МААМ-картинки

Развитие речи по средствам художественной литературы

НИНА АРАКЕЛЯН
Развитие речи по средствам художественной литературы

Цель: Развивать речь детей, закрепить умение определять границы структурных частей произведений.

Задачи:

- познакомить детей с жанровым своеобразием сказки;

- дать представление о жанре;

- познакомить детей с особенностями композиции сказок (сказочный зачин, сказочная концовка, наличие троекратных повторов в самом повествовании);

Публикация «Развитие речи по средствам художественной литературы» размещена в разделах

- закрепить и обогатить знания детей о разных видах сказок (сказки о животных, волшебные сказки, сказки в стихах, докучные сказки, научить детей отличать положительных и отрицательных героев сказок).

Ход занятия

Дети входят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель:

Ребята, а хотите мы с вами отправимся в необычное увлекательное путешествие туда, где сказки по земле ходят, где Емеля на печке ездит, где царь Кощей над златом чахнет, и где в райских садах яблочки молодильные растут?

В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит,

Сказка - умница и прелесть -

Ей повсюду путь открыт.

Сказок много есть на свете,

Все их очень любят дети,

А чему нас учат сказки,

Отвечайте без подсказки!

Дети:

Сказки учат нас быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу.

Воспитатель:

В сказке добро всегда побеждает зло.

А еще говорят, что сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок.

Почему говорят, что сказка ложь? Что такое ложь?

Дети: Ложь - обман, неправда, враньё.

Воспитатель: А почему же сказка - обман и неправда?

Д[b]ети[/b]: Потому что в сказке происходят события, которых не бывает на самом деле, которые в реальной жизни происходить не могут.

Воспитатель: Сказка всегда преподаёт какой-то урок добрым молодцам. Кто такие «добрые молодцы»?

Дети: Это мальчики, молодые люди.

Воспитатель: А девочек как в старину называли?

Дети: Девочек называли - красны девицы.

Воспитатель: Да, ребята, сказка - это необыкновенная, волшебная история, которая не может происходить в реальной жизни, но она обязательно поучительна и преподает нам урок.

А какие волшебства, чудеса могут происходить в сказках?

В этом нам поможет разобраться волшебный клубочек. Перекатывайте друг другу клубочек. И как только попадёт он к кому-нибудь из вас в руки, так вы сразу называйте волшебство, чудо, которое может происходить в сказках, и никогда не происходит в жизни.

Игра «Волшебный клубочек»

Дети: В сказках животные разговаривают.

В сказках летают на ковре-самолёте.

В сказках лягушка сбрасывает шкуру и превращается в прекрасную царевну.

В сказках фея взмахнёт волшебной палочкой, и тыква превращается в карету.

В сказках Баба- яга на метле летает.

В сказках избушка поворачивается.

В сказках гусли-самоигры заставляют плясать.

В сказках гребешок бросишь - лес вырастает.

В сказках бывают молочные реки и кисельные берега.

Физминутка РЕПКА

Репка выросла большая. Вот какая! Вот какая! (руки в стороны, вверх, вниз)

Дед и бабка тянут репку, но она засела крепко. (наклоны, приседания)

Внучка к ним бежит, бежит, репку вытащить спешит. (бег на месте)

Жучка хвостиком виляет, бабке с дедом помогает. (повороты направо, налево)

Кошка спинку выгибает, кошка когти выпускает. (прогнуться назад)

Помогает дёрнуть репку, но она засела крепко. (приседания)

С мышкой быстро и умело репку вытянули смело. (прыжки вверх на двух ногах)

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, из каких частей состоят сказки и рассказы. А знаете ли вы ребята признаки, по которым мы можем отличить сказку от простого рассказа?

Ответы детей.

У рассказа, сказки всегда есть что? (Начало, середина и конец.)

- О чем говорится в начале? (Начало – это та часть рассказа, в котором называются главные герои, и рассказывается о событии, с которого все начиналось).

Это сказочный зачин, сказки почти всегда начинаются и заканчиваются одними и теми же словами: «Жили – были…»,

«В некотором царстве, в некотором государстве…»

- В средней части разные события сменяют друг друга.

- В конце говорится о том, чем завершилось событие. Все части рассказа подчиняются главной теме. Без каждой части рассказ просто невозможен.

Это сказочная концовка, сказки заканчиваются такими словами:

«И стали они жить-поживать и добра наживать…»,

«Вот и сказочке конец, а кто слушал –молодец…»,

«И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…».

Театрализация по сказке Владимира Сутеева «Мешок яблок»

РОЛИ К СКАЗКЕ:

Автор, Заяц, Ворона, Медведь, Белка, Ёжик, Коза, Крот. Зайчиха, Волк, Зайчата

АВТОР: Владимир Григорьевич Сутеев «Мешок яблок».

Ходил Заяц с мешком по лесу, искал грибы-ягоды для своих зайчат, но, как назло, ничего ему не попадалось. И вдруг посреди зелёной поляны увидел он яблоню. А яблок румяных на ней и под ней - видимо-невидимо! Не долго думая, раскрыл Заяц свой мешок и стал в него яблоки собирать.

ЗАЯЦ: Ах, гостинцы хороши! Будут рады малыши!

Ушастик, пушистик, звонок, прыгунок,

Все по лавкам прыг, да скок.

ВОРОНА:Карр! Карр! Да что это делается! Что за безобразие! Каждый сюда приходит, каждый себе набирает, так ни одного яблока не останется!

ЗАЯЦ:Напрасно каркаешь, здесь яблок на весь лес хватит. А у меня зайчата дома голодные сидят.

Все зайчата папу ждут,

Всех по разному зовут

4 сыночка и лапочка дочка

Я люблю зайчишек нежно, обожаю малышей!

АВТОР: Набрал Заяц полный мешок яблок. Мешок тяжёлый. С трудом потащил его заяц. И вдруг навстречу ему медведь.

МЕДВЕДЬ:Чего испугался, заяц! Не бойся, не трону. Ну, рассказывай, что у тебя там в мешке?

ЗАЯЦ: Вот. Яблоки! Берите, угощайтесьдядя Миша! У меня их много!

МЕДВЕДЬ: (попробовал) Ничего яблочки! Освежают!

АВТОР: Идет заяц дальше, а навстречу ему белка по деревьям скачет.

БЕЛКА: Дяденька Заяц! Дяденька Заяц! Дайте мне яблочек!

ЗАЯЦ: Угощайтесь! Кушайте, на здоровье, белочка! У меня яблочек много!

БЕЛКА: Спасибо, дяденька заяц!

АВТОР:Отправился заяц дальше, навстречу ему старый его друг, ёжик.

ЗАЯЦ:Куда идёшь, Колючая Голова?

ЁЖИК:Да вот, за грибами собрался, а грибов нигде не видно. Хожу с пустой корзинкой.

ЗАЯЦ:Ты лучше у меня яблок возьми. Бери, не стесняйся, у меня их много!

(Насыпал Ежу полную корзину яблок) ЁЖИК: Спасибо, тебе, друг мой, заяц! Выручил ты меня!

АВТОР:Вышел Заяц на лужок, а там Коза гуляет.

КОЗА:Бе-е-е… Здравствуй, заяц. Чего несешь….

ЗАЯЦ: Да, вот, яблок несу своим деткам! Угощайся, коза!

КОЗА: Спасибо, очень вкусные яблочки! Скоро увидимся, заяц!

АВТОР: Ходил, ходил Заяц и устал. Присел было на какой-то бугорок, как вдруг вылез из земли крот…

КРОТ: Кто тут?

ЗАЯЦ: Это я – заяц!

КРОТ:А-а-а… здорово, косой! Давненько мы с тобой не виделись! А чем это так вкусно пахнет? Постой, это же яблоками пахнет!

ЗАЯЦ:Ага, угадал, приятель! На вот, попробуй!

КРОТ:Спасибо, дружище! Скоро увидимся!

АВТОР: А в заячьем домике давно ждут папу-Зайца. Чтобы скоротать время, мама-Зайчиха рассказывает сказку своим голодным зайчатам. И тут кто-то постучал в дверь.

БЕЛКА:- Вот! Это вам мама просила передать!

ЗАЙЧИХА: Чудеса.

ЁЖИК: (стучит в дверь) Хозяин дома?

ЗАЙЧИХА: Да нет. Как с утра пошёл, так и не возвращался.

ЁЖИК: Хозяина сегодня твоего в лесу встретил! Яблок он набрал полный мешок!

ЗАЙЧИХА: Да вот что-то нету его!

ЁЖИК:Наверное мешок очень тяжелый, вот он и запаздывает! Возьмите и от меня гостинцев вам и вашим зайчатам! А я пойду пожалуй…. Вы зайцу от меня кланяйтесь!

КОЗА (стучится в дверь)Бе-е-е-е! Есть кто-нибудь дома…

ЗАЙЧИХА: Да, да, есть!

КОЗА:Здравствуй, соседка! Это для ваших детей я принесла капусты и крынку молока!Капуста нынче хорошая уродилась. Кушайте на здоровье!

(Со стуком откинулась крышка подпола, и показалась голова Крота)

КРОТ:Это дом Зайца?

ЗАЙЧИХА:Да, мы тут живём,

КРОТ: Значит, я правильно подкоп вёл!

(полетели из подпола всякие овощи: морковка, картошка, петрушка, свёкла)

КРОТ:Привет Зайцу!

ВОРОНА:Карр! Карр! Всем яблоки раздавал, а меня хоть бы одним яблочком угостил!

ЗАЯЦ:Вот. Самое лучшее! Клюй на здоровье!

ВОРОНА:Очень мне нужно твоё яблоко, я их терпеть не могу! Карр! Карр! Что делается! Родным голодным детишкам пустой мешок несёт!

ЗАЯЦ:А я. А я сейчас обратно в лес пойду и снова мешок полный принесу!

ВОРОНА:Куда же ты пойдёшь, глупый! Смотри, какая туча собирается!

ВОЛК (возле яблони): Тебе что здесь нужно?

ЗАЯЦ:Я. Яблочки хотел собрать. Зайчатам.

ВОЛК: Значит, ты яблочки любишь?

ЗАЯЦ: - Лю. Люблю.

ВОЛК:А я зайцев очень люблю!

(Бросается на зайца. Заяц одевает мешок на голову волку)

АВТОР:Уже поздно ночью приплёлся Заяц к своему дому. А дома давно крепким сном спали сытые зайчата. Только одна Зайчиха не спала: тихо плакала в своём уголке.

(Стук в дверь. Зайчиха подбежала к двери: на пороге стоял Заяц).

ЗАЯЦ: Я ничего. совсем ничего вам не принёс.

ЗАЙЧИХА: Зайчик мой бедный!

(Сильный стук в дверь)

ЗАЯЦ:Это он! Волк! Заприте дверь! Прячьтесь все!

(Зазвенели стёкла, распахнулось окошко, и появилась большая голова Медведя)

МЕДВЕДЬ:Вот! Держи от меня подарок. Мёд настоящий, липовый.

ВОРОНА: Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться?

Главный смысл сказки В. Г. Сутеева «Мешок яблок» состоит в том, что надо быть отзывчивым и щедрым и добрые дела обязательно вернутся к тебе сторицей.

Сказка В. Г. Сутеева «Мешок яблок» учит нас делиться с окружающими тем, что у нас есть. Заяц не жадничал и делился со всеми зверями своими яблоками. А в итоге его семья получила ответный подарок – много разнообразной и вкусной лесной еды.

Публикации по теме:

Формирование эмоциональной выразительной речи у детей средствами произведений художественной литературы Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех.

Развитие речи детей посредством художественной литературыРазвитие речи детей посредством художественной литературы .

Комплексно-тематическое планирование ОО «Речевое развитие». НОД «Чтение художественной литературы» Месяц, неделя Тема ННОД, содержание работы Культурные практики (виды деятельности) Формы организации детско-взрослой (партнерской) деятельности.

Конспект итоговой НООД по чтению художественной литературы и аппликации в старшей группе «Путешествие по миру литературы» Цель: Систематизировать знания о разных жанрах литературы: сказках, стихах, рассказах. Воспитывать любовь к русскому фольклору. Задачи ОО.

Мастер-класс «Развитие речи детей посредством художественной литературы словесно-дидактические игры» Мастер-класс «Развитие речи детей посредством художественной литературы словесно-дидактические игры» Цель: повысить профессиональное мастерство,.

Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы Проект «Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы»средняя группа №4 «Сказка» Актуальность.

Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53» Развитие нравственных качеств у детей дошкольного.

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы .

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами художественной литературы и музыки (Из опыта работы) Актуальность. В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности.

Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольника Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи по средствам художественной литературы
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 08:12
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД