МААМ-картинки

Консультация «Развитие разговорной речи в специально организованных беседах»

Ольга Скопинцева
Консультация «Развитие разговорной речи в специально организованных беседах»

Одним из основных методов развития диалогической речи у детей дошкольного возраста на занятиях является беседа. Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, которая состоит из вопросов и ответов. Беседа является эффективным словесным методом обучения.

Публикация «Консультация „Развитие разговорной речи в специально организованных беседах“» размещена в разделах

Со времен Я. А. Коменского и И. Г. Песталоцци встал вопрос о применении бесед в дошкольном воспитании. Беседа в первую очередь является методом уточнения и систематизации представлений детей, полученных ими в процессе повседневной жизни и на занятиях. Характер беседы требует от ребенка умения активно воспроизводить свои знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы. Посредством бесед дети целенаправленно усваивают сведения о конкретных предметах и явлениях, учатся словом передавать признаки предметов, действия с предметами. Беседа также обогащает ребенка новыми знаниями или показывает знакомое в новом аспекте. Участвуя в беседе, ребенок учится концентрировать свое мнение на одном предмете, вспоминает то, что знает о нем, приучается логически мыслить. В беседе воспитатель учит ребенка четко выражать свои мысли, развивает умение слушать и понимать вопросы, правильно формулировать ответ на них - коротко или подробнее, в зависимости от характера вопроса, правильно задавать вопросы.

Беседы активизируют детскую речь, способствуют развитию диалогической речи. Овладение навыками диалогической речи имеет важное значение для последующего обучения в школе. Под влиянием бесед речь дошкольников становится точной, содержательной. В беседе активизируются нравственные и эстетические представления детей, сосредоточивается их внимание на ярких впечатлениях. Опираясь на знания, ребенок обдумывает свое поведение, оценивает поступки. Беседа формирует у ребенка соответствующее отношение к фактам действительности, способствует воспитанию организованности и формированию определенных моральных качеств. В условиях детского сада беседа используется как важное средство коллективного общения детей.

Беседа как метод обучения используется в основном в старших группах. Однако отдельные беседы (например, о труде взрослых в детском саду, о временах года) можно успешно проводить в средней группе (со второй половины года). Содержанием беседы является программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: с предметами быта, труда, с бытом и трудом людей, явлениями природы, общественной жизнью, праздниками, с играми, учебой и трудом детей в детском саду. Содержание беседы может составлять обсуждение прослушанных сказок, рассказов, стихов, рассмотренных картин, диафильмов, кинофильмов, теле передач и т. д. Содержание бесед должно быть педагогически ценным, способствовать осуществлению задач всестороннего воспитания детей и вместе с тем быть посильным, психологически близким ребенку-дошкольнику. Воспитатель должен глубоко продумывать содержание бесед, отбирать для обсуждения те факты и явления, которые подводят детей к обобщающим выводам и в то же время требуют дополнительных объяснений, сведений, чтобы дети полнее и глубже осмыслили материал наблюдений. Следующие беседы должны быть сложнее предыдущих. В них должны появляться новые мыслительные задачи, повышаться требования к речи детей. Воспитатель, определив задачи и тему беседы, продумывает и подбирает ее содержание, структуру, определяет характер и формулирование основных вопросов. Кроме того, подбирает необходимые наглядные пособия, технические средства, продумывает, как учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить дифференцированное руководство ими во время беседы. Готовность детей к беседе заключается в наличии у них соответствующих знаний о предмете или явлении, которые будут обсуждаться в беседе. Эти знания ребенок получает во время экскурсий, наблюдений, рассмотрения картин, просмотра диафильмов, телепередач и т. п.

Беседа должна строиться на основе жизненного опыта и знаний детей. Например, беседу на тему «О зиме» можно проводить только тогда, когда дети уже ознакомились с зимними явлениями природы, слушали соответствующие рассказы и стихи. Если планируется беседа по содержанию картины, литературного произведения, то дети должны иметь определенные знания для понимания этого материала, прослушать это литературное произведение, рассмотреть картину. Беседа является сложным методом обучения, ее ход зависит не только от подготовки самого воспитателя, но и от уровня развития детей, их знаний, от степени их активности и самостоятельности.

Часть II

Структура беседы зависит от темы, содержания, возраста детей. В ней взаимосвязаны такие структурные элементы, как начало беседы, основная и заключительная части. Беседа должна начинаться с описания конкретных образов, эмоционально ярких воспоминаний детей об интересном случае.

Начать беседу можно по-разному - с упоминания, с рассказа, с рассмотрению картинки, игрушки, предмета, с загадывания загадки, чтения стихотворения, которые имеют прямое отношение к теме. В основной части беседы раскрывается ее конкретное содержание. Готовя беседу, воспитателю надо спланировать ее этапы, то есть выделить существенные компоненты того понятия, которое будет анализироваться с детьми. Детям последовательно ставятся вопросы, которые направляют их активность. По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, показывает наглядный материал и т. д. В зависимости от содержания беседы используются такие приемы, как вопрос, объяснение, показ наглядного материала. В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь. В беседе можно использовать различные приемы словарной работы - объяснение воспитателем значения отдельных слов, повторение слова хором вместе с воспитателем.

Успех и педагогическая результативность бесед во многом зависит от правильно поставленных перед детьми вопросов. Все вопросы можно разделить на две группы. К первой можно отнести те, которые требуют от детей простого ответа или описания предметов, явлений. Этот вопросы: что? кто? какой? куда? и др. Они ставятся в начале беседы или микротемы беседы для того, чтобы восстановить в памяти ребенка то, что он видел, переживал. Вторая группа вопросов требует от детей некоторых логических обобщений, умозаключений, установления причинных связей, раскрытие содержания темы. (Для чего? Почему? Зачем? Чем похожи? Как узнать? и др.) Такие вопросы поискового и проблемного характера должны играть ведущую роль в беседе, особенно в старших группах. Они в основном относятся после того, как в памяти ребенка возобновились знания, образы, и на основе анализа она может прийти к выводу. Вопросы воспитателя должны раскрывать содержание темы и направлять мысль детей на правильный ответ. Поэтому их нужно формулировать четко, конкретно, коротко. (Какие машины помогают строителям строить дома? Где делают игрушки). Неконкретные вопросы часто приводят к неправильным, поверхностным ответам. Так, вопрос «Что вы знаете о Москве?», «Что вы можете сказать об этой картине?» И подобные - широкие по смыслу, неконкретные, поэтому и ответы детей будут поверхностными. В каждом вопросе должна быть только одна мысль. При этом активизируются у детей - процессы памяти, мышления, воображения, а также, какие именно чувства вызываются. Следует также задавать такие вопросы, которые вызывали бы у детей разные образы - зрительные, слуховые и т. д. Например, в беседе о водном транспорте воспитатель ставит такой вопрос: «Что вы слышали, когда были на набережной?» Дети вспоминают, что слышали гудки пароходов, короткие и длинные, шум моторов, громкие объявления по радио на речном вокзале и т. д. Слуховые восприятия помогают детям точнее описать все, что характеризует явление, предмет.

Помимо основных вопросов воспитатель должен использовать и вспомогательные - наводящие и подсказывающие. Наводящие вопросы занимают основное место среди вспомогательных, они помогают ребенку не только точнее усвоить содержание того, о чем спрашивают, но и наталкивают на правильный ответ, дают возможность самостоятельно справиться с ним, например: «А что еще у нас есть интересного в городе? Какая река? Как она называется?» Значительно меньшее место должны занимать подсказывающие вопросы, содержащие в себе готовый ответ.

Для уточнения представлений детей иногда в беседе используется наглядный материал: картина, игрушка, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает интерес, речевую активность. Высказывания детей в таких случаях непосредственно опираются на ощущения и восприятия. Мелкие предметы (цветы, семена, листья, предметные картинки) раздают всем детям. Наглядный материал воспитатель готовит заранее, продумывает размещение его во время беседы, методику объяснения. Его не надо представлять для преждевременного осмотра, чтобы не отвлекать внимание детей от занятия. Наглядный материал должен полностью соответствовать содержанию беседы. В беседу можно включить прослушивание пластинок, магнитофонных записей, литературных текстов - это повышает эмоциональность восприятия материала. Также можно использовать игровые упражнения, загадки, чтение художественных произведений.

В заключительной части беседы воспитатель предлагает детям прочитать знакомое стихотворение, спеть песню, близкую по содержанию к теме беседы. Можно прочитать художественное повествование, провести дидактическую игру, прослушать магнитофонную запись. Так, беседу о транспорте можно закрепить дидактической игрой «На чем люди ездят?», беседу о празднике - чтением знакомых стихов об этом празднике.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Игры на развитие связной речи» Вы замечали, что одни люди говорят легко и с увлечением, а другие слова из себя выдавливают, и слушать их тяжело. Чтобы говорить живо, понятно,.

Консультация для родителей «Развитие разговорной речи детей ясельного возраста» Для воспитателя ясельной группы основными задачами являются общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной.

Консультация для родителей «Развитие речи детей». РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ. Ни для кого не секрет, что живя в век высоких технологий, люди стали меньше общаться так сказать «в живую». Дети также.

Консультация для родителей «Развитие речи у ребенка» В современном мире нас и наших детей окружают телефоны, телевизоры планшеты которые заменяют живое общение людей друг с другом. Молодые.

Консультация для родителей «Развитие речи дошкольника» Речь – это не только способ коммуникации в нашем обществе, но и показатель развития ребёнка. Центры мозга, отвечающие за развитие речи.

Консультация «Развитие речи и моторики с помощью стихов, потешек» РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ И МОТОРИКУ С ПОМОЩЬЮ СТИХОВ Дети растут быстро. И,чтобы они развивались правильно, с ними, конечно же, нужно заниматься.

Образовательная деятельность по обучению коми разговорной речи «Путешествие к лес» Образовательная деятельность по обучению коми разговорной речи «Путешествие к лес» (1 год обучения) Старший воспитатель МБДОУ «Детский.

Развитие разговорной речи детей первой младшей группы путем приобщения к устному народному творчеству Развитие разговорной речи детей 1 младшей группы путем приобщения к устному народному творчеству Ранний период жизни ребенка во многом.

Консультация для родителей «Развитие речи детей» Зачем ребенку нужна речь? Я думаю никому не нужно объяснять, как важен для человека дар слова. К. С. Аксаков писал: "Слово есть первый признак.

Консультация «Развитие речи средствами фольклора» В настоящее время проблемой применения фольклора в обучении и воспитании детей занимались А. П. Илькова Н. П. Кузьмина, Н. И. Политова, А. В.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация «Развитие разговорной речи в специально организованных беседах» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Скопинцева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация «Развитие разговорной речи в специально организованных беседах»
Опубликовано: 10 ноября 2017 в 04:02
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД