МААМ-картинки

Развитие речи с использованием пиктограмм

Лариса Малютина
Развитие речи с использованием пиктограмм

Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий.

Для детей с ОНР необходимо подключение всех анализаторов: зрительного, двигательного, тактильного, слухового, вкусового.

Признаки называются в определённой последовательности (величина, форма, цвет, какой предмет на ощупь, вкус, материалу, польза, как используется). Обозначаются, словом и фиксируются пиктограммой.

Методическое пособие предназначено для логопедов, воспитателей и родителей. Немного истории.

Публикация «Развитие речи с использованием пиктограмм» размещена в разделах

Еще до того, как люди придумали алфавит, они делали записи или передавали друг другу послания, на которых были изображены различные знаки и рисунки. Причем в каждом рисунке был определенный смысл: люди не буквами, которых они еще не знали, а знаками и рисунками «писали» то, что хотели сказать. Каждая линия в этом послании, каждая точка или круг, поза, а может быть, поворот головы животных имели вполне определенное значение. Рисунок человека, бегущего за кабаном, например, мог означать приглашение на охоту или сообщение о том, что где-то есть хорошая охота. Что в принципе одно и то же. Человек, получивший такое послание, мог прочитать его так же, как мы читаем письма.

Вот такие рисунки, составляющие письмо, и называются пиктограммами. А целые рисунчатые письма - пиктографией. На латинском языке «pictus» означает «нарисованный».

С развитием письменности пиктограммы не исчезают, просто меняется их назначение. Однако некоторые племена очень долго еще сохраняли традицию передавать послания в рисунках. Конечно, во многом это было вызвано тем, что люди были неграмотны.

Так, в середине XIX века президент США получил однажды необычное письмо от вождя одного из индейских племен. Оно представляло собой кусок бересты, на котором были нарисованы журавль, различные звери, проведены какие-то линии, полосы, были здесь изображены и другие непонятные знаки. Президент поручил чиновникам своей канцелярии расшифровать это загадочное послание. И вот что в нем было написано.

Оказывается, вождь племени журавля, а также вожди племен куницы, медведя и морского кота обращаются к президенту с просьбой разрешить им покинуть свои пустынные места. Тонкая линия, проведенная от глаз журавля к трем окружностям, обозначала, что индейцы хотят переселиться на три озера, вокруг которых находились более удобные для них земли. Длинная же полоса, прочерченная под ногами животных, указывала на Верхнее озеро, рядом с которым располагались племена сейчас. Линии, соединяющие мозг и сердце журавля с сердцами и глазами животных, показывали, что просьбу поддерживают все племена индейцев.

Пиктограммы существуют и в наши дни. Это эмблемы различных международных конгрессов, конференций, олимпиад, изображения на государственных флагах и т. д. Вспомните также рисунки в детских журналах, которые составляют целые сериалы, посвященные похождениям одного героя.

В практике логопедической работы дошкольных учреждений значительное место занимает коррекция речевой патологии детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Учитывая особые речевые возможности детей с ОНР (бедный словарный запас, трудности в согласовании и управлении, изложение событий в логической последовательности) работа начинается с определения семантического поля – восприятие предмета в целом (название, признак, возможность производить действия с предметом).

Для оптимизации процесса обучения и повышения интереса вводятся сказочные персонажи.

Гном «Кто? Что?»- помогает накапливать предметный словарь.

Гном «Какой?»- учит различать и выделять признаки предметов.

Гном «Что делает?» знакомит со словами – действиями.

Составление любого рассказа – описания начинается с «исследования» предмета, игрушки, муляжа.

Для детей с ОНР необходимо подключение всех анализаторов: зрительного, двигательного, тактильного, слухового, вкусового.

Признаки называются в определённой последовательности (величина, форма, цвет, какой предмет на ощупь, вкус, материалу, польза, как используется). Обозначаются, словом и фиксируются пиктограммой.

Набор последовательно выставленных пиктограмм помогает ребёнку описать предмет полностью и точно. Запомнив и опираясь на алгоритм описания, дети в дальнейшем самостоятельно смогут составить описательные рассказы.

Для пересказа создаётся схематический план смысловой последовательности частей прослушанного текста художественного произведения. Постепенно у ребёнка формируются обобщённые представления о логической последовательности текста.

Вначале используются готовые схемы. Затем постепенно привлекаются дети к совместному составлению пиктограмм.

Во время формирования у ребёнка навыка составления описательного рассказа должна проводиться предварительная работа по накоплению словаря, включающая в себя обыгрывание каждой ячейки схемы.

Гномик «Кто это? Что это?»

Помогает накапливать предметный словарь.

Гномик «Какой?»

Учит различать и выделять признаки предметов.

Гномик «Что делает?»

Знакомит со словами – действиями.

Составление описательного рассказа.

Признаки называются в определённой последовательности (величина, форма, цвет, какой предмет на ощупь, вкус, материалу, польза, как используется). Обозначаются, словом и фиксируются пиктограммой.

Название предмета, величина.

Форма.

Цвет.

Какой предмет на вкус.

Где растёт в саду или огороде.

Яблоко большое,

круглое,

красное,

сладкое, сочное.

Растёт в саду, на дереве.

Из яблока можно приготовить сок, сварить варенье.

Пересказ сказки «Репка».

Речь сопровождается показом пиктограммы.

Посадил Дед репку.

Выросла репка большая – пребольшая и стал он её тянуть. Тянет – потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут.

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала жучка кошку Машку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут – вытянули репку!

Составление сравнительного рассказа

«Ранняя и поздняя осень».

Речь сопровождается рисованием пиктограмм с использованием сюжетных картин, на которых изображена поздняя и ранняя осень.

А Ранней осенью погода

солнечная, а поздней – пасмурная.

Ранней осенью птицы собираются в стаи,

а поздней осенью – улетают в тёплые

края.

Ранней осенью на деревьях есть листья, а

поздней осень деревья стоят голые.

Ранней осенью животные готовятся к

зиме, а поздней осенью некоторые

животные впадают в спячку.

Игровая деятельность.

При работе с пиктограммами вовлекайте ребёнка в игровую деятельность.

Игра «Писатель». Ребёнку предлагается изобразить знаменитого писателя, который придумал «рассказ» о животном, об овощах и фруктах и т. д., в зависимости от изучаемого материала. Затем кто – либо из детей выходит и рассказывает свою «придумку».

Игра «Самый главный» также хорошо воспринимается дошкольниками. Педагог раздаёт детям игрушки или предметные картинки и рассказывает сказку о том, как спорили, например, животные на скотном дворе или лесу, кто из них самый главныё. Дети озвучивают героя, изображённого на картинке, описывая его, используя пиктограммы от первого лица и заканчивая словами: «Я самый главный». В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужные и полезные.

Игра «Забывчивый покупатель». Детям предлагается составить рассказ о предмете, не называя его. Затем из группы детей выбирают «покупателя» и «продавца». Перед продавцом на столе разложены предметные картинки или игрушки. «Покупатель» говорит, что он забыл название предмета, который хочет купить. «Продавец» просит описать этот предмет.

Игра «Загадки». В данном случае один ребёнок загадывает предмет и описывает его, а остальные дети отгадывают, о чём он говорит. Ребёнок, который угадал этот предмет, составляет следующий описательный рассказ.

Публикации по теме:

Сказкотерапия, развитие мелкой моторики, развитие речи у детей с общим недоразвитием речиСказкотерапия, развитие мелкой моторики, развитие речи у детей с общим недоразвитием речи Приходя в мир, ребёнок вправе ожидать счастливого будущего и гармоничного развития. Нормальное развитие ребёнка связано с удовлетворением.

Доклад «Развитие речи детей с использованием ИКТ» Доклад «Развитие речи детей с использованием ИКТ» Воспитатель Айтушева Разия Пахчановна Слайд 2. Для маленького ребёнка овладение речью.

Конспект ООД по развитию речи в средней группе с использованием технологий «Звуковая культура речи. Звуки [р]-[р’]» Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с использованием технологий: игровой, сотрудничества,.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики — залог правильной и красивой речи» с использованием массажных мячиков.Мастер-класс «Развитие мелкой моторики — залог правильной и красивой речи» с использованием массажных мячиков. Мастер –класс для воспитателей «Развитие мелкой моторики - залог правильной и красивой речи» с использованием массажных шариков. С помощью.

Организованная образовательная деятельность: развитие речи «Звуковая культура речи: звук [с]» Организованная образовательная деятельность: развитие речи. Тема: «Звуковая культура речи: звук с» Интеграция образовательных областей:.

Презентация «Развитие связной речи детей через ознакомление со сказкой с использованием лего» Презентация по теме «Развитие связной речи детей через ознакомление со сказкой с использованием лего технологий» ОПИСАНИЕ К СЛАЙДАМ Слайд.

Развитие речи младших дошкольников с использованием книг «Истоки для дошкольного образования» Выступление на "Герасимовских чтениях", Вологда, 2016г. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне.

Развитие связной речи с использованием мнемотехники Тема «Лиса» РМО для воспитателей детей младшего дошкольного возраста Тема «Развитие связной речи с использованием мнемотехники в средней группе» Конспект.

Развитие связной речи старших дошкольников с использованием элементов сказкотерапии Тема: «Развитие связной речи старших дошкольников с использованием элементов сказкотерапии». Пояснительная записка. Программа «Развитие.

Статья «Развитие связной речи средствами моделирования с использованием технологии осознанной речевой активности» Тема: «Развитие связной речи средствами моделирования с использованием технологии осознанной речевой активности Л. В. Красильниковой». Успешное.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие речи с использованием пиктограмм (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лариса Малютина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие речи с использованием пиктограмм
Опубликовано: 11 октября 2017 в 18:59
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД