МААМ-картинки

Развитие математических способностей у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Татьяна Анашкина
Развитие математических способностей у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Развитие математических представлений ребёнка с речевыми нарушениями в гораздо большей степени зависит от педагогических условий, в которых он обучается, нежели математическое развитие его нормально развивающихся сверстников. Задача педагогов создать такие условия, чтобы ребёнок максимально раскрыл свои способности, чувствовал себя комфортно и гармонично развивался.

Публикация «Развитие математических способностей у детей с тяжёлыми нарушениями речи» размещена в разделах

Основные направления работы мы базируем на принципе развивающего обучения (формирование познавательной активности, развитие зрительного и слухового восприятия, операций мыслительной деятельности, активизация речи в единстве с мышлением). Важное значение придаём реализации принципа индивидуализации коррекционной работы, что предполагает, прежде всего, выявление индивидуальных психологических особенностей каждого ребёнка. Игровая форма выполнения заданий способствует формированию у дошкольников с нарушениями речи интереса к занятиям математикой. Поэтому необходимым условием организации деятельности с детьми считаем атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.

Учитывая, что все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, умением продвигаться вперёд своим темпом, работа в данном курсе проводится на высоком уровне трудности

(в зоне их «ближайшего развития», или «максимума») : предлагаем наряду с заданиями, которые дети могут выполнить самостоятельно, и такие задания, которые требуют догадки, смекалки, наблюдательности. Их решение формирует желание и умение преодолевать трудности. В итоге все воспитанники без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего продвижения «минимум», при этом не тормозится развитие более способных детей.

При формировании элементарных математических представлений у детей с общим недоразвитием речи используем метод моделирования педагогических ситуаций, где игра носит непродуктивный характер, воображаемый план ситуации существует в детском воображении. Учебное задание математического содержания «завёрнуто» в игру, как в «фантик». Своим делом мы считаем организовать, создать интригу, (тайну, загадку). Дети ищут отгадку, учатся чувствовать друг друга. Стараемся доверять им, не торопить с выводами, быть сочувствующими слушателями. Темп проводимых игр занятий по формированию элементарных математических представлений у детей с тяжёлыми нарушениями речи держим через введения посредника (песочные часы, персонаж и т. п.). Наблюдая за детьми, пытаемся улавливать детскую инициативу.

Созданные проблемные ситуации требуют от детей напряжения мыслей, преодоления трудностей. Задачи решаем в процессе коллективного поиска – цепочкой действий и мыслей вовлекаем детей в совместный поиск, оказываем помощь, ставим вопросы познавательного характера, побуждаем выделить существенное, сравнить, сделать вывод.

Динамичность деятельности обеспечивается сменой видов деятельности, заданий с опорой на несколько анализаторов по нарастающей трудности. Познавательный разговор является «вершиной» разрешения проблемной ситуации. Участвуя в нём, дети учатся выполнять анализ и самоанализ.

Выбранный нами наглядно-действенный путь и максимальное использование предметно-практической деятельности способствует обогащению у детей сенсорного опыта, развитию внимания, памяти, мышлении, воображения. Это также способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, что главным образом связано непосредственно с развитием речи, а значит и овладением математическими понятиями, такими, как множество, количество, величина, мера, форма предмета, геометрические фигуры и т. д.

Специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в элементарных математических знаниях у детей с тяжёлыми нарушениями речи способствует повышению уровня математической подготовки. Дошкольники решают элементарные задачи на сложение и вычитание; могут определять время на часах, называть дни недели, месяцы; определяют форму предметов и их положение в пространстве. У них сформированы представления о независимости количества элементов множества от пространственного расположения и качественных признаков предметов, составляющих множество; развиты элементарные счётные действия на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия; зрительно-двигательная координация. Они легко адаптируются в школе.

Публикации по теме:

«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Конспект мастер-класса на тему «Подвижные игры, направленные на развитие математических способностей»Конспект мастер-класса на тему «Подвижные игры, направленные на развитие математических способностей» Подвижные игры, направленные на развитие математических способностей «Физкультура с математикой друзья» Цель мастер- класса: знакомство.

Конспект мастер-класса на тему «Развитие математических способностей посредством бизикуба»Конспект мастер-класса на тему «Развитие математических способностей посредством бизикуба» ема «Развитие математических способностей посредствам бизикуба» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов,.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Пособие по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речиПособие по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи Предлагаю вашему вниманию пособие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР «Буквоград» Цель пособия: закрепление.

Примерное родительское собрание «Развитие математических способностей в семье у детей 6–7 лет» Время проведения: октябрь Форма проведения: круглый стол Продолжительность: 1-1,5 часа Цели собрания: -организация совместной работы детского.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие математических способностей у детей с тяжёлыми нарушениями речи
Опубликовано: 17 сентября 2023 в 14:05
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД