МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики рук у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Анна Романенко
Развитие мелкой моторики рук у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

В индивидуальной работе с детьми с расстройством аутистического спектра, рекомендуется использовать один из важнейших разделов коррекционно-педагогической работы — развитие мелкой моторики рук, которое тесно связано с речевым, психическим и личностным развитием ребенка.

Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)» размещена в разделах

Детям с РАС сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, когда пальцы руки должны действовать согласованно и точно. Подобные трудности обусловлены дефицитом или неправильным распределением мышечного тонуса и несбалансированностью механизмов движения, поэтому основная помощь должна состоять в передаче ребенку моторного стереотипа действия, движения, то есть в манипулировании руками ребенка. Например: вкладываем кисточку или карандаш в руку ребёнка и совместно рисуем или пишем. Многие действия, связанные с мелкой моторикой рук, формируются именно обучением составным движениям путем манипулирования руками ребенка. Цель такого манипулирования — развитие кинестетической памяти и сознания. Ребенку с РАС нужно не просто показать, а научить, выполняя операцию его руками до тех пор, пока она не будет доведена до автоматизма. Прежде, чем приступать к занятиям, необходимо провести диагностику развития мелкой моторики и координации движений рук.

Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук позволяет правильно спланировать коррекционную работу. Все задания предлагаются ребенку в игровой форме.

Цели диагностики:

- выявить реальный уровень развития моторной сферы ребенка и степень соответствия возрастным нормам;

- определить отклонения и недостатки отдельных сторон развития моторики.

Для диагностики предлагаем следующие задания:

I блок. Оценивается четкость выполнения, удержание позы, переключаемость, объем движения, точность, сила.

1. Сжать пальцы в кулак.

2. Большие пальцы обеих рук отогнуты и направлены в сторону. Согнуть остальные пальцы, разогнуть. Повторить 2–3 раза

3. Ладони раскрыты. Согнуть-разогнуть большой палец каждой руки. Повторить 2–3 раза.

4. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке („пальчики прячутся“).

5. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой („пальчики здороваются“).

II блок. Исследование умения действовать с предметами. Оцениваются четкость выполнения, точность.

Материал: мозаика; пуговицы; карандаш; разлинованная тетрадь; нитка; бусинки; коробок со спичками.

1. Выложить узор из мозаики („дорожка“, „крест“, „домик“) и др.

2. Самостоятельно застегнуть пуговицы на специальном тренажере (сначала крупные, затем мелкие).

3. Чертить карандашом вертикальные линии („палочки“) в разлинованной тетради.

4. Нанизывать на нитку бусинки.

. Укладывать в коробок 5 спичек, правой и левой рукой по одной спичке.

Коррекционная работа.

Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Необходимо следовать следующим правилам:

- систематичность проведения игр и упражнений;

- последовательность в проведении игр и упражнений — „от простого к сложному“;

- все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне;

- любое достижение ребенка должно быть оцененным.

Коррекционная работа выполняется по следующим направлениям.

1. Массаж и самомассаж.

2. Пальчиковые игры.

3. Игры с предметами и материалами.

4. Изобразительная деятельность.

Массаж и самомассаж.

Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики.

- разминание ладони;

- поглаживание наружной и внутренней поверхностей руки ребенка (поглаживание каждой руки по направлению от периферии к центру);

- прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти подушечками выпрямленных пальцев (кроме большого) — это „лучи солнца“;

- „пиление“ ладони одной руки гребнями пальцев другой руки;

-точечные нажатия большим и средним пальцами на середину каждой фаланги пальцев по направлению от их кончиков к основанию;

- массаж с резиновым (пластмассовым, деревянным с гладкой или ребристой поверхностью) шариком;

- массаж с бигуди -„липучками“ (расческой-щеткой). Катание бигуди между ладошками.

Пальчиковые игры.

Это направление работы играет чрезвычайно важную роль в формировании у детей навыка принятия и удержания определенной позы рук. Удержание позы (первоначально одной ведущей рукой, а затем и обеими рука» несёт статическую нагрузку и развивает зрительно-двигательную координацию, поскольку ребенок удерживает взгляд на зафиксированной в определённой позе руке. Умение зафиксировать заданной позе является основой любой ручной работы, например: удерем фломастера, кисточки с клеем или действия с карандашом. Навык удержания позы способствует развитию ручной умелости и является основой для формирования произвольного управления — ручной и кистевой динамикой.

Для развития кинестетической основы движений руки необходимо начинать со следующих простых упражнений (без речевого сопровождения). Обращать внимание на качество составления фигуры, координацию движений отдельных пальцев и всей кисти.

- «Пальчики здороваются». Кончики пальцев обеих рук соединяются: большой с большим, указательный с указательным и т. д. ;

- «Коза». Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой

- «Очки». Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

- «Улитка». Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их

- «Ежик» Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх и растопырить

- «Ножницы». Указательный и средний пальцы правой и левой руки имитируют стрижку ножницами

- «Кольцо». Большой и указательный пальцы образуют кольцо, остальные — вверх

Игры с предметамии материалами.

- игры с резинками, направленные на повышение упругости ручной мускулатуры;

- игры-нанизывания;

- игры с разноцветными камешками. Выкладывая красочные узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение;

- игры со сч тными палочками: выкладывание геометрических фигур разного размер, выкладывание вертикальных фигур (колодец);

перекладывание палочек разными способами (используя разные пальцы);

- игры с кубиками;

- игры с разноцветными прищепками (скрепками);

- игры с клавишами;

- игры с поролоном;

- игры с мозаикой (конструктором);

- игры с пуговицами (бусинами, косичками, семенами плодов);

- игры с пинцетом;

- игры на пересыпание (переливание);

- игры с шариками (обучение рассчитывать силу толчка и направление движения шарика, перекатывание от ладони к ладони по столу, подбрасывание и ловля шарика одной рукой);

- игры со шнурком. (Обучать шнуровать фигурной строчкой.);

- игры, обучающие застегиванию.

Изобразительная деятельность

Развитию ручной умелости способствует художественный ручной труд, представляющий собой творческую работу с разными материалами, в процессе которой создается поделка. Это могут быть рисование пальчиковыми красками и пальцами на песке, крупе, вышивание на картоне, аппликация из спичек (соломки, различные виды аппликации из бумаги, работа с крупой и бобовыми, вышивка и др.

Данная деятельность подготавливает кисть к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания, воображения, фантазии, дисциплинирует, воспитывает усидчивость.

- «штампики» (на закрепление знаний цвета и формы, приучение все делать по очереди). Материалы: вырезанные из картофеля заготовк и - «штампы»; краска; поролон; чистый лист бумаги. Показать ребенку, что сначала надо приложить «штампик» к поролону с краской, а потом на лист бумаги. Так можно создавать разные картины;

- работа с карандашом. Обведение фигур простой конфигурации по трафарету и шаблону, с последующей штриховкой в разных направлениях. Дети обучаются держать карандаш разными способами, стремятся провести больше несоприкасающихся линий;

- выкладывание по контуру мелкими предметами (семенами, скрепками, нитками). Необходимо начинать с простого контура (круг, овал, затем фигурных изображений (снеговика, елочки). Следить, чтобы ребенок придерживался контура предмета;

- лепка. Размазывание пластилина внутри шаблона, отрывание кусочков от большого фрагмента;

- работа с ножницами. Вырезать фигуры по нарисованному контуру; резать по прямой параллельными линиями. Добиваться качественного выполнения работы;

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует улучшению физического и психического здоровья ребенка, готовит его к успешному обучению в школе.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей» Фотоотчет развитие мелкой моторики у детей. Елена Владимирова. Зачем нужно развивать моторику? Дело в том, что развитие мелкой моторики.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей 5 – 7 лет» У детей в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук, в результате скоординированных действий.

Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНРРазвитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.

Развитие мелкой моторики детей. Часть 2Развитие мелкой моторики детей. Часть 2 Продолжаем развивать мелкую моторику детей! Мешочки для массажаИз плотной ткани сшила мешочки и наполнила крупой (греча, пшено, манка,.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Опубликовано: 8 мая 2023 в 21:04
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД