Папки-передвижки

Развитие певческий навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального детского фольклора

Марцинкевич Ангелина
Развитие певческий навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального детского фольклора

РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА

Музыкальный руководитель : Марцинкевич Ангелина Александровна

«Средняя общеобразовательная школа «Кудровский центр образования №2» дошкольное отделение №3

г. Санкт-Петербург

Публикация «Развитие певческий навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального детского фольклора» размещена в разделах

Аннотация. Статья посвящена формированию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через разнообразные формы музыкального детского фольклора. Актуальность темы обусловлена реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Стратегией, ФОП ДО -предполагающей качественные изменения в отечественной системе воспитания.

В статье представлена система педагогической работы.

Ключевые слова: старший дошкольник, фольклор, музыка, песенное творчество, патриотизм, воспитание, здоровье, интерес, самостоятельность, игра, традиции.

Приоритетами государственной политики в области воспитания являются: воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям. ФГОС дошкольного образования утверждает принципы, одним из которых является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Ставятся задачи, направленные на формирование общей культуры воспитанников.

Моё мнение, что детский музыкальный фольклор – это кладезь, неисчерпаемый родник, ценное средство воспитания человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, который несет всем нам, и особенно детям - добро, любовь, помогает формировать интересную личность ребенка – гражданина России, патриота.

Музыкальное искусство предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление.

Н. А. Ветлугина подчеркивала, что «насыщенность народным творчеством украшает любую методику».

В детском фольклоре есть жанры, имеющие полифункциональный характер, сочетающие в себе игровую и вербальную функции. К ним относятся детские сказки, детские песни, страшилки, заклички, приговоры, обрядовые песни.

Актуальностью данного вопроса является то, что в современном обществе особенно важным становятся:

- Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям своего народа с целью формирования нравственной основы у дошкольников.

- Современное дошкольное образование направлено на оздоровление ребенка дошкольника

-Значимость народной песни для всестороннего развития ребёнка

- Реализация задач ООП ДОО

- ФОП ДО

Вопросами фольклора занимались многие выдающиеся педагоги и деятели: Л. Толстой, М. Горький, Н. Ветлугина, К. Ушинский. Все теоретическое обоснование объединено общей идеей – идеей народности, мудрости, нравственности, соединением фольклора с музыкой и движением, влиянием фольклора устного и песенного на всестороннее развитие подрастающего поколения.

Для определения уровня развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального детского фольклора мною был проведен мониторинг:

1. Определение уровня развития вокальных навыков дошкольников

2. Определение умения свободно двигаться под музыку

3. Определение умений у детей свободно двигаться под музыку и петь

4. Развитие чувства музицирования (игра на музыкальных инструментах).

По итогам мониторинга мною была поставлена цель:

Формирование и развитие певческой культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством слушания, восприятия, исполнения народной песни для приобщения к культурному наследию русского народа.

Цель реализуется через ряд задач:

1. Заложить основы гармоничного развития дошкольника

2. Познакомить детей с многообразием форм и жанров в привлекательной форме.

3. Способствовать развитию песенного творчества, чувства ритма, музицирования

4. Развивать коммуникативные способности.

5. Способствовать здоровьесбережению детей.

Были определены следующие направления работы: взаимодействие с детьми, воспитателями, специалистами, партнерство с семьёй.

Игровая деятельность - ведущая деятельность дошкольника, именно через игру средствами музыкального детского фольклора происходит развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста.

Мною, при взаимодействии с детьми, использовались следующие методические принципы:

Непринужденность обстановки-дети чувствуют себя комфортно, раскрепощенно.

Целостный подход в решении задач: обогащение музыкальными впечатлениями, претворение полученных впечатлений в самостоятельной деятельности.

Последовательность, предусматривается усложнение задач по всем разделам музыкального воспитания.

Соотношение материала с природным, народным, историческим календарём

Партнерство - вместе слушаем, играем, танцуем, поём.

Положительная оценка деятельности детей, которая способствует большей активности детей, эмоциональной отдаче, желанию дальнейшего участия в творчестве.

В своей работе использую следующие методические приемы: пение рядом, подгруппой, цепочкой, по ролям, с солистами, без солистов, с атрибутами. Также инсценировка песни, музыкальные загадки (отгадай песню по ритмическому рисунку, по игре на музыкальных инструментах и т. д.)

Музыкальное воспитание реализуется на музыкальных занятиях, вечерах досуга, самостоятельной игровой деятельности.

При взаимодействии с детьми используются разные формы: это праздничные мероприятия, занятия, развлечения, игровая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение потешек, пение закличек.

С использованием фольклора были организованы различные мероприятия. Праздники, отражающие в себе темы русских народных традиций и сезонность: «Осенняя Ярмарка», «Ёжик в гостях у детей», «Праздник урожая», «Колядки», «Масленица» и т. д. Были использованы хороводы, пляски, русские народные игры, игры на музыкальных инструментах, слушание музыки, пение.

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды в группах детского сада играет огромную роль на музыкальное и всестороннее развитие дошкольников и соответствует современным требованиям. Самостоятельная и организованная педагогом деятельность с детьми в музыкальных уголках способствует развитию у детей вокальных навыков, умение двигаться под музыку и петь, играть на музыкальных инструментах.

Только в совместной деятельности с воспитателями и специалистами можно реализовать гармоничное развитие личности дошкольника. По данной теме мною были проведены консультации: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках», «Музыкальный фольклор в детском саду», «Фольклор в детском чтении», семинар-практикум: «Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах».

Основное воспитание ребёнок получает в семье, поэтому актуальным вопросом является информирование родителей о том, чему учится ребёнок в детском саду, какие качества развиваются у ребёнка в приобщении к фольклору. Для нас важно, чтобы родители стали участниками, партнерами в воспитании у детей интереса к песенному творчеству через народную музыку. У нас в каждой группе (в раздевальной комнате) есть уголок «Музыки», где родители могут познакомиться с репертуаром. Для них оформлены стендовые консультации: «Музыкальная культура ребё нка-дошкольника», «Ходит песенка по кругу» (родные напевы, «Музыкальный фольклор», «Фольклор в воспитании детей» и т. д. Были организованы совместные праздничные мероприятия, в которых родители принимали активное участие.

Работа по данной теме велась в интеграции с другими образовательными областями: речевое развитие (чтение и разучивание фольклорных произведений, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие - направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, традиций народов своей страны, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, физическое развитие.

Работая в данном направлении для развития у детей певческих навыков средствами музыкального детского фольклора, мною были разработаны конспекты занятий и развлечений, праздничных мероприятий. Пополнена развивающая предметно - пространственная образовательная среда. Разработан перспективный план, программа социального партнерства с семьёй. Создана фонотека аудиозаписей с произведениями детского фольклора.

В конце учебного года был проведен мониторинг, который показывает, что у детей повысился высокий уровень по всем направлениям. Особенно необходимо отметить об улучшении у детей умения свободно двигаться и петь под музыку, улучшился навык музицирования, вокальные навыки.

«Запоют дети – запоет народ», – писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.

Используемая литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

2. Ветлугина Н. А - Музыкальное воспитание в детском саду

3. Иванова Н. М., Токмакова Н. В. Библиографическое описание: Музыкальный фольклор как педагогическое средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной культурой,//Вопросы дошкольной педагогики.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами оригами Пояснительная записка Детям очень нравится работать с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказокРазвитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через сказки. Воспитатель старшей группы МАДОУ №11 Чистякова Любовь.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Речь - великий дар природы,.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие певческий навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального детского фольклора (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марцинкевич Ангелина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие певческий навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального детского фольклора
Опубликовано: 15 мая 2023 в 18:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД