Получи документы

Развитие моторики и координационных способностей дошкольников посредством использования координационной лестницы

Наталия Кокошникова
Развитие моторики и координационных способностей дошкольников посредством использования координационной лестницы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №117 «Электроник» комбинированного вида

городского округа город Буй

Выступление

РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ И

КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННОЙ ЛЕСТНИЦЫ

Подготовила Кокошникова Наталия Николаевна

Публикация «Развитие моторики и координационных способностей дошкольников посредством использования координационной лестницы» размещена в разделах

инструктор по физической культуре

В связи с современными требованиями к системе дошкольного образования возникла необходимость использования средств, форм и методов физического развития в спецально организованной и самостоятельной деятельности детей.

Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, на-сколько у них развиты основные виды движений и физические качества: сила, лов кость, быстрота, выносливость, гибкость.

По данным Е. Н. Вавиловой, для развития скоростных качеств, следует использовать упражнения в быстром и медленном беге; развитие ловкости связано с развитием координации. Чем выше уровень развития физических качеств, тем выше точность, ритмичность, согласованность движений, тем успешнее двигательная деятельность ребенка.

П. Ф. Лесгафт утверждал, что физические качества, сформированные у детей до 7 лет, составляют основу здоровья и физической подготовки, это фундамент для дальнейшего успешного обучения в школе.

Поэтому необходимо развивать скоростные, скоростно-силовые и координационные способности у дошкольников, искать новые средства, повышающие интерес к занятиям по физической культуре, к игровым занятиям. Одним из таких средств является использование координационных (скоростных) лестниц.

Координационная лестница – одна из самых эффективных приспособлений для занятий физкультурой. Координационная лестница является тренажёром, предназначенным для развития координационных способностей, скоростных навыков при выполнении движений на коротких дистанциях, а также для развития маневренности, силы, выносливости, координации движений, равновесия и для синхронизации двигательных навыков.

Координационная способность дошкольника – это вид физических способностей, базирующихся на психофизиологических и морфологических особенностях организма и содействующих слаженному выполнению двигательных действий.

Скоростно-силовые качества - это способность человека проявлять максимум усилий в кратчайшие сроки при сохранении оптимальной амплитуды движения.

Этот тренажёр, очень компактный, не занимает большую площадь. Простота и оперативность сборки, а также его мобильность позволяет заниматься практически везде! Тренажер напоминает обыкновенную лестницу. Его размер может быть любым:

- длина может быть разной – 5,4 м;

- ширина (неизменная) - 0,51 м;

- 12 ступеней;

- расстояние между ступенями - 40 см (или регулируется).

Координационные лестницы для занятий дошкольников можно изготовить своими руками из различных материалов: линолеума, клеенки, деревянных реек, мягких строп и прочной клеенки. Координационную лестницу можно не только сшить, но и нарисовать на асфальте обычным мелом. Это позволит разнообразить двигательную деятельность детей в зале и на улице.

Упражнений с использованием тренажера множество. Часть из них подбирается для конкретного вида спорта, часть является универсальной, но практически все они направлены на улучшение координации и скорости работы ног, техники движений и баланса.

Цель: Расширение диапазона двигательных возможностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Оздоровительные

1. Укреплять опорно-двигательный аппарат и формировать мышечный корсет.

2. Развивать координационные способности, скоростно-силовые навыки, ориентировку в пространстве.

3. Развивать физические качества : ловкость, быстроту, выносливость, прыгучесть, равновесие.

Образовательные

1. Упражнять в ползании, ходьбе, прыжках и беге в разном темпе, с разной частотой работы ног в ограниченном пространстве.

2. Учить совершать движения (ходьба, прыжки, бег) с изменением на-правления.

3. Закреплять умение преодолевать препятствия разного характера.

Воспитательные

1. Воспитывать самостоятельность, творчество, организованность, интерес к занятиям физкультурой, дружеские взаимоотношения.

2. Воспитывать желание быть здоровыми и укреплять своё здоровье.

Коррекционные

1. Достижение основных движений, физических качеств (быстроты, прыгучести, выносливости, равновесия, ловкости, ориентировки в про-странстве, координации движений и др.)

2. Содействовать укреплению здоровья, повышать функциональные возможности опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

3. Активизация и упражнение зрительных функций, развитие зритель-но-двигательной ориентировки.

Методические рекомендации по применению координационной лестницы.

1. Выполнить разминку перед выполнением упражнений.

2. Соблюдать дистанцию.

3. Не заступать на планки лестницы.

4. Правильная техника.

5. Увеличение скорости выполнения упражнений возможно только при выполнении нескольких подходов.

6. Тренажер следует размещать так, чтобы обеспечить достаточно свободное пространство с концов лестницы и по обе стороны от них.

7. Важно избегать утомления, которое приводит к ухудшению техники выполнения движений и замедлению работы ног.

8. Правильная постановка ног помогает предотвратить травмы и повреждения ступней и голеностопных суставов.

9. Начинать нужно медленно, постепенно увеличивая скорость выполнения дви-жений.

Обучая детей упражнениям на координационной лестнице, необходимо со-блюдать основные педагогические принципы начинать с медленных и контролируемых движений и постепенно переходить к быстрым и взрывным, наращивая координационную сложность. Сначала упражнение выполняется медленно, поскольку отрабатывается техника его выполнений.

10. Важно обращать внимание на то, чтобы ребенок, выполняя движение, не наклонял туловище вперед, а также на правильную (маховую) работу рук.

В процессе выполнения физических упражнений, направленных на повышение скорости работы ног при беге, в частности на увеличение частоты шага, немалую роль играет и работа руками. Поэтому важно тренировать параллельно с ногами руки. Активные движения руками при выполнении более сложных физических упражнений помогают подобрать оптимальный ритм. Соответственно делать их становится намного легче. В некоторых упражнениях руки служат в качестве балансира, предоставляют возможность делать их активнее и резче. Этого не получится, если руки сжать в кулаки и прислонить к груди или если они находятся в висячем положении.

Процесс освоения каждого нового упражнения на лестнице проходит в 3 этапа :

На первом этапе разучиваются упражнения с пояснениями всех элемен-тов. Особое внимание на данном этапе уделяется не скорости, а правильно-сти.

На втором этапе совершенствуется техника выполнения движений, по-степенно усложняется и наращивается темп.

На третьем этапе используются знакомые движения в самостоятельной и совместной деятельности, развивается двигательное творчество.

Виды деятельности, в которых используется координационная лестница :

- Занятия по физической культуре;

Упражнения на лестнице могут выполняться дошкольниками во всех частях занятия, на одной из станций круговой тренировки, в эстафетах, подвижных играх, при прохождении полосы препятствий и др.

- Утренняя гимнастика;

- Физкультурные досуги;

- Самостоятельная деятельность детей;

Самостоятельный вид деятельности - важный источник активности и самораз-вития ребенка. Дети должны уметь самостоятельно и творчески использовать весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время занятий в своей самостоятельной деятельности.

При организации самостоятельной двигательной деятельности старших дошкольников применяются карточки-схемы, на которых изображена лестница и показана постановка ног. Работа на лестнице начинается с постепенного освоения простых схем движения к сложным. Ребенок получает схемы движений, изучает их и совершает прыжки, ходьбу и т. д.

Самостоятельная двигательная деятельность пробуждает двигательное творчество детей, придумывая собственный вариант упражнения на лестнице, способствует овладению новыми видами движений.

- Индивидуальная работа по развитию движений.

Упражнения на координационной лестнице можно разделить на несколько групп:

1. Упражнения в ходьбе:

- переступающим шагом «через перекладины»;

- приставными шагами прямо, боком;

- с высоким подниманием колена (+ с хлопком);

- из стороны в сторону;

- широким шагом: через ячейку;

- спиной вперед.

2. Упражнения в беге:

- в прямом направлении (+ с высоким подниманием бедра);

- боком;

- спиной вперед;

- вбегание и выбегание (прямое, боковое).

3. Упражнения в прыжках:

- на двух ногах в прямом направлении;

- боком;

- на одной ноге;

-комбинированные прыжки (на одной - двух ногах);

-с поворотами (прямо и боком к лестнице);

- со стороной лестницы между стоп;

- спиной вперед (по прямой и с боку).

4. Упражнения в упорах:

- упор лёжа сбоку от лестницы, руки в ячейках (боковое передвижение);

- упор лё жа прямо: руки в ячейках, ноги широко за границей лестницы.

Сначала нужно учиться делать упражнения правильно, отрабатывать технику, а потом уже и скорость выполнения.

Дети, которым нежелательно выполнять прыжки, осваивают только ходьбу.

Усложнение техники выполнения упражнений на координационной ле-стнице :

- изменение направления движений;

- чередование ведущих ног;

- быстрое движение одной ногой, другая используется для опоры;

- дополнительное включение скручиваний и поворотов;

- изменение направления движения внутри лестницы и за ее пределами;

- «остановок» и «стартов» для развития устойчивости;

- использование спортивного инвентаря (мяч, гимнастическая палка, ракет-ка, обруч и т. д.)

Благодаря использованию координационной лестницы основные физические качества развиваются не по отдельности, а в единстве.

Результаты применения координационной лестницы :

- развитие скоростной реакции, ориентировки в пространстве и относительно себя;

- совершенствование координации движений, ловкости, увеличение силовой выносливости;

- формирование волевых качеств, противостояние утомлению;

- повышение уровня физической подготовленности;

- накопление и обогащение двигательного опыта;

- удовлетворение потребности дошкольников в двигательной активности.

Таким образом, упражнения на координационной лестнице способствуют развитию физических качеств, совершенствованию двигательных умений и навыков, повышению двигательной активности, улучшению физической работоспособности.

Литература:

Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М. ,1981.

Координационная лестница своими руками. Комплекс упражнений на ней [Электронный* ресурс]. Режим доступа:

штрз://71е8Ш1с. сот/8Уо1т1-гикапп/ коог-сппасюппауа-1е81:тса-1!котр1ек8-ирга2Ьпепц. Ы;т1

Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста / Сост. Н. А. Ноткина. СПб., 1995.

Спортивные игры: Техника, тактика обучения / Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова.

Журнал «Инструктор по физкультуре» № 4 - 2020 г. стр. 24 – 29. Развитие фи-зических качеств у старших дошкольников с помощью тренажера «Чудо – лесенка» Ирдисова Е. В., Корцова О. С.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Фотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группеФотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группе Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут.

Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования»Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования» Цель: раскрыть творческий потенциал детей с помощью техники правополушарного рисования. Такое приоритетное направление в своей деятельности.

Использование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольниковИспользование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик»Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик» Мимика – движения мышц лица, является непроизвольным или намеренным выражением чувств, одним из средств общения между людьми, формой выражения.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие моторики и координационных способностей дошкольников посредством использования координационной лестницы (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталия Кокошникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие моторики и координационных способностей дошкольников посредством использования координационной лестницы
Опубликовано: 3 декабря 2022 в 21:32
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД