Папки-передвижки

Развитие литературных способностей у детей дошкольного возраста

Варварикова Светлана Викторьевна
Развитие литературных способностей у детей дошкольного возраста

Развитие литературных способностей у детей дошкольного возраста

В последние годы проблема развития одаренности в детском возрасте становится все более актуальной. На основе «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утвержденной Президентом РФ от 03.04.2012, разработан комплекс мер по ее решению. На государственном уровне формулируется задача выявления особой одаренности, незаурядных достижений у детей, а также сохранения и реализации этого потенциала.

Публикация «Развитие литературных способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Наш коллектив является участником республиканского проекта «Одаренный ребенок». И мы думаем, что важным в развитии одаренности у детей являются воспитатели группы, так как именно от их творческого подхода зависит деятельность по развитию детской одаренности, специальных способностей детей в конкретной сфере.

Изучив фундаментальные труды отечественных психологов в сфере изучения одаренности и способностей детей (Б. М. Теплова, В. Н. Мясищева, А. В. Запорожца, П. М. Якобсона, методических рекомендаций по работе с одаренными и талантливыми детьми, мы выбрали приоритетное осуществление деятельности как развитие литературных способностей у детей дошкольного возраста. Эту тему мы выбрали исходя от нашего положения, в 2017 году, когда наши воспитанники находились во второй младшей группе, итоги диагностики выявили низкие показатели речевого развития и социально – коммуникативных умений наших детей. Поэтому возникла необходимость применять в работе с детьми новые технологии по речевому развитию. И мы предположили, что процесс речевого развития и социально – коммуникативных умений у детей будет эффективным, если мы научимся применять практико – ориентированные технологии как мультипликация и технологии речевого развития.

Для реализации нашего направления мы в своей группе «Кустукчаан» (Радуга) создали развивающую среду согласно нашему замыслу, приоритету в виде мультипликационной студии «Ээчэ Бээчэ» с целью развития творческой деятельности детей в процессе создания собственного медиа продукта (мультфильма). Так как мы предполагали, что возможности анимационного творчества нам позволят осуществить интеграцию всех пяти образовательных областей дошкольного образования, чтобы они дополняли друг друга, и передать детям новые знания, умения.

И каждый год в групповом пространстве нашей группы создаем центры активности с разнообразными материалами, которые подталкивают детей к самостоятельным исследованиям. В этих центрах проходят все образовательные области, здесь проходит весь образовательный процесс.

Вся образовательная деятельность осуществляется через целенаправленное познание посредством различных проектов. Мультипликация в этом смысле является одним из методов проектной деятельности, который представляет из себя многогранный творческий процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. Когда дошкольники готовят проекты, они рассуждают, осознают свои интересы, принимают решения, ставят цели, достигают их, оценивают последствия. Участвуя в такой деятельности, дети становятся более самостоятельными, приобретают социальный опыт, у них развивается познавательный интерес, наравне развивается речевое развитие и коммуникативные способности. Совместная работа над проектом учит детей общаться друг с другом, договариваться, оказывать взаимопомощь. Еще у каждого проекта обязательно есть продукт, который создают сами дети. В каждом проекте совместно с детьми создаем мультфильмы, исходя от темы, материала проектов. Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта.

Во время создания мультфильмов вовлекаем детей в долгосрочную сюжетно – ролевую игру «Мультипликаторы», где дети принимают роли и по – настоящему занимаются анимационным творчеством. В этот процесс вовлекаются все дети нашей группы: кто – то создает декорации, рисует или лепит персонажей мультфильма, озвучивает и. т. д. Наши дети начали создавать мультфильмы в младшем возрасте, теперь они старшего дошкольного возраста и уже могут выступать в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатора, аниматора, художника, актера и музыканта. Конечно, есть роли, в которых все дети хотят побывать. Например, чтобы каждый ребенок побывал в роли оператора, предлагаем им по очереди занимать место у фотоаппарата. Пока один из них фотографирует, остальные осуществляют действия в кадре, переставляют героев и элементы декораций в соответствии с задуманным сюжетом, затем дети меняются ролями. Роль звукооператора тоже привлекает детей, как так дети играют с микрофоном, стараются хорошо эмоционально рассказывать и в процессе деятельности у большинства детей нашей группы появился устойчивый интерес к художественной литературе и ярче проявились литературные способности.

Для создания анимационной студии в нашей группе администрация нашего ДОО обеспечила необходимым оборудованием. У нас есть:

интерактивная доска;

комплект для создания мультфильмов «Твори мир»;

веб-камера;

фотоаппарат;

видеокамера с функцией покадровой съемки;

ноутбук с установленным программным обеспечение для монтажа мультфильмов «Создай свою историю»;

диктофон и микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса (звуковое решение мультфильма);

штатив, на который крепится видеокамера;

дополнительное освещение (лампа);

материалы для создания фона персонажей в зависимости от выбранной технологии творчества.

В группе мы с детьми использовали разные виды анимационных техник: пластилиновую, предметную, сыпучую и перекладную, в том числе коллажную анимацию.

Перекладная анимация – старейший вид анимации. Его суть в том, что дети рисуют на картоне или бумаге объект, режут его на отдельные элементы и затем передвигают их от кадра к кадру. В этом виде анимации используют плоские марионетки. Так, художник рисует одного персонажа во всевозможных ракурсах и разрезает его на части: например, голова, руки, ноги, туловище. Чтобы «оживить» персонажа, художник-аниматор может перемещать его и вращать отдельные части относительно друг друга.

Коллажная анимация – разновидность перекладной техники. С помощью этой техники действующих лиц можно не рисовать, а вырезать из газет или журналов. Журнальные страницы можно даже рвать. Рваный край интересно смотрится в пейзажных коллажах-зарисовках.

Наши дети любят играть в волшебные игры и упражнения, которые открывают различные способы создания движения картин.

Игра «Палочки – вертушки»; Дети совместно со взрослым изготавливают игрушку – вертушку на палочке, для этого они вырезают картинки из старых журналов, газет персонажей и наклеивают на центр палочки, вращают быстрыми движениями между ладошками и наблюдают за образующимся от быстрого вращения предметом. Картинка оживает.

Игра «Мультик на блокноте»; Один из самых простых способов объяснить малышу принцип анимации – нарисовать на блокноте (тетради) простую картинку, немного изменяя ее на каждом следующем листочке. Начинать рисование надо с последнего листа. А затем быстро пролистать. Создается впечатление, что картинка двигается. Все становятся художниками мультипликационного фильма, т. е. аниматорами.

Работу по созданию мультфильма выполняем в несколько шагов:

1. Сперва придумываемидеюмультфильма. Ее мы берем иногда от событий родного края, художественной литературы – сказок, рассказов, легенд, стихотворений.

2. Все сообща придумываем и обсуждаем сценарийбудущегомультфильма, используя методы ТРИЗ, в частности моделирование, так становимся все сценаристами. Один или два дня занимаемся этим, исходя от удержания интересов детей.

3. Выбираем анимационнуютехнику и готовим оборудование. Решаем в какой технике будем делать мультфильм: пластилиновой, предметной, сыпучей или перекладной, в том числе коллажной анимации.

4. Распределяем ролимеждудетьми, если мы в младшем возрасте выбирали, то сейчас в старшем возрасте стараемся не выбирать художников-мультипликаторов, художников по фонам, операторов, дикторов. Ждем, когда придут к общему согласию, но активно применяем считалки, игровые моменты, сюрпризы.

5. Во время игры, которая длится всю неделю открываем художественную мастерскую по изготовлению персонажей. Дети осваивают живописную технику: масло, гуашь, акварель, тушь, пластилин.

6. Готовимдекорацииифон. Устанавливаем декорации на площадке для съемки.

7. Начинаем съемку персонажейиэлементыдекорацийнафоне. Съемка мультфильма – в среднем 20-30 кадров (фотографий).

8. Монтируеммультфильмизаписываемзвуковоесопровождение. Объединяем кадры в компьютерной программе. (весь отснятый материал переносится на компьютер, просматривается, лишние кадры удаляются, чем больше кадров в секунду, тем движения персонажей более плавные, чем меньше – тем более прерывистые. Расчет времени: обычно мы делаем 4 кадра в секунду, иногда 1 (все зависит от программы). Соответственно, при скорости 1 кадр в секунду для минуты фильма нужно сделать 60 фотографий.

9. записываем голоса и налаживаем их на изображение. Дети поочередно записывают голосовое сопровождение, произнося свои реплики на подходящем кадре, при необходимости записываем текст небольшими кусочками, во время записи должна быть абсолютная тишина «в студии» (никаких посторонних шумов, можно использовать звуковые эффекты (скрип двери, шум прибоя.)

10. Добавляем музыкальное сопровождение и титры.

И самое главное, когда наш мультфильм проводим праздник премьеры фильма. Приглашаем гостей, родителей, делаем афишу, начинается сюжетно – ролевая игра «Кинотеатр», также готовим зал совместно с детьми, продаем билеты, рассаживаем зрителей по местам. И в конце премьеры отмечаем работу каждого ребенка, все дети выходят на сцену под аплодисменты. Такой подход стимулирует детей заниматься творчеством.

Также имеем положительный опыт участия в конкурсах. Участвовали на республиканском заочном конкурсе ко дню 110-летия нашего всеми любимого родного писателя Николая Гаврильевича Золотарева - Н. Якутского, создали кукольный мультфильм по сказке писателя «Как Заяц потерял свой длинный хвост». И были награждены Дипломом, номинация «Лучшая Инновационная технология».

На I Республиканском конкурсе «Дорога в Космос – Космоска ААРТЫК» для детей дошкольного возраста, наша мультстудия «Ээчэ – Бээчэ» за авторский пластилиновый мультфильм «Космоска айан» были награждены Дипломом 3 степени.

И второй удачной находкой для развития литературных способностей детей стал метод моделирования. В дошкольной педагогике моделирование как наглядно – практический метод имеет широкое распространение. В основе моделирования лежит замещение – возможность переноса значения с одного объекта на другой, возможность репрезентировать одно через другое. Для обучения творческому рассказыванию пользуемся принципом замещения, когда модели помогают не только наглядно представить объект, но и видоизменить его, поэкспериментировать с ним.

Мы в своей работе стали использовать карты Владимира Яковлевича Проппа, российского ученого филолога – фольклориста, которых полюбили наши воспитанники. Дети любят знаки, символы, понимают их смысл.

Карты В. Я. Проппа определяются следующими положениями:

1. Наглядность и красочность карт помогает детям удерживать больше информации, тем самым позволяет продуктивнее использовать их.

2. Карты имеют обобщенный смысл и помогают абстрагироваться от конкретного поступка, героя, следовательно, быстрее, ярче развивается логическое мышление.

3. Карты стимулируют развитие внимания, памяти, фантазии, творческого воображения, волевх качеств, обогащают эмоциональную атмосферу, словарный запас речи, развивают речь, т поисковую активность, моральные ценности.

4. Сказка с помощью карт В. Проппа еще больше обогащает социальный и предметный опыт ребенка, служит источником комбинаторной способности ума.

Пропп отмечает, что все сюжеты сказок основаны на одинаковых действиях их персонажей, которые он называет «функциями». Он разделил сказку на набор, состоящий из 31 карты. Позднее они были сокращены до 28. Одна карта - это определённое событие сказки. Поэтому принято считать, что карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. А из событий, как из кирпичиков складывается здание сказки.

Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа мы работу разделили на несколько этапов:

На первом этапе мы знакомили детей с композицией жанра сказка (зачин, основная часть, концовка, играли в подготовительные игры с картами Проппа.

На втором этапе знакомим сказки, затем дети закрепляют свои знания, пересказывая сказку с обозначениями карт Проппа

На третьем этапе дети сочиняют собственные сказочные истории, опираясь на карты. Для этого у нас есть традиционный час волшебной сказки. Час волшебной сказки проводим на основе знакомой сказки, фильма или название сказки озвучиваем заранее. К этому часу ответственные дети иногда даже заранее готовят свои сюрпризы вместе с родителями. Дети любят сочинять сказки, рассказы, стихи на основе содержания известных детям литературные произведения. У одаренных детей содержание детских сказок, рассказов становится более сложным, у них появились новые образы. Родители готовят оригинальные книжки – самоделки по рассказам своих детей. И в каждом проекте у нас появилась традиционная выставка авторских книжек.

С картами Проппа легко работать, разработали модели якутских народных сказок по картам В. Я. Проппа и пользуемся ими при закреплении литературных произведений.

Знакомство детей младшего возраста 3-4 лет со сказкой якутского писателя Ивана Васильевича Мигалкина «Кот и мышка» с использованием карточки Проппа.

Жили – были…Жили в одном алаасе, в небольшом балагане Кот и Мышка. Были они ростом одинаковы, разговаривали человеческим голосом. Жили дружно, Кот охотился, а мышка хозяйничала по дому. Была мастерица шить и хорошо готовила еду. Сварит обед и сидит ждёт Кота, когда он придёт с охоты. Летом вместе собирали ягоды, рыбу ловили, охотились. Когда дружно живёшь и работаешь, и день проходит незаметно и жизнь всегда прекрасна.

Запрет. Однажды Кот нашёл на поляне одну большую ягоду землянику. Принёс домой, а мышка от радости запела: -Вкусная ягода, а запах какой, наполнил им весь дом! Мышка обещала сварить варенье, договорились, что ягоду съедят на Новый год, и пригласят друзей Зайца и Белочку.

Нарушение запрета. Пришла зима, и наступил новогодний праздник, Кот с утра затопил печку и пошел приглашать друзей. Кот вышел из дому, а мышка соскочила с кровати и съела землянику. Потом от стыда, что съела одну ягоду и не сдержала данного слова, решила убежать в норку под землю.

Изобличение и наказание самозванца. Вот с тех пор она по ночам грызёт и ворует у людей еду. А кот от досады и обиды на мышку ловит и ест мышей. Так они и стали врагами.

Мораль сказки. Обманывать и воровать не хорошо. Надо всегда дорожить дружбой, вниманием своих друзей.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет со сказкой якутского писателя Тимофея Егоровича Сметанина «Жаворонок» по карточкам Проппа.

Давным-давно жили вдовец со вдовой. У вдовца от покойной жены осталась дочка Керэгэй – Жаворонок, а у вдовы от покойного мужа - сын Оло. Керэгэй выполняла всю работу по дому, хлопотала с утра до ночи.

Главный герой покидает дом. Мачеха выгоняет Керэгэй из дома. Утром отец повёл дочь в заброшенный старый дом. Оставил ей ячменные отруби, чтобы она варила себе кашу.

Особое обстоятельство. Керэгэй весь день проплакала, вечером встала и стала варить кашу. Вдруг из хотона вереницей вышли семеро мышей. Приблизившись к Керэгэю, они стали пищать, как будто что-то ей рассказывая или о чём-то прося. Знакомство с мышатами.

Даритель. Войдя в хотон, Керэгэй увидела, что одни мыши тащат на спине что-то круглое, другие держат в зубах. Многие с ношей застряли в проёме норы. Вот из-за чего стоял такой переполох! Девочка взяла круглячок, который тащили мыши - это была золотая монета. Да, действительно золотая монета!

Беда. Приблизившись к дому, увидела, что весь дом в огне, пламя полыхает вовсю, уже рушится крыша… Встреча с медведицей, с уткой израненной когтями большой птицы, с волком, с мальчиком по имени Мойот.

Счастливый конец. Это был один из счастливых дней Керэгэя и Мойота.

Мораль сказки. Эта сказка учит прежде всего о доброте, о дружбе. Учит помогать друг другу, поддерживать в трудную минуту, учит заступаться за своих друзей.

Игровое пособие «Сказочная поляна» соединяет игру и обучение в единое целое и разработано с помощью карт В. Я. Проппа и основана на понимании возрастных потребностей ребенка. Эта игра адресована родителям и педагогам

Родители с помощью игрового пособия «Сказочная поляна» помогут своим ДЕТЯМ:

Легко понимать содержание любой сложной сказки, рассказа;

Моделировать сказки, загадки, истории;

Самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих сказок, рассказов, историй и стихотворений.

А педагоги могут при помощи этого пособия превратят обучение детей в игру.

Процесс запоминания содержания произведения, который опирается на мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств предмета) проведут с помощью «волшебных карт».

Индивидуализировать работу на занятиях, давать задания, посильные каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка.

Активизировать речевую деятельность, обеспечивать решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.

Оборудование: игровое пособие имеет одну большую универсальную карту с разноцветными кружочками и 28 карточек В. Я. Проппа. На этой карте можно детально разыграть, рассказать содержание любой сказки, любого рассказа, сочинить собственную сказку, рассказ при помощи «волшебных карт».

Приложение 1

Таблица 1 Описание «волшебных карт»

План игр позволит легко и эффективно обучать ребенка и в домашних условиях даже без специального образования и подготовки.

Для того чтобы успешно провести игру с малышами, очень важно вовремя настроить его на познавательную деятельность В этом помогут несколько простых правил:

1. Определите время, учитывая режим дня Вашего ребенка. В период максимальной активности предлагайте подвижные игры и прогулки, а в другое время рассказывайте сказки и вместе сочиняйте ваши истории с помощью игрового пособия «Сказочная поляна».

2. Уберите все отвлекающие факторы из поля зрения ребенка. Выключите телефон и телевизор.

3. Организуйте рабочее место. Мы рекомендуем специальный коврик или прикрепите карту на стене. Каждый раз расстилайте его и обязательно убирайте в конце.

4. Начинайте каждое занятие с определенного ритуала, который послужит условным приглашением к началу игры. Позвоните в колокольчик или включите спокойную музыку.

5. Очень важно перед началом игры заинтересовать малыша. Лучше всего для этого использовать различные стишки, потешки, песенку или игрушку, сказочного персонажа.

Варианты игр пособия «Сказочная полян»

1 вариант: «Волшебные символы к сказкам».

Количество игроков: любое– может играть вся группа, подгруппами или 1 игрок.

Задачи: Развитие связной монологической речи дошкольников посредством усвоения содержания сказки. Знакомство с обозначениями карт Проппа.

Сначала читаем небольшую сказку, сопровождая ее выкладыванием из 4 - 6 карт. Затем предлагаем детям пересказать сказку, опираясь на карты Проппа.

На игровом напольном полянке расположены карты Проппа, ребенок бросая кубик начинает игру. И остановившись возле какого-либо символического изображения называет его. Например: «Герой покидает дом», ребенок вспоминает, в какой сказке есть такой сюжет и объясняет, почему это карта подходит к этой сказке. Можно работать, по нескольким сказкам, но их содержание дети хорошо должны знать.

2 вариант: «Мир речи».

Задачи: запоминать и пересказывать сказочные тексты.

Предлагаем ребенку выбрать любую карту, попросить ребенка вспомнить и назвать те события и эпизоды сказки, которые изображены на этих картах. Не забывая при этом хвалить малыша. В этом варианте обогащается речь детей и развивается связанная речь.

3 вариант: «Сочини сказку».

Задачи: Составления собственных текстов сказочного содержания с помощью карт Проппа.

Детям предлагаем сочинить собственные сказочные истории, опираясь, на схематические изображения.

Сочинение собственных сказок – предлагается набор из 5- 6 карт, за ранее оговаривается кто будет главным героем кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет концовка. Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, а является центром творческой деятельности.

Правила окончания игры:

Похвалите малыша, отметьте все его успехи, даже если они незначительны. При похвале используйте: слова «Молодец!», прикосновения и объятия.

Скажите, что в следующей игре нас ожидает еще интересные приключения по сказкам. С этими словами убираем коврик, кубики, картинки.

Переключите внимание малыша на то, чем он будет заниматься дальше.

Благодаря использованию технологии мультипликации и технологии речевого развития показатели улучшились. В данное время, наши дети, будучи в старшей группе, показывают высокие результаты по области «Художественная литература».

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие литературных способностей у детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Варварикова Светлана Викторьевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие литературных способностей у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 октября 2020 в 16:50
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД