МААМ-картинки

Развитие познавательной деятельности дошкольников посредством экспериментирования

Елена Григорова
Развитие познавательной деятельности дошкольников посредством экспериментирования

Развитие познавательной деятельности дошкольников посредством экспериментирования

Е. С. Григорова

МАДОУ «Детский сад №28», г. Нижний Новгород

Аннотация. В статье проведен анализ современного этапа развития системы образования, для которой характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей, с использованием деятельностного подхода к личности ребенка.

Публикация «Развитие познавательной деятельности дошкольников посредством экспериментирования» размещена в разделах

Автор показывает необходимость обучать детей нетрадиционными методами, которые поддерживали бы познавательный интерес и привели бы их к открытиям. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в процессе экспериментирования дети приобретают социальную практику, адаптируются к современным условиям жизни.

Ключевые слова: образование, новые технологии, экспериментирование, современные условия жизни.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF PRESCHOOLERS THROUGH EXPERIMENTATION

E.S. Grigorova

Kindergarten 28, Nizhny Novgorod

Abstract. The article analyzes the current stage of development of the education system, which is characterized by the search and development of new technologies for teaching and raising children, using an activity-based approach to the child’s personality.

The author shows the need to teach children non-traditional methods that would maintain cognitive interest and lead them to discoveries. The special significance of experimental activity lies in the fact that in the process of experimentation, children acquire social practice, adapt to modern living conditions.

Keywords : education, new technologies, experimentation, modern living conditions.

Познавательные способности и познавательная активность - являются необходимым условием для формирования умственных качеств детей дошкольного возраста, воспитывают у них самостоятельность и инициативность. Уровень развития способностей к познанию окружающего мира определяет сформированность социального взаимодействия, учебных навыков, что оказывает определяющее влияние на процесс и результат социально-психологической адаптации ребенка к обучению в школе.

Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании ребенком окружающего мира. Согласно ФГОС ДО, детское экспериментирование является одним из видов ведущей деятельности в период дошкольного детства. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, так как дошкольники уже являются исследователями, они проявляют огромный интерес к экспериментированию. Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.

Дети очень любят проводить различные опыты. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в раннем — практически единственным способом познания мира. Как заметил Л. С. Выготский, «своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.».

При формировании основ познавательной деятельности, экспериментирование можно рассматривать как идеальный метод. Знания, которые ребенок добыл сам, всегда являются наиболее осознанными и прочными. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые дети разрешают посредством проведения опытов и, анализируя, делают выводы, умозаключения, самостоятельно овладевая представлениями о том или ином физическом законе, явлении.

В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что проблема познавательного развития рассматривается на уровне государства и отражается в основных федеральных законах и документах, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных организаций.

Проблема детского дошкольного экспериментирования является актуальной и мало внедряемой методикой обучения. Именно поэтому тема опытно - экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте была мною выбрана для изучения и внедрения опыта работы, проведение которого происходило поэтапно.

Я изучила теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования и выявила необходимость в расширении поля деятельности в данном направлении. А учитывая ее практическую значимость для всестороннего развития ребенка, мною были определены цели и задачи работы. Организуя деятельность по экспериментированию, я опиралась на программы и методики Н. А. Рыжовой, О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохоровой и др.

Разработала и провела диагностику детей, с целью которой было в течение года, фиксировать личностный рост и объем полученных умений у детей. Наметила основные формы работы с детьми. Разработала перспективный план на учебный год по внедрению в практическую повседневную деятельность детей непосредственно опытов и экспериментов, а так же конспекты занятий с элементами экспериментирования. Обогатила предметно – развивающую среду, для реализации, на практике, опытно – экспериментальной деятельности детей, которая включает оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов. Подготовила анкеты и консультации для родителей с целью освещения данной тематики.

В данной статье я хочу подробнее остановиться на, непосредственно, работе с детьми.

Занятия являются традиционной формой работы с детьми в детском саду. Очень важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. Для осуществления данной задачи мной были использованы как традиционные формы- сюрпризный момент, художественное слово, так и нетрадиционные в виде проблемных ситуаций: игрушки на улице покрылись льдом, как помочь им оттаять? Как разорвать мешочек из ткани при помощи семян гороха, как получить воду из растений и пр…

Самостоятельная деятельность привлекает детей возможностью проделывать опыты самим и испытать от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. Для этого, в развивающую среду помещаются предметы для проведения экспериментов и схемы. Например, крупы, вода, песок, а так же вспомогательные аксессуары – мерные стаканчики, ложечки, весы, лупы и пр. детям предлагаются эксперименты «Воздух повсюду», «Прозрачная вода», «Почему все звучит» и др.

После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует, например, почему сырой песок, полежав на солнце, становится сухими? Куда исчезла вода?

Для ответа на вопросы детей я придумывала различные игровые и проблемные ситуации, тем самым побуждая детей найти самостоятельное решение. Поиску решений способствовала тщательно продуманная организация развивающей среды, ведь процесс познания основывается на любознательности и пытливости, которые в свою очередь возникают и реализуются в условиях новизны и необычности поля деятельности.

Чтобы успешно решать задачи по познавательному развитию, мы высаживали рассаду лука, приносили веточки деревьев, лед, снег, наблюдали через цветные стеклышки за небом, солнцем; при помощи султанчиков определяли силу и направление ветра, специальным прибором измеряли высоту сугробов.

Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми по опытно - экспериментальной деятельности.

Следует отметить следующие позитивные моменты:

• Закрепление ранее полученного материала;

• Продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

• Свобода действий для всех участников процесса;

• Роль педагога носит косвенный характер;

• В процессе деятельности дети получают возможность удовлетворить свою любознательность

Проведенный анализ литературы, и практическая работа, по данной проблеме, позволил мне выявить некоторые противоречия: требования к уровню сформированности познавательных способностей детей, в современном обществе, возросли, однако, технологии применения детского экспериментирования для познавательного развития, разработаны недостаточно; даже при наличии современных методических разработок в области экспериментальной деятельности с дошкольниками отмечается недостаточное использование его со стороны педагогов детских садов. Все это стало основанием для изучения мной исследований по проблеме использования детского экспериментирования, выявления особенностей данного метода развития познавательных способностей, детей дошкольного возраста.

Экспериментальная деятельность положительно влияет на эмоциональную сферу детей, на развитие их творческих и познавательных способностей. Экспериментирование позволяет ребёнку, получить реальное представление о различных сторонах исследуемого объекта, его отношениях с другими объектами и со средой, в которой обитает объект. В процессе эксперимента происходит улучшение всех видов памяти ребёнка, активизируются мыслительные процессы, так как возникает необходимость анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать. На новый, более высокий уровень, выходит связная речь, из-за необходимости сформулировать выявленные закономерности и выводы. Исходя из этого, можно отметить не только получение ребенком новых знаний, но и накопление умственных приёмов и операций, которые можно рассматривать, как умственные умения.

Таким образом, экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний и умений, развивает их познавательную деятельность. В процессе экспериментирования дети являются исследователями, которые самостоятельно воздействуют, различными способами, на окружающие их предметы и явления с целью более полного их изучения. В ходе опытнической деятельности создаются познавательные ситуации, которые ребенок решает посредством проведения эксперимента, делает выводы, анализирует, что способствует его умственному развитию.

Список литературы

1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду Пособие или работников дошкольных учреждений М : ТЦ Сфера, 2007.

2. Доронова, Т. Н., Короткова, Н. А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 3.

3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПPЕCC», 2011

4. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира». – «Аркти» - 2010

5. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой : Научно-исслед инст. дошкольного воспитания. – М. : Педагогика, 1985

6. Рыжова П. «Игры с водой и песком».

7. Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной»

8. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».

9. Интернет-ресурсы

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы,.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет)Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие познавательной деятельности дошкольников посредством экспериментирования (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Григорова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие познавательной деятельности дошкольников посредством экспериментирования
Опубликовано: 3 марта 2023 в 13:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД