Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики на уроках у детей с ограниченными возможностями здоровья

Иванова Алина Алексеевна
Развитие мелкой моторики на уроках у детей с ограниченными возможностями здоровья

Мелкая моторика - это согласованное движение пальцев рук, умение обучающегося «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, ручку, застегивать пуговицы, молнии, рисовать, лепить. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие ценральной нервной системы и ускоряет развитие речи обучающегося.

Публикация «Развитие мелкой моторики на уроках у детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Коррекционную работу по развитию мелкой моторики на занятиях начинаем с утренней зарядки. В комплекс общеукрепляющих упражнений подбираем упражнения с кубиками, маленькими мячами для того, чтобы обучающиеся учились брать предмет одной или двумя руками, чтобы перекладывали его из одной руки в другую.

Затем проводим малоподвижную игру на развитие общей и мелкой моторики. Играем с учениками в такие игры как: «Помоги собрать морковки зайчику», «Помоги собрать шишки белочке» и т. д.

Для улучшения кровообращения, стимулирования биологически активных точек, находящихся на поверхности ладоней в конце гимнастики, с обучающимися выполняем упражнение с массажным мячом.

Отрабатывать координацию движений с обучающимися начинаем с более крупными предметами, затем - с более мелкими. Учеников учим захватывать предметы, удерживать и опускать их. Для этого нами подобраны специальные игрушки, различные по размеру, форме, величине и тяжести. Например: пирамидки, камешки, пуговицы, зерна, геометрическая пирамидка.

Для того, чтобы научить ребенка перекладывать предметы с одного определенного места на другое, подобрали ряд дидактических игр. Например, «Рассортируй предметы по цвету», «Подбери к платью кармашки, «Подбери для мальчика и девочки одежду».

С большим удовольствием обучающиеся играют в бизиборд, который позволяет изучить функциональность каждой мелкой детальки.

Обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата испытывают особые трудности в самообслуживании. Для того чтобы помочь им овладеть этими навыками, мы применяем различные приспособления для тренировки тонких движений пальцев, как расстегивание и застегивание пуговиц и молний (сначала больших, потом мелких, шнуровки. Эти же навыки тренируются при раздевании и одевании кукол. Затем обучающихся учим застегивать и расстегивать молнии и пуговицы на своей одежде.

Особое внимание уделяем упражнениям на развитие кистевой моторики, т. е. пальчиковой гимнастике. Она позволяет корректировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр обучающиеся, повторяя движения, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.

Обучающиеся с ОВЗ испытывают огромные трудности и в процессе непосредственно образовательной деятельности (рисовании, лепке, аппликации). Они не умеют правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш, кисточку и пластилин. Для того чтобы научить ребенка правильно рисовать карандашом, сначала учим держать его тремя пальцами, затем фиксируем их пальцы своей рукой и помогаем им рисовать карандашом на листе. Если обучающиеся немного научились сами держать карандаш, постепенно даем им возможность рисовать самостоятельно.

Для того чтобы быстрее и лучше научить обучающихся пользоваться ножницами, вкладываю их пальцы вместе со своими в кольца ножниц, и выполняем совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения.

Чтобы ученики научились лепить из пластилина, мы начинаем сначала с ними делать различные поделки из мокрого песка, потом переходим на слоеное тесто, а затем на пластилин.

Таким образом, целенаправленная и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у обучающихся с ОВЗ способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Литература

1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом-М. ,1989

2. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. – М., 2002.

Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Кинетический песок в развитии мелкой моторики у детей с особыми возможностями здоровьяКинетический песок в развитии мелкой моторики у детей с особыми возможностями здоровья Помните себя маленькими? Ну, хотя бы чуть-чуть? Как вы любили летом во дворе или с родителями на морском берегу играть с песком и водой.

Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Для развития детей.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики на уроках у детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 17 января 2023 в 09:45
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики на уроках у детей с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Иванова Алина Алексеевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД