МААМ-картинки

Развитие речи дошкольников посредством использования ТРИЗ технологии методы «Синектика», «Метод каталога»

Мукосеева Татьяна
Развитие речи дошкольников посредством использования ТРИЗ технологии методы «Синектика», «Метод каталога»

Развитие речи дошкольников через использование ТРИЗ технологии : методы «Синектика», «Метод каталога».

Публикация «Развитие речи дошкольников посредством использования ТРИЗ технологии методы „Синектика“, „Метод каталога“» размещена в разделах

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Стандарт определяет речевое развитие следующим образом : «Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.

ТРИЗ существенно повышает вероятность решения творческих задач, благодаря использованию  методов и приемов, системы алгоритмов, которую можно перевести в модели, ТРИЗ также дает ребенку возможность почувствовать собственную значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы.

Научную технологию творчества, которая потом стала называться Теория Решения Изобретательских Задач, разработал в 1946 году Генрих Саулович Альтшуллер. Первоначально ТРИЗ создавалась в помощь инженерам-изобретателям. Сегодня ей пользуются не только инженеры, но и педагоги, литераторы и представители других профессий. Идея внедрения ТРИЗа в работу с детьми дошкольного возраста принадлежит Михаилу Наумовичу Шустерману. Осенью 1987 года ТРИЗ впервые пришла в детский сад.

В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности.

Возникает потребность внедрять в учебно-воспитательный процесс ДОУ инновационные педагогические технологии, отвечающие запросу компетентностно - ориентированного образования, имеющие интерактивный характер, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка, позволяющие ребенку проявить творческий подход, ориентированные на формирование творческого мышления и способности генерировать нестандартные идеи при решении творческих задач.

Синектика – современный метод активизации знаний ребёнка, основанный на применении аналогий.

Автор синектики Уильям Дж. Гордон (США, 50-е годы).

1. Метод «Синектика»  «синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». Автор предложил использовать для развития творческих способностей человека аналогии.

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

- изобрази будильник, который забыли выключить;

- покажи походку человека, которому жмут ботинки;

- изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;

- представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д. ;

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.

Синектика – возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежат прием: Эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту. Очень удачен этот прием на музыкальных занятиях.

В разделе «Пение» очень удачно на занятиях проходят приемы разучивания и исполнения песен по схемам по методу Символическая аналогия.  Дети сами придумывают ассоциации к тем или иным словам песни и легко запоминают их.

Интересно на занятиях проходит игра «Хорошо – плохо». Мы рассуждаем с детьми, например, осень – это хорошо или плохо. Плохо – почему? Хорошо – почему? Или самодельный музыкальный инструмент это хорошо? А плохо – почему? (нет нот, может легко сломаться и т. п.)

- Метод «синектики» предлагает поставить себя на место кого (чего) – либо. В детском саду этот метод работает как метод эмпатии, подразумевающим представление детьми себя каким – то конкретным предметом или явлением и передачу чувств, переживаний, настроения этого образа. Детям предлагаются такие ситуации: что думают воробьи, когда они нашли зерно или крошки? Когда за ними охотится кошка? Когда на улице сильный мороз? Что думает звездочка, когда увидит, что ночью где – то не спит ребенок? Почему он не спит? Как его успокоить? и т. д. Также широко используем приемы ТРИЗа и РТВ (например, прием наоборот) для проведения творческих игр со словами: «Скажи наоборот» - подбор антонимов, «Скажи по – другому» - подбор синонимов, «что еще значит это слово» - подбор омонимов (предлагается для дальнейшей работы картотека таких игр). Проводим с детьми такие изобретательские игры как 

В процессе работы вы увидете, что дети стали находить выходы из разных ситуаций, анализировать их, делать самый оптимальный выбор, научились размышлять и передавать свои размышления через рассуждения, речь детей стала более образной, интересной. Работа по ТРИЗ – педагогике требует системности и времени, но результаты превзойдут все ваши ожидания.

2. Метод каталога

Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932г. Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания с помощью выбранных наугад выбранных носителей (персонажей, предметов,действий) и т. д.

Рекомендуется научить детей составлять логически связный текст, в котором добро побеждает зло. Действия должны происходить в определенном месте и времени.

Метод создан для снятия психологической инерции и ломки стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места действия.

С детьми 3-3,5 лет работа проводится с помощью «чудесного мешочка». В нем могут находиться игрушки или картинки- объекты для составления двух-трех предложений связного текста с помощью вопросов.

Для составления сказок с детьми старше 4 лет используют незнакомые им тексты.

Алгоритм составления сказки

- Педагог выбирает книгу, с помощью которой будет составляться сказка.

- Задаем детям вопросы :

Пример:Задав первый вопрос «Жил-был (кто, воспитатель открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальцем на любое слово.

Ответ на следующий вопрос ищется на любой другой странице книги. Если наугад выбранное слово не соответствует нужной части речи, его необходимо переделать или попросить ребенка показать другое слово на этой же строчке. Надо стремиться включить в текст создаваемой истории словосочетание, слово из котороговыбрал ребенок.

Дети с помощью педагога «собирают» в единое целое ответы, найденные в книге.

- Придумывают название получившейся сказки.

- Один или несколько детей (по желанию) восстанавливают текст.

- Организуется продуктивная деятельность.

Методические рекомендации :

Чтобы дети во время занятия не терялии интереса к сочинительству, необходимо:

-проводить работу (задавать вопросы, «собирать» сюжет) в быстром темпе;

-эмоционально реагировать на каждый ответ (удивление, радость, испуг и т. д.);

-если дети устали, прекратить искать ответы в книге, а придумать вместе с ними окончание истории.

- В работе с детьми седьмого года жизни роль ведущего может взять на себя ребенок. Воспитатель осуществляет функцию контролера.

- Можно предложить детям рассказать дома придуманную сказку и проиллюстрировать ее с помощью рисунков.

- Для закрепления последовательности вопросов, с помощью которых создается сказочный текст, педагог предлагает им вспомнить.

Примерная цепочка вопросов для детей 3-4 лет:

- Жил-был (кто, С кем он дружил, Пришел злой кто, Кто помог друзьям спастись?

Примерная цепочка вопросов для детей 5-7 лет:

- Жил-был кто, Какой он был, Что умел делать, Пошел гулять (путешествовать, куда, Искать (что? Кого, Встретил злого кого, Что этот отрицательный герой делал (или умел делать, У нашего героя был друг? Кто? Какой он был, Как он мог помочь главному герою, Что стало со злым, Где наши друзья стали жить, Что они стали делать.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Фотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группеФотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группе Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Пальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театраПальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра Пальчиковый театр «Теремок» «Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра» Хочу представить вашему вниманию пальчиковый.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи дошкольников посредством использования ТРИЗ технологии методы «Синектика», «Метод каталога»
Опубликовано: 26 сентября 2020 в 13:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи дошкольников посредством использования ТРИЗ технологии методы «Синектика», «Метод каталога»» (включая файлы) размещена пользователем Мукосеева Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.

9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД