Лучший педагог года

Развитие речи ребенка 3–4 лет: особенности, нормы, диагностика, профилактика нарушений

Наталья Стоянова
Развитие речи ребенка 3–4 лет: особенности, нормы, диагностика, профилактика нарушений

В возрасте 3 лет дети, как правило, начинают активно взаимодействовать не только с близким окружением в виде мамы, папы и других родственников, но и с другими детьми. Речь становится более сформированной, ясной и различимой. В три года дети начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и явлениях. Задержка развития речи в этом возрасте затрагивает все стороны речи. Многие родители именно в этом возрасте отдают детей в сад, где общение со сверстниками выходит на первый план. Однако оказывается, что то, что говорит малыш и что было понятно маме, совсем не ясно воспитателю и другим детям. Особенности речевого развития детей 3-х лет связаны со множеством факторов, и чтобы понять, как правильно развивать речь своего ребенка и на что обращать внимание нужно знать не только нормы речевого развития, но и знать и грамотно пользоваться методиками речевого развития. Эти вопросы мы и рассмотрим в данной статье.

Публикация «Развитие речи ребенка 3–4 лет: особенности, нормы, диагностика, профилактика нарушений» размещена в разделах

Так в возрасте трех с половиной лет ребё нок часто знает и умеет следующее:

• Говорит своё имя, фамилию и отчество.

• Знает имена родственников и друзей.

• Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию

• Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.

Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.

Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.

Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.

• Повторяет услышанное.

• Пересказывает мультфильм или сказку.

• Говорит не только громко, но и тихо.

В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш» на «с», а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют корректировки.

Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов, другие — больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить хорошие результаты.

Практически все мамы и папы с радостью отмечают, что с каждым днем ребенок запоминает и повторяет все больше новых слов, порой забавно их коверкая или перевирая. Фразы и предложения порой построены неверно, но от этого звучат милее и смешнее. Речевой поток становится практически неуправляемым и постоянным, малыш спешит поделиться всем увиденным и услышанным, и в этом потоке очень важно вовремя распознать, выявить и исправить речевые нарушения.

Рассмотрим особенности речи детей 3 лет.

• Активный словарь у ребенка к концу 2-го началу 3-его года жизни более 1000 слов, которыми ребенок постоянно оперирует. При этом новые или длинные слова ребенок может коверкать, менять местами слога.

• Грамматический строй речи состоит из фраз. Предложение складывается уже из 3-4 слов. Ближе к 4 годам малыш начинает говорить сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Дети внимательно слушают что и как говорят взрослые, буквально как губка впитывают в себя все, что слышат. Но, поскольку речь еще не совершенна, и малышу порой сложно повторить за взрослыми фразу сразу правильно, то порой выходят очень забавные и неправильные с точки зрения грамматики выражения. Детям еще сложно согласовывать существительные и прилагательные, а также образовывать множественное число существительных.

• Звукопроизношение Физическое развитие артикуляционного аппарата не стоит на месте и к 3 годам язычок и губы уже достаточно окрепли, чтобы правильно произносить слова, но коверкая мягкие звуки (например, молоко вместо маляко, ёлка а не ёйка и т. п.). Длинные слова даются уже проще.

В возрасте 3-4 лет в длинных сложных словах допускается перестановка слогов (пакитан-капитан, гамазин-магазин и т. п.)

• Интонация и эмоциональная выразительность речи растет с каждым месяцем. На этот показатель очень сильно влияет качество и скорость речи окружения (в основном мам и пап).

Итак, мы рассмотрели особенности речи детей 3-4 лет, и теперь можем четко определить каковы нормы речевого развития на этом возрастном этапе. Но нужно отметить, что каждый ребенок уникален, поэтому на нормы следует лишь ориентироваться в общем плане и обращать внимание на грубые нарушения норм.

Что же делать, если вам кажется, что у вашего малыша проблемы с речевым развитием? Для начала обратитесь к специалистам: логопеду, психологу, неврологу, чтобы каждый из них посмотрел возможную проблему со своей стороны.

Существует множество упражнений для предотвращения проблем с речью. Приведу наиболее распространенные и не требующие специальной подготовки.

Родители всегда должны помнить – что именно они образец для подражания для своего ребенка. Их роль в развитии речи малыша просто неоценима. Очень важно постоянно разговаривать с ребенком, при этом речь должна быть неторопливой, правильной и интонационно выдержанной. Дети любопытны от природы – отвечайте на их вопросы, рассказывайте во время прогулок, что вы видите, знакомьте своего малыша с новыми вещами и явлениями. В процессе живого общения вы не только развиваете память ребенка, его мышление, но и налаживаете тесный эмоциональный контакт со своим малышом, выстраиваете близкие и доверительные отношения. Взрослые должны набраться терпения и мудрости, чтобы правильно корректировать речь ребенка, научиться слушать и слышать его.

Чтение безусловно второй очень важный фактор в профилактике речевых нарушений у детей. Классика детской литературы, сказки, стихи, потешки развивают у ребенка любознательность, память и безусловно увеличивают словарный запас. Так, например, читая сказку про зайца и лису, которые жили в лубяной избушке и ледяной, вы может не только объяснить, что значит лубяная избушка, но и покажете закономерности природных явлений (о том, что весной лед тает, а дерево нет). Читать сказки, рассказы нужно постоянно не по одному разу, чтобы ребенок мог запоминать их.

Если вы обратили внимание на неправильное произношение ребенком каких-либо звуков важно вовремя исправить это, мягко поправив ребенка, поиграть с ним в верное произношение слова.

Еще одним важнейшим способом являются логопедические стишки, распевки, упражнения для развития артикуляционного аппарата.

Многие родители не знают о том, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием речи ребенка. Существует большое количество вариаций пальчиковой гимнастики.

Родителям всегда стоит помнить о том, что каждый ребенок уникален и индивидуален, и особенности его развития вероятнее всего будут отличаться от других детей. Но при это именно в руках родителей и близких людей вырастить ребенка счастливым и развитым.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков»Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков» Цель: помочь родителям привлечь своих детей к приобретению конструкторского опыта. Задачи: 1. Развивать с помощью конструирования активный.

Дидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речиДидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речи Дидактическое пособие «Овощи-Фрукты» для развития зрительного восприятия и коррекции нарушений речи В повседневной работе дефектолога.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика» Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика" Добрый день, дорогие коллеги! праздники праздниками,.

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие речи ребенка 3–4 лет: особенности, нормы, диагностика, профилактика нарушений (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Стоянова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие речи ребенка 3–4 лет: особенности, нормы, диагностика, профилактика нарушений
Опубликовано: 17 октября 2023 в 15:02
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД