Папки-передвижки

Развитие психических функций в раннем возрасте

Екатерина Власова
Развитие психических функций в раннем возрасте

Доминирующей психической функцией в раннем возрасте является восприятие : до 2х лет ребенок не может действовать без опоры на него.

Ребенку необходима наглядная ситуация. Предметы притягивают, вызывают яркую эмоциональную реакцию. Увидев какой-либо предмет, ребенку необходимо достать его, потрогать, что-то сделать с ним. Ознакомление с окружающим миром с опорой на восприятие (слуховое, зрительное, тактильное, обонятельное) происходит в более старшем возрасте.

Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов - мышления, памяти, внимания.

Публикация «Развитие психических функций в раннем возрасте» размещена в разделах

В процессе активного восприятия включается память. В раннем возрасте это в основном узнавание. Память становится как бы продолжением и развитием восприятия. ребенок что-то вспоминает, повторяет ранее услышанные слова или ранее увиденные действия. Но еще нельзя говорить об опоре на прошлый опыт:раннее детство забывается, как и младенчество.

Мышление (наглядно-действенное) в раннем возрасте основано на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. Основой и источником его интеллектуального развития является предметная деятельность. Усвоение ребенком способов действия с различными предметами (учится держать ложку, чашку, карандаш, укачивать куклу, возить машину и насыпать в нее песок с помощью совка) происходит в совместной деятельности со взрослым.

В процессе практической деятельности не только развивается мышление, но и совершенствуются сами предметные действия. Кроме того, они приобретают обобщенный характер, отеляясь от тех предметов, на которых они были они были первоначально усвоены. Происходит перенос ребенком освоенных действий в другие условия (ест ложкой сам, кормит куклу, маму, появляется способность соотносить свои действия с действия взрослых, воспринимать действия взрослого как образец. Совместная деятельность взрослого и ребенка распадается. взрослый дает ребенку образец действий, контролирует, корректирует и оценивает их выполнение. У ребенка появляется новое отношение к действиям как к своим, что отражается в речи( "Таня кушает", "Ваня идет гулять" - говорит ребенок о себе). Такие действия (личные) становятся одной из предпосылок всплеска самостоятельности, тем самым подготавливая к следующему переходному периоду - кризису 3х лет.

Помимо собственно предметных действий для развития ребенка раннего возраста важны и такие действия. как рисование и игра. До 2х лет это скорее каракули, а не рисунок. Но после 3х лет появляются формы, сходные с изображаемым объектом. Ребенок может нарисовать человека. На таком рисунке, кроме круга - головы, -различаются мелкие детали - глаза, нос, рот.

Ведущая деятельность раннем возрасте - предметно-манипулятивная. Ребенок не играет, а манипулирует игрушками. Но уже к м годам он начинает наделять используемые предметы игровым смыслом (кубик "превращается" в машину). Появляется так называемая режиссерская игра. Такие игры возникают эпизодически и кратки по длительности, их сюжет примитивен, а выполняемы действия однообразны. Тем не менее режиссерская игра важна как основа сюжетно-ролевой игры на следующем возрастном этапе.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ :

"Разрезанные картинки"

Предметные картинки с изображением знакомых ребенку предметов разрежьте на 2- части. Предложите ребенку собрать разрезанную картинку, предварительно показав способ действия. В качестве образа можно использовать неразрезанную парную картинку.

"Четвертый - лишний"

Научите ребенка находить в ряду лишний предмет: 3 пуговицы и 1 палочка, палочки и 1 спичка, бобовых зернышка и 1 орешек, листочка и 1 цветочек, красные карточки и 1 синяя.

Игры "сортеры", игры "вкладыши", игры с пирамидкой с кольцами.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ:

«Зайчик и белочка»

Оборудование и материалы: картинки (по 4—5 штук) с изображениями морковок и орехов, две игрушки — зайчик и белочка.

Описание игры. Показать ребенку игрушки, затем посадить их в разных углах комнаты и напомнить, что зайчики любят морковку, а белочки — орешки. Дать ребенку «продукты» и попросить отнести зайчику все морковки, а белочке — орешки. Когда он справится с заданием, поблагодарить его от имени игрушек.

Примечание Аналогичную игру можно провести с другими персонажами.

«Кто что услышит?»

Оборудование и материалы: ширма, различные звучащие предметы (звонок, молоточек, трещотка с камушками или горохом, труба, звонок, бубен и т. д.).

Описание игры. За ширмой постучать молоточком, позвенеть в звонок, постучать в бубен и т. д. и предложить ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть четкими, чтобы ребенок легко мог их угадать.

«Угадай, что надо делать»

Оборудование и материалы: бубен, два флажка.

Описание игры. Дать ребенку по флажку в каждую руку и предложить слушать бубен. Если бубен звенит громко, ребенок должен поднять флажки вверх и помахать ими, если бубен звучит тихо — опустить флажки. Чередовать громкое и тихое звучания бубна не более 4-х раз, чтобы ребенок мог легко выполнить упражнение.

Примечание. Следить за правильной осанкой ребенка и точным выполнением движений.

«Солнце или дождик?»

Оборудование и материалы: бубен, картинки с изображением прогулки детей на ярком солнце и при дожде (дети бегут под навес).

Описание игры. Сказать ребенку: «Сейчас мы с тобой пойдем на прогулку. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и тебе веселее будет гулять под его звуки. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит и когда я стучу в него».

Повторить игру, меняя звучание бубна 3 — 4 раза.

Игры-запоминалки

Обсуждайте с ребенком все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, ели на обед, с какими игрушками играли. Учите стишки, разгадывайте загадки, находите отличия на двух похожих картинках. Побольше читайте, объясняя смысл незнакомых слов. А после прочтения не забывайте спросить, кто из героев что делал, как они выглядели, чем все закончилось и т. д.

Игра «Что пропало?»

Положите на стол три игрушки. Пусть ребенок посмотрит на них, а затем отвернется. Вы убираете одну, а малыш поворачивается и говорит, что пролаю. Более сложный вариант — не убирать игрушки, а менять их местами. Задача ребенка — вспомнить, в каком порядке они лежали изначально.

Игра «Найди меня!» Склейте несколько спичечных коробков. В один на глазах у ребенка положите бусину пли пуговицу, со словами «абра-кацабра» накройте ящичек на несколько секунд салфеткой, а затем попросите отыскать спрятанный предмет.

Игра «Вспомни-ка!»

Покажите малышу несколько картинок (начинать можно с одной-двух, затем уберите их и попросите сказать, что было нарисовано.

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации» Безопасность жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Игра – ситуация «У окна» Открыто в комнате окно, Вы отойдите от.

Фотоотчет «Детское экспериментирование в раннем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Детское экспериментирование в раннем дошкольном возрасте» Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются.

Консультация для родителей «Новые научные открытия в раннем возрасте» Всем доброго времени суток! В настоящее время я прохожу курсы повышения квалификации и одним из практических заданий стало изучение Интернет-ресурсов.

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте»Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Консультация «Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте»Консультация «Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте» Первые три года жизни ребёнка чрезвычайно важный и ответственный период. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь,.

Занятие по развитию высших психических функций с детьми с ОВЗ и инвалидами на программно-аппаратном комплексе «Колибри»Занятие по развитию высших психических функций с детьми с ОВЗ и инвалидами на программно-аппаратном комплексе «Колибри» Коррекционно - развивающее занятие с детьми ОВЗ и инвалидами "Живое обучение" (на программно-аппаратном комплексе "Колибри") Цель: Повышение.

Консультация «Патриотическое воспитание в раннем возрасте»Консультация «Патриотическое воспитание в раннем возрасте» Период раннего детства, очень благоприятный момент для развития, формирования личности и воспитания в целом. Психика у детей в этом возрасте.

Воспитание социального поведения малыша в ходе игр с сенсорной коробкой в раннем возрастеВоспитание социального поведения малыша в ходе игр с сенсорной коробкой в раннем возрасте Игры с сенсорной коробкой одни из самых любимых у детей дошкольного возраста. Их любят и мальчики и девочки. А в младшем возрасте играть.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие психических функций в раннем возрасте (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Екатерина Власова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие психических функций в раннем возрасте
Опубликовано: 29 мая 2022 в 16:57
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД