Получи документы

Развитие математических способностей и представлений старших дошкольников в дидактических играх

Литвинова Олеся Эдуардовна
Развитие математических способностей и представлений старших дошкольников в дидактических играх

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ и ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ

. Литвинова Олеся Эдуардовна

Воспитатель

• МБДОУ "Губернаторский лицей № 101 имени Народного учителя Российской Федерации Ю. И. Латышева" при ФГБОУ ВО "УлГПУ им. И. Н. Ульянова"ДОУ «Уникум»

Публикация «Развитие математических способностей и представлений старших дошкольников в дидактических играх» размещена в разделах

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначена значимость обеспечения условий для наиболее качественного и эффективного познавательного и интеллектуального развития детей [5]. При этом особое внимание обращается на развитие элементарных математических представлений. Это обусловлено тем, что освоение математических представлений позволяет развивать детский интеллект, умственные способности, а также совершенствовать общий кругозор, и формировать первоосновы для дальнейшего обучения математике в начальной школе.

В соответствии с современными положениями психолого-педагогической науки развитие элементарных математических представлений старших дошкольников является достаточно сложным и многоаспектным процессов, который осуществляется в рамках математического образования в дошкольной образовательной организации (ДОО). Именно в его рамках происходит целенаправленное и последовательное развитие системных представлений о таких математических понятиях, как число, величина, геометрические фигуры, а также пространство и время, овладение детьми математическими операциями.

Согласно Л. В. Ворониной и Е. А. Утюмовой развитие математических представлений старших дошкольников представляет собой специально организованный и целенаправленный процесс, направленный на передачу и усвоение знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями [2, с. 6]. При этом в качестве главной цели выступает не только подготовка к успешному овладению математикой на начальной ступени школьного обучения, но и всестороннее развитие детской личности, познавательно-интеллектуальной деятельности в целом.

Успешность и результативность развития математических представлений старших дошкольников зависит от грамотного и рационального применения средств педагогического воздействия. В работах З. М. Богуславской [1], Т. И. Ерофеевой [3], З. А. Михайловой [4] и др. отмечено, что одним из таких средств является дидактическая игра. Согласно ученым, использование дидактических игр в процессе математического развития старших дошкольников позволяет развивать достаточно осознанные и прочные умения и навыки в области счетной деятельности, овладевать сложными математическими понятиями. Кроме того, данные игры развивают устойчивый интерес к познавательной деятельности и использованию математических представлений, психические процессы и волевые качества.

Сочетание обучающей и игровой задачи делает освоение и совершенствование математических представлений старшими дошкольниками более увлекательным процессом. В дидактической игре становится возможным каждому ребенку применить не только знания и умения, но и общую сообразительность, смекалку.

Учитывая положения научной и методической литературы, мы активно и регулярно используем в работе со старшими дошкольниками дидактические игры, направленные на развитие математических представлений. Для удобства их применения при решении конкретных образовательных и развивающих задач, данные игры мы подразделяем на следующие группы:

1 группа – дидактические игры по развитию количественных представлений и счета : «Назови и сосчитай», «Хватит ли?», «На птицефабрике», «Посчитай птичек», «Живые части»;

2 группа – дидактические игры по развитию представлений о величине и измерении: «Палочки в ряд», «Сложи дощечки», «Новогодние елочки», «Сломанная лестница»;

3 группа – дидактические игры по развитию представлений о геометрических фигурах и формах, о способах их преобразования : «Подбери фигуру», «Назови свой автобус», «Собери фигуру», «Кто быстрее найдет»;

4 группа – дидактические игры по развитию представлений о пространственно-временных отношениях: «Расскажи про свой узор», «Вчера, сегодня, завтра», «Встань на место», «Части суток», «День и ночь», «Кто правильно пойдет, игрушку найдет», «Назови скорее».

Каждая дидактическая игра вводится нами в работу со старшими дошкольниками поэтапно :

­ ознакомление детей с основным содержанием и целью, а также игровым материалом;

­ объяснение игровых ходов и правил игры. При этом внимание детей привлекается к точному исполнению правил, что позволяет быстро достигнуть цели;

­ показ игровых действий, в процессе которого детям объясняют особенности их правильного выполнения;

­ подведение итогов игры, когда отмечается активность детей, правильность точность выполнения действий и правил, достигнутый результат.

Дидактические игры по развитию математических представлений включаются нами в непосредственную образовательную деятельность (занятия по математике, проводятся во время прогулок, в вечерние отрезки времени и пр. Это позволяет формировать, совершенствовать и закреплять математические представления и умения, развивать и поддерживать интерес к познавательно-интеллектуальной деятельности.

Наблюдения за старшими дошкольниками во время проведения дидактических игр показывает, что они интересны им, способствуют активизации их познавательных интересов и интеллектуальной активности. Игровое содержание во многом определяет стремление детей к достижению поставленной цели, к правильности выполнения математических действий. В качестве примера приведем игру «Назови и сосчитай». В ней старшие дошкольники считают звуки, которые либо отхлопываются, либо отстукиваются. Условиями игры определяется основная задача : прослушать, назвать звук (хлопок, стук и пр.) и назвать их количество. Эта игра всегда вызывает особый интерес, так как старшие дошкольники часто при подсчете используют реальные предметы (счетные палочки, кубики, игрушки и пр.). Необычность игрового материала всегда повышает внимательность детей. Следует отметить, что в этой игре мы совершенствует не только счетные навыки, но и демонстрируем детям значение счета в повседневной жизни при взаимодействии с миром звуков.

В качестве еще одно яркого примера можно привести дидактическую игру «Расскажи про свой узор». В ней необходимо было правильно и быстро описать представленный на карточке узор, назвав не только геометрические формы, но и их расположение на листе. Вначале многие дети совершают ошибки и мелено выполняют игровое задание. Но регулярное включение этой игры в занятия и свободную деятельность повышают качество действий и применение математических представлений. Благодаря этой игре старшие дошкольники осваивают основные названия не только самих фигур, но и их расположения: вверху, внизу, в центре; направлений: слева и справа.

Подводя итог, следует отметить, что дидактические игры позволяют старшим дошкольникам совершенствовать и углублять математические представления, осваивать их использование при решении различных ситуаций. Все это в целом повышает качество математического развития в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М. : Просвещение, 2004. – 244 с.

2. Воронина, Л. В. Современные технологии математического образования дошкольников : учебное пособие / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова; под общ. ред. Л. В. Ворониной – Екатеринбург, УрГПУ, 2013. – 282 с.

3. Ерофеева, Т. И. Дошкольник изучает математику : метод. пособие для воспитателей / Т. И. Ерофеева. – М. : Просвещение, 2005. – 112 с.

4. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова, Е. А. Носова, Столяр А. А. и др. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 166 с.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – URL : https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Публикации по теме:

«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Использование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольниковИспользование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников «Использование тактильных игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников». Тактильные ощущения - одна из форм.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Картотека дидактических игр выполненных своими руками по формированию элементарных математических представлений дошкольниковКартотека дидактических игр выполненных своими руками по формированию элементарных математических представлений дошкольников Предмет математики довольно сложная наука. Не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть тяга к точным наукам. Поэтому полезно.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет»Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет» Мастер класс Добрый день, уважаемые коллеги меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна, вашему вниманию представляется мастер - класс на тему:.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие математических способностей и представлений старших дошкольников в дидактических играх
Опубликовано: 11 июля 2023 в 16:44
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие математических способностей и представлений старших дошкольников в дидактических играх» (включая файлы) размещена пользователем Литвинова Олеся Эдуардовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД