущего малыша», так же я рекомендую к использованию родителям.

Для решения поставленных задач, прежде всего, необходимо было подобрать потешки, приговорки, попевки. Просматривая литературу, я обращала внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию. Большое внимание уделяла подбору иллюстративного материала, предпочтение отдавала работам таких художников, как Васнецов, Елисеева, Игнатьев.

Известно, что словарный запас детей этого возраста ещё не велик, реальный мир воспринимается им своеобразно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Разумеется, тексты заучивала наизусть и, конечно, искала соответствующие интонации. Колыбельную произносила нараспев, ласково, негромко. Весёлую потешку – задорно, с юмором, с улыбкой. Ребята реагировали на потешки не одинаково. Я пробовала привлекать их к играм в сопровождении потешек, например, сажала малышей на колени и приговаривала: «Еду, еду…». Учитывая индивидуальные особенности детей, создавала у каждого из них радостное настроение. Помогали в этом и игрушки. Та же всем известная потешка «Ладушки» звучит свежо, когда её приговаривают от имени куклы, умеющей двигать руками. А сколько веселья вызывает у детей зайка, скачущий по комнате под слова потешки: «Скачет зайка маленький…».

Я старалась с помощью потешек побуждать детей к движениям. Сначала учила ребят ходить стайкой. Как и во всех видах деятельности, дети проявляли себя по-разному. Одни двигались с удовольствием, других приходилось водить за руку. Мною проведена подборка методического материала «Игры-забавы со словами», который использовала для побуждения ребят к движению, создания у них радостного настроения.

Каждый воспитатель знает, что проведение некоторых режимных моментов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я решила прибегнуть к помощи потешек, например для умывания и расчё сывания: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса…», «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды…». Ритмичные слова вызывают у детей радостное настроение, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.

Потешка способна корректировать поведение детей, создать у них хорошее настроение. Вот почему я стараюсь, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малыша, настраивала их на мажорный лад. Помогала потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у них желание есть, я произносила: «Умница, Дашенька, ешь кашку сладеньку…», и Дашенька, которая сначала отказывалась от еды, отодвигала тарелку, бралась за ложку.

Когда наступал момент укладывания малышей в кроватки для дневного сна, не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Например, Артёмке, который не хотел ложиться в кроватку, я ласково, убаюкивающее говорила: «Котик, брысь, котик, брысь…», а Андрюше, который долго не засыпал и смотрел на меня грустными глазами – другую потешку: «Спи, усни, дитя Андрюшенька…».

Одевание – сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с младшим воспитателем (она тоже знает потешки) приговаривали: «Наша Таня маленька…», «Вот они сапожки…» и др., которые помогают сформировать навыки самообслуживания.

Использовала потешки как средство обогащения активного словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского языка. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешки дети, играя, легко запоминали их, вводили в свою речь. Качая куклу, Оля и Кристина повторяли: «Баю, баюшки, баю…». Использовала серию дидактических игр с куклой: «Кукла Катя умывается», «Кукла Катя обедает» и др.

Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывали у малышей чувство сопереживания сверстникам. Например, Настенька помогает подняться упавшему Кириллу и приговаривает: «Не плачь, не плачь, я куплю тебе калач…».

Публикации по теме:

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Психология личности Психология личностиСравнительный анализ основ категорий личностного развитияВ современной общей психологии в рамках данного раздела как.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие речи у детей раннего возраста посредством устного народного творчества (часть I) (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем наталия тишунина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие речи у детей раннего возраста посредством устного народного творчества (часть I)
Опубликовано: 15 сентября 2014 в 09:04
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД