Получи документы

Развитие речевого и неречевого дыхания дошкольников с нарушениями слуха

Инна Долгих
Развитие речевого и неречевого дыхания дошкольников с нарушениями слуха

Развитие речевого и неречевого дыхания дошкольнтков с нарушениями слуха.

Физиологическое и речевое дыхание дошкольника с нарушениями слуха отличается от речевого дыхания сверстника с нормальным слухом : оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. У дошкольников превалирует верхнегрудное дыхание, сопровождающееся подъемом плеч, а многие дети не умеют экономно расходовать речевой выдох и добирают (вдыхают) в процессе речевого высказывания перед каждым словом. Произнесение отдельных слов происходит в разных фазах дыхания — как на вдохе, так и на выдохе.

Публикация «Развитие речевого и неречевого дыхания дошкольников с нарушениями слуха» размещена в разделах

При организации работы с глухими и слабослышащими детьми, страдающими речевыми нарушениями, необходимо учитывать следующие характерные для них нарушения речевого дыхания :

— чрезмерный забор воздуха на фазе вдоха;

— форсированное начало фазы выдоха;

— сокращение длительности речевого выдоха;

— неравномерность выдоха на протяжении фразы;

— судорожность вдоха и выдоха;

— спастичность дыхательной мускулатуры в процессе дыхания и связанную с этим судорожность вдоха и выдоха;

— расстройства координации между дыханием, артикуляцией и фонацией.

В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. В условиях ДОУ комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка (путем специально подобранных игр и упражнений) осуществляется в двух аспектах:

• участие в процессе коррекции разных специалистов (учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию);

• использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах (прогулки, самостоятельная деятельность, занятия).

Регулярные занятия дыхательными игровыми упражнениями способствуют воспитанию и нормализации правильного речевого дыхания дошкольников, а также профилактике болезней дыхательных путей.

Цель дыхательных упражнений — научить детей быстро, бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе. Дыхательные упражнения дифференцируются в зависимости от возраста.

Работа по формированию правильного дыхания с дошкольниками может проводиться в следующей последовательности.

Развитие грудобрюшного типа дыхания.

Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху.

Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность:

— добиваться умения длительно или многократно произносить звук на одном выдохе;

— на одном выдохе произносить 3—4 слога;

— правильно произносить фразу из 2—3 слов;

— слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 4 слов;

— слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5—6 слов;

Методические рекомендации:

При выполнении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать регламент в пределах 3—5 минут, чтобы не вызвать у детей головокружения и негативных реакций.

Необходимо контролировать сопутствующие движения, а именно: не допускать общего мышечного напряжения, поднятия плеч при вдохе и вытягивания вперед шеи при вокальных упражнениях. Одежда ребенка не должна стеснять его движения. Помещение должно быть хорошо проветренным. Осанка ребенка должна быть правильной при выполнении дыхательной гимнастики как сидя, так и стоя, сохранять вертикаль позвоночника.

При проведении дыхательных игр и упражнений необходимо соблюдать правила и требования:

- не переутомлять ребенка, т. е. строго дозировать количество и темп проведения упражнений; выполнять упражнения по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей;

- проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях;

- заниматься до еды;

- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;

- вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;

- чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, мышцы рук, живота, груди;

при вдохе не поднимал плечи;

- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек. ;

- движения ребенок должен проводить плавно, под счет, тихо.

Последовательность работы такова:

- вдох осуществляется через нос, выдох то же через нос;

- вдох осуществляется через рот, выдох через нос;

- вдох осуществляется через нос, выдох через рот;

- вдох осуществляется через рот, выдох тоже через рот.

Помимо дифференциации носового и ротового выдоха добавляются упражнения на поддувание и выработку целенаправленной воздушной струи. Все эти упражнения имеют целью научить ребенка управлять своим вдохом и выдохом. Они в конце концов сводятся к естественному дыханию при говорении – вдох носом, выдох – ртом.

Для воспитания неречевого дыхания : учат быстрому вдоху и плавному, равномерному выдоху (без фонации).

Выдох должен дифференцироваться по силе:

— сдуть с руки снежинку (из папиросной бумаги, сдуть ватку;

— подуть на султанчики;

— погреть ладошки. С расстояния 15—20 см ото рта подуть в соединенные ладони теплым воздухом;

— подуть на бумажную бабочку, подвешенную на нитке или сидящую на цветке;

— подуть в окошко, чтобы открылись бумажные створки;

— задуть в ворота легкие ватные шарики (мячи);

— сдуть листья с деревьев;

— подуть на бумажную лодочку в миске с водой или на поверхности

стола так, чтобы она сдвинулась с места;

— сделать бурю в стакане (подуть через трубочку в воду так, чтобы вода забурлила);

— подуть на граненый карандаш и сдвинуть его на поверхности стола;

— подуть в дудочку, свирель, в трубу;

— извлечь звук из губной гармошки на вдохе и выдохе;

— надуть воздушный шар, надувную резиновую игрушку;

— дуть на лист бумаги, находящийся на уровне рта ребенка так, чтобы

лист трепетал. Лист постепенно отодвигают ото рта ребенка;

— сильно подуть в пузырек, горлышко которого касается нижней губы.

Получается свист.

Динамическая дыхательная гимнастика

Подготавливает дыхательный аппарат к фонационному (речевому) дыханию, т. к. способствует расширению емкости легких.

Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, ног. Тренировка неречевого дыхания достигается за счет изменений темпа, частоты, характера выполнения динамических упражнений.

Дыхательные упражнения (традиционные) без речевого сопровождения

Подняться на носках, руки вверх — вдох, опуститься — выдох.

Поднять руки над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) — вдох, опустить руки — выдох.

Развести руки в стороны — вдох, руки перед собой — выдох.

Вытянуть руки вперед перед собой — вдох, опустить по бокам — выдох.

Отвести локтей назад — вдох, поставить руки в исходное положение — выдох, руки на поясе.

Фонационная дыхательная гимнастика

Для воспитания речевого дыхания учат рационально, экономно производить выдох в процессе фонации звуков, при произнесении слов и фраз.

Предлагают длительно на одном выдохе воспроизводить различные звукоподражания. Начинают с гласных звуков и их сочетаний. Гласные звуки должны утрированно артикулироваться, а выдох должен быть длительным.

Один гласный на одном выдохе: а…., у…., э, и…., о…. ы….

Два гласных на одном выдохе:

о

у а э

э у а и другие сочетания.

Четыре, пять гласных на одном выдохе:

а э о у а э о у и

и другие сочетания на переключения с одной артикуляции на другую.

Звукоподражания при произнесении согласных звуков, произносимых длительно: ж жук, з комар и т. д.

Речевая дыхательная гимнастика

На завершающем этапе работы над дыханием в упражнения вводят слоги, слова, фразы, четверостишия и т. д.

Цели:

1. Распределение экономного выдоха на протяжении всего высказывания.

2. Сохранение темпо-ритмической и звуко-слоговой структуры высказывания.

1) Слоги на одном выдохе

па по

па по пу

па по пу пы

па по пу пы пэ

апа апо

апа апо апу

апа апо апу апы

апа апо апу апы апэ

спа спо

спа спо спу

спа спо спу спы

спа спо спу спы спэ

и другие звукосочетания, но с правильно произносимыми звуками.

2) Слова на одном выдохе

счет до 5, до 10, дни недели, времена года, названия месяцев

3) Фразы на одном выдохе (пословицы, фразы, загадки)

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания можно сгруппировать по лексическим темам и использовать в совместной деятельности взрослого и ребенка по развитию речи дошкольников, в режимных моментах

Зима

Снежинки

1 — вырезанные из бумаги снежинки держать на уровне лица (вдох); 2 — на выдохе плавно дуть на снежинки. Следует добиваться, чтобы снежинки максимально отклонялись. Повторить 3—4 раза.

Вьюга

1 — вдох; 2 — на выдохе произносим тихо: «У-у-у-у!» — вьюга начинается; 3 — вдох носом; 4 — на выдохе произносить громко «У-у-у-у!»; 5 — вдох носом; 6 — на выдохе произносить тихо: «У-у-у-у!» — вьюга заканчивается. Повторить 2 раза.

Пурга

1 — вдох; 2 — на выдохе произносить тихо: «В-в-в-в!» — пурга начинается; 3 — вдох; 4 — на выдохе произносить громко: «В-в-в-в!»; 5 — вдох; 6 — на выдохе произносить тихо: «В-в-в-в!» — пурга заканчивается. Повторить 2 раза.

Снег идет

Ноги вместе, руки подняты вверх. 1 — плавно опускать руки (вдох носом); 2 — на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3—4 раза.

Снег скрипит

1 — ходьба на месте (вдох носом); 2 — на выдохе произносить: «Скрип-скрип-скрип!». Повторить 3—4 раза.

Холодно зимой

стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — обхватить правой рукой левое плечо, затем левой рукой правое плечо, развести руки в стороны (вдох); 2 — обхватить плечи руками и на выдохе произносить: «Бр! Бр! Бр!». Повторить 3—4 раза.

Греем ручки

1 — потирать «замерзшие» руки (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Х-х-х! Х-х-х!». Повторить 3—4 раза.

Снежки

стоя, ноги на ширине плеч. 1 — наклониться вниз, взять «снежок» (вдох); 2 — бросить «снежок», на выдохе произносить: «Оп! Оп! Оп!». Повторить 3—4 раза.

Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитие речевого дыхания «Воздушные голы»Дидактическая игра на развитие речевого дыхания «Воздушные голы» Нам всем очень нравится красивая, плавная и мелодичная речь. Одним из важных условий формирования такой речи является правильное речевое.

Дидактические пособия для развития речевого дыхания у дошкольниковДидактические пособия для развития речевого дыхания у дошкольников Все знают, как важно развивать речевое дыхание детям с задержкой речевого развития, для освоения детьми правильного звукопроизношения. У.

Игры на развитие речевого дыхания для детей ДОУИгры на развитие речевого дыхания для детей ДОУ Что такое речевое дыхание? Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух.

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНРМатериал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Педагогическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Развитие речевого слуха у детей раннего возрастаРазвитие речевого слуха у детей раннего возраста «Как помочь ребенку заговорить?», сегодня мне хочется поделиться о том, с чего необходимо начинать и какую работу проводим мы по развитию.

Роль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детейРоль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детей Попова Валентина Работа по развитию речевого дыхания очень важна с детьми дошкольниками, особенно с теми, у кого существуют проблемы с.

Создание предметно-пространственной среды «Игры на развитие речевого дыхания» для детей дошкольниковСоздание предметно-пространственной среды «Игры на развитие речевого дыхания» для детей дошкольников Уважаемые коллеги и гости моей странички, я предлагаю вашему вниманию игры, на развитие речевого дыхания, которые можно сделать своими руками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевого и неречевого дыхания дошкольников с нарушениями слуха
Опубликовано: 14 января 2021 в 13:28
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД