Лучший педагог года

Развитие креативности дошкольника с ограниченными возможностям здоровья на занятиях изобразительной деятельностью

Любовь Костикова
Развитие креативности дошкольника с ограниченными возможностям здоровья на занятиях изобразительной деятельностью

Развитие креативности дошкольника с ограниченными возможностям здоровья на занятиях изобразительной деятельностью

Детство – пора удивительная и уникальная. По мнению множества педагогов и специалистов по психологии, как раз в детском возрасте происходит закладка базовой культуры личности человека. На современном рубеже одной из более весомых и актуальных задач в системе воспитания и образования в дошкольных организациях является формирование и развитие творческой личности. Одним из основных направлений развития ребенка является художественно – эстетическое, в которое входит образовательная часть «Художественное творчество». Это направление включает в себя как развитие детского творчества в продуктивных видах деятельности, так и приобщение ребят к искусству. Учитывая особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории ребят, педагоги используют в образовательном процессе формы и методы работы, соответствующие психолого-возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников. Наше образовательное учреждение посещают ребята с нарушениями речи, ЗПР. Построение образовательного процесса должно строиться на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. [3] Педагоги поддерживают положительные, доброжелательные от ношения ребят друг к другу; поощряют инициативу и самостоятельность ребят в любом виде деятельности. В результате ребята приобретают уверенность, становятся раскрепощенными в творчестве. Ведь жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, а это требует от человека не шаблонных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению проблем.

Публикация «Развитие креативности дошкольника с ограниченными возможностям здоровья на занятиях изобразительной деятельностью» размещена в разделах

Маленький ребенок, особенно с ограниченными возможностями здоровья, не обладает возможностью выразить в полной мере свои ощущения и чувства словами. речью ребенка становится рисунок. Поэтому важно предоставить ему свободу действий, богатый выбор изобразительных материалов и многообразие художественных техник.

В работе с ребятами среднего и старшего дошкольного возраста с ОВЗ мы используем различные формы организации изобразительной работы ребят :

• непосредственно образовательную деятельность (в соответствии с комплексно-тематическим планированием);

• индивидуальную работу (проводится с ребятами, слабо усвоившими материал, и с детьми, проявляющими особый интерес или одаренность в данном виде деятельности);

• самостоятельную художественную деятельность ребят (дидактические игры, рассматривание альбомов, работа в творческой мастерской с возможностью самостоятельного выбора художественного материала);

• взаимодействие с семьями воспитанников. Проводим консультации, собрания, семинары-практикумы, мастер-классы, организовываем их участие в художественных выставках. Устраиваем экскурсии в музеи, образовательные прогулки. Очень важным в нашей работе являются совместные с родителями домашние задания эстетической направленности, например, коллекционирование игрушек. Используем современные информационные технологии для проведения виртуальных экскурсий и посещений музеев.

• досуг и развлечения художественно-творческой направленности.

Чем насыщеннее по содержанию жизнь ребят, тем больший отклик она приносит в их творчество.

Знакомство ребят с нетрадиционными техниками рисования осуществляется поэтапно. На первом этапе ребятам сообщается информация о том, как называется данный вид техники, материал, и как им надо пользоваться, (информационно – рецептивный метод). Репродуктивный метод используется на втором этапе, когда ребенок не только усваивает знания о нетрадиционных техниках, но и упражняется в использовании всевозможных материалов во время образовательной деятельности с различной тематикой. Частично-поисковый и исследовательский методы применяются на третьем этапе, когда образовательная деятельность творческой тематики обеспечивает ребятам возможность включиться в поисковую деятельность, самостоятельно разрабатывать и реализовывать свои замыслы на основе полученных знаний. Тематика деятельности разнообразна : «Мое любимое дерево», «Зимняя сказка». Закономерно, что при выборе методов и приемов учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребят. [1]

В своей работе мы используем следующие нетрадиционные техники рисования:

• Рисование свечой (воском);

• Оттиск пробкой, поролоном, сырым картофелем, смятой бумагой;

Кляксография;

• Набрызг и рисование зубной щеткой;

• Рисование ладошками, пальчиками, ватными палочками;

• Граттаж;

• Рисование солью и песком;

• Раздувание красок с помощью соломинок;

• Рисование точками «Пуантилизм»;

• Монотипия;

• Рисование по мокрой бумаге;

• Витраж.

Демонстрируя новый материал, педагог предлагает ребятам в течении некоторого времени рассмотреть работы различной тематики, выполненные в данной технике. [2] Это прием усиливает эмоциональное восприятие ребенка, подводит к пониманию того, что при использовании именно этой техники достигается выразительность образов. Показ способов изображения осуществляется только при знакомстве с наиболее трудными техниками. Например, «граттаж» сначала знакомим дошкольников с возможностью использования нетрадиционных техник, для выполнения отдельных изображений, так для выполнения фонов для рисунков (например, «монотипия», «набрызг»). В самостоятельной художественной деятельности ребята чаще сочетают традиционные техники рисования с нетрадиционными, которые они используют как одно из средств выразительности. Во время проведения образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования педагог удовлетворяет потребность ребят в коммуникации, позволяет ребятам общаться друг с другом, обмениваться впечатлениями, так как радость от содержательного общения способствует обогащению их опыта, развитию творческих замыслов.

По результатам итого мониторинга можно сделать вывод:

• повысилась динамика показателей уровня развития художественно-творческих способностей;

• тематика детских рисунков стала наиболее разнообразной;

• работы ребят стали отличаться оригинальностью и выразительностью;

• ребята знают и умело используют нетрадиционные техники рисования, что свидетельствует о повышенном интересе к данному виду деятельности;

у ребят сформировались такие черты творческой личности, как целеустремленность, инициативность и самостоятельность.

В нашей совместной творческой деятельности нет слабых и сильных, умелых и неумелых, талантливых и одаренных – все мы, как можем, увлеченные самим процессом творчества, лепим, играем, рисуем и помогаем друг другу, а так же делимся впечатлениями и радуемся совместным удачам.

Творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу каждому. Креативный человек всегда чем то увлечен. Творчество – это прогресс в любой деятельности : даже когда выполняем повседневную работу – готовим еду, что то мастерим, общаемся с людьми, рисуем, играем, мы можем внести в это что то новое, необычное и неповторимое. Пока мы не знаем, чем придется заниматься во взрослой жизни нашим воспитанникам: строить дома, лечить или учить, главное для нас сейчас – сформировать отношение к любому делу с фантазией и любовью, вдохновением и задумкой. А это значит, что творчески развитый выпускник нашего дошкольного образовательного учреждения найдет соратников и друзей, будет иметь симпатии.

Литература

1. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2019[2]

2. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду». Мозаика-Синтез, 2019[1]

3. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество». М. 2020[3]

4. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2020

5. Субботина Л. «Развитие воображения у детей». -Ярославль, 2020

6. Утробина К. К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М. : «Издательство Гном и Д», 2019

7. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2019

Публикации по теме:

Развитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ТНРРазвитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ТНР Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ОВЗ»Одним из наиболее.

Уголок для ознакомления воспитанников 5–6 лет с искусством и изобразительной деятельностьюУголок для ознакомления воспитанников 5–6 лет с искусством и изобразительной деятельностью В этом году в нашем учреждении дошкольного образования проходил смотр-конкурс на лучший уголок для ознакомления с искусством и изобразительной.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностьюДидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью»Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью» Часть 2 «Садовые цветы». Программные задачи: подвести детей к понятию «садовые цветы» (их выращивает человек около дома, на улице, в.

Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью»Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью» Часть 5 Харитинин день18 октября. Харитина - вечная ткачиха начинала прядение. Программные задачи: расширять знания детей о Харитинином.

Фотоотчёт «Закрепление знания видов овощей во второй младшей группе на занятиях изобразительной деятельностью»Фотоотчёт «Закрепление знания видов овощей во второй младшей группе на занятиях изобразительной деятельностью» Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла:Картошку,Капусту,Морковку,Горох,Петрушку и свеклу. Ох. Вот овощи спор.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Занятия изобразительной деятельностью с детьми в рамках индивидуальной работыЗанятия изобразительной деятельностью с детьми в рамках индивидуальной работы Детство – начальный этап становления человеческой личности. Педагогический процесс занятиями творческой деятельности строится на основе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие креативности дошкольника с ограниченными возможностям здоровья на занятиях изобразительной деятельностью
Опубликовано: 2 марта 2023 в 12:57
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие креативности дошкольника с ограниченными возможностям здоровья на занятиях изобразительной деятельностью» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Костикова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД