МААМ-картинки

Развитие креативности при работе с бумагой у детей с ТМНР

Людмила Букаева
Развитие креативности при работе с бумагой у детей с ТМНР

Букаева Людмила Николаевна

Воспитатель ГБУ ЦСПР «Семь-Я»

Департамента труда и социальной

защиты населения г. Москвы

Возможности развития и обучения детей с ТМНР ограничены имеющимися у них нарушениями. Нарушения носят сложный характер, когда страдают интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, сенсорная сфера, поведение. Хочется поделиться опытом организации творческих занятий с детьми с бумагой.

Публикация «Развитие креативности при работе с бумагой у детей с ТМНР» размещена в разделах

Бумага – просто идеальный вариант для детского творчества. Материал этот удивительно многообразен. Прежде всего нужно познакомить детей с разными свойствами бумаги. Она бывает мягкой и жесткой, различной толщины и прочности, матовой, блестящей, гладкой, шершавой и всевозможной окраски. Ребенку интересно проводить рукой по бархатной, глянцевой бумаге, картону. Это обогащает его представление о мире, развивает сенсорные ощущения. Чтобы разнообразить знания детей о свойствах бумаги, можно предложить игры с бумагой.

Формирование умения сминать бумагу

Сминание – самая простая техника, позволяющая ребенку изменить форму бумаги и увидеть в ней целостный образ: облачко, цветок, птичка и т. п.

Для того, чтобы смять кусок бумаги ребенку нужно сначала распрямить кисть, расправить ладонь, а затем несколько раз сжать и разжать пальцы. Очень трудно вовлечь в работу вторую руку.

Предложите ребенку лист бумаги и покажите, как можно помять её: двумя руками, одной рукой, пальцами. Сначала предлагаются мягкие сорта бумаги (разноцветные салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца). Сначала выполняем действия вместе с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Сминая кусочки бумаги, ребенок с помощью взрослого может научиться делать красные цветы, с белой салфетки - сугроб, синей - тучу, зеленой - траву, желтой - солнышко.

Побуждайте к обыгрыванию поделок.

На основе одной формы можно попросить множество композиций. Каждый раз одна и та же фигурка включается в новый сюжет, стоит лишь повернуть или перевернуть её, разместить в центре и вверху композиции (справа, слева, внизу): дополнить новыми деталями, дорисовать. Поддерживайте поиски и «открытия» детей. К знакомым видам бумаги через какое-то время добавляется бумага более плотная – ватманская, бархатная, глянцевая, фольга.

Формирование умения рвать бумагу

Чтобы оторвать кусок от листа бумаги, нужно задействовать обе руки. Придерживать лист бумаги можно не в воздухе, а прижимая его к столу (кулаком, локтем, предплечьем, но для отрывания необходимо захватить бумагу пальцами второй руки. Эта задача крайне трудна, она требует различных форм взаимодействия и сотрудничества со взрослым. Для этих занятий лучше подходит цветная бумага. Однако можно рвать и белую, выклеивая её на цветной фон. Для такой работы предельно подходит клеящий карандаш. При этом клей наносится именно на основу, а не на отдельные клочки (от нас не требуется, чтобы каждый обрывок прилегал к фону полностью, достаточно прикрепить его в двух-трех точках). Работа сопровождается называнием всего возникающего, постоянными попытками установить диалог – пусть реакция ребенка проявится лишь в отдельном слове, жесте или взгляде. Это порождает благотворный эффект причастности к миру, эмоциональной общности.

Учим детей рвать бумагу:

• двумя руками, направляя руки в разные стороны;

• двумя руками, направляя одну руку к себе, другую – от себя;

• пальцами обеих рук, направляя руки в разные стороны.

Сначала ребенок учится захватывать бумагу обеими руками, зажимая её в кулаках и разрывать. Если у ребенка возникают трудности при разрывании бумаги, то предварительно нужно сделать надрез (надрыв). Затем учим захватывать края бумаги пальцами обеих рук и выполнять разнонаправленные движения. Детям сначала проще отрывать кусочки от узких полосок бумаги.

Эти упражнения можно перенести в игру «Обед для кукол»:

Рассадите кукол. Поставьте перед ними тарелочки и чашки. Пусть ребенок пальчиками отрывает маленькие кусочки от целого листа бумаги.

Получившиеся конфеты складываются в тарелочки и угощают ими своих гостей.

Использование обрывков бумаги

Количество и размеры подготовленных обрывков бумаги должны соответствовать возможностям ребенка.

Стоит начать с небольшого количества обрывков большого размера. Постепенно у ребенка появляется выдержка и поэтому задание можно усложнить. Задание детям предлагаем по мере возрастающей трудности.

I этап. Хаотичное приклеивание бумаги.

Материал: кусочки бумаги в коробочке, листок бумаги яркого цвета, клей-карандаш, подкладка.

Клеем отметить пятно на бумаге, кусочек бумаги положить на пятно и прижать пальцем. Интерес упражнения состоит в ощущении клейкого места. Для детей с визуальным восприятием легче воспринимать цветной клей. В обойный клей можно добавить пищевую краску или краску для пасхальных яиц. Тон может быть от светлого до интенсивного.

Это могут быть «Снежинки», «Дождик», «Разноцветная полянка» и т. п.

II этап. Простые поделки с хаотичным расположением элементов.

Темы: «Дерево с яблоками», «Осенний листопад», «Ёжик с грибами», «Нарядная ёлочка» и т. п. Дайте ребенку возможность самому решить где, например, не ёлке будут висеть игрушки.

III этап. Поделки с приклеиванием элементов на конкретное место.

Материал: лист бумаги для фона с нарисованным контуром, разные виды цветной бумаги (цветная салфетка, гофрированная бумага, клей-карандаш.

Ребенок намазывает клеем контур и наклеивает кусочки бумаги. Интерес состоит в заполнении его пространства: не должно оставаться ни одного пятнышка. Детали можно дорисовать.

Темы работ самые разнообразные: «Снеговик», «Цветы», «Ёлочка», «Рыбка», «Машинка» и др.

Постепенно задания усложняются, интерес направляется на гармоничное сочетание цветов, качества бумаги и мотива. Например, машина - красная, а колёса – черные; цветочки – розовые, жёлтые, а листочки – зелёные.

По мере овладения навыком, можно провести упражнения:

1. Материал: папиросная бумага, листок писчей бумаги, клей в наборе.

Взять средний обрывок бумаги и скомкать большим, средним и указательным пальцами обеих рук, чтобы получился маленький шарик. Набрать клея на кончик кисточки и нанести его на бумагу в виде точки. Посадить шарик на точку и слегка прижать его. Интерес упражнения состоит в точности движений, так как маленький шарик нужно «посадить» кончиками на маленькую точку.

2. Материал: как в Упражнении 1.

Изобразить какой-нибудь сюжет на большом листе бумаги. Согласно сюжету подготовить кусочки бумаги и сделать из них шарики, затем собрать их в коробочке. Изображение частично намазать клеем и «посадить» на него шарики. Все посаженные на клей шарики приклеить одним нажатием. Изображение заклеивается шариками таким образом, чтобы не проглядывала бумага. Интерес заключается в появлении объёмной картины. Каждый отдельный шарик по величине должен соответствовать изображению. Эта работа очень объёмна, поэтому она может быть коллективной или длиться несколько дней.

3. Объёмная аппликация из салфеток.

Материал: разноцветные салфетки, шаблоны картинок.

Отрываются кусочки от салфеток и сминаются в комочки. Для летнего дерева берется зеленая салфетка, осеннего – жёлтая или красная. Нанести клей и заполнить картину смятыми комочками. Так можно сделать шерсть барашку, снеговика, зайца, чешую рыбке или заснеженный город.

4. Отрывание сложенной вдвое бумаги. Симметричные фигуры (крыльев, плавники, лапы и т. п.) с последующим наклеиванием и деталировкой.

Для получения симметричных элементов будущей аппликации достаточно сложить лист бумаги вдвое. Следует проследить, чтобы обе окрашенные поверхности находится или внутри, или снаружи (для надежности такие листы можно соединить парой канцелярских скрепок). Полученные симметричные обрывки цветной бумаги помещают на поверхность белого листа, располагая их соответствующим «зеркальным» образом. Придерживая поочередно каждое «крылышко», слегка смазываем бумагу под ним клеем и прижимаем сверху (стремимся к максимальному участию ребенка во всех манипуляциях). Теперь нашу бабочку, птичку можно завершить, доклеив или дорисовав головку, туловище и пр.

Резание бумаги

Работа ножницами – это всегда работа!

Детские ножницы должны иметь закругленные концы, но резать безукоризненно. Плохие ножницы настолько затрудняют процесс обучения, что ребенок быстро теряет интерес к работе.

Упражнение 1.

Материал: полоски бумаги шириной 1 см (бумага может быть различных сортов, детские ножницы, коробочка для обрезков.

Полоски бумаги резать поперек в 1 прием. Полюбоваться с ребенком на проделанную работу и сложить все нарезанные части в коробочку. По мере освоения упражнения вносим усложнение: полоски бумаги шириной 3-4 см режутся в 2-3 приема.

Упражнение 2.

Материал: плотная бумага, ножницы.

Сделать небольшие надрезы, получается «бахрома».

Упражнение 3. Аппликация из геометрических фигур.

Материал: вырезанные геометрические формы, лист бумаги, карандаш.

Ребенок может украсить «скатерть» как ему хочется. Затем может повторить рисунок, составленный взрослым. Из геометрических фигур можно клеить мячики, яблоки, бусы и пр. Чуть позже можно делать аппликации из нескольких деталей. Домику доклеить окно и трубу, снеговику – морковку и т. д.

Проведенная с детьми работа дала очень хорошие результаты:

• у детей большой интерес к работе с бумагой;

• положительные эмоциональные реакции в процессе работы (радость, удивление, восторг);

• желание и умение демонстрировать свои работы педагогу, маме, детям;

• готовность к взаимодействию со взрослыми и детьми.

Главное - предоставить ребенку свободу действий, богатый выбор изобразительных средств и самое главное – свою помощь и поддержку.

Литература:

1. Красный Ю. Е. Арт-всегда терапия. Развития детей со специальными потребностями средствами искусств. – Изд. 3-е, -М. : Теревинор, 2019.

2. Парамонова Л. Н. Бумажная пластика. -М. : ИД «Карапуз», 2001.

3. Румянцева Е. А., Аппликация. Простые поделки. - М. : Айрис-пресс, 2008.

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работеРазвитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работе Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий Введение В соответствии с федеральными государственными образовательными.

Детский мастер-класс по нетрадиционному рисованию мятой бумагой «Поле подсолнухов» для детей раннего возрастаДетский мастер-класс по нетрадиционному рисованию мятой бумагой «Поле подсолнухов» для детей раннего возраста Способ рисования мятой бумагой считается довольно новым и современным. С его помощью абсолютно любой ребенок сможет почувствовать себя настоящим.

Ко Дню головоломок на МAAM. Творческое использование и развитие популярных идей и их адаптация к работе с детьми с ОВЗКо Дню головоломок на МAAM. Творческое использование и развитие популярных идей и их адаптация к работе с детьми с ОВЗ Ко Дню головоломок на МААМ. Творческое использование и развитие популярных идей и их адаптация к работе с детьми с ОВЗ Головоломки – один.

Конспект НОД с использованием нетрадиционной техники рисования «печать мятой бумагой» на тему «Букет пионов» для детей с ОВЗКонспект НОД с использованием нетрадиционной техники рисования «печать мятой бумагой» на тему «Букет пионов» для детей с ОВЗ .

Консультация «Игры и игрушки для развития интеллекта и креативности ребенка» Часто детская игра, как и игра животного, выполняет функцию исследования окружающего. В процессе игры происходит освоение внешнего мира,.

Мастер-класс для младших школьников с ОВЗ «Развитие мелкой моторики рук при работе с разноцветными нитями»Мастер-класс для младших школьников с ОВЗ «Развитие мелкой моторики рук при работе с разноцветными нитями» Мастер-класс для детей с ОВЗ «Развитие мелкой моторики рук при работе с разноцветными нитями».Цель. Развитие речи у детей с ОВЗ с помощью.

Мастер-класс по работе с бумагой «Наш спутник — Луна»Мастер-класс по работе с бумагой «Наш спутник — Луна» Идея пришла мгновенно. Я постаралась ее реализовать также быстро. Представляю работу "Наш спутник - Луна" Вам понадобится: лист черного.

Рисование смятой бумагойРисование смятой бумагой Методическая разработка «Рисуем смятой бумагой»Смятая бумага это просто мусор, или она ещё для чего-то нужна? Оказывается на ней можно рисовать.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие креативности при работе с бумагой у детей с ТМНР (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Букаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие креативности при работе с бумагой у детей с ТМНР
Опубликовано: 19 апреля 2023 в 16:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД