МААМ-картинки

Развитие чувства ритма (на невербальном материале) в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры

Евгения Бувина
Развитие чувства ритма (на невербальном материале) в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры

В норме к 3-м годам слоговая структура слова нарушается редко, главным образом, в малознакомых словах. Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности.

Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались Агронович З. Е., Гвоздев А. Н., Левина Р. Е., Маркова А. К., Усанова О. Н. и др.

Публикация «Развитие чувства ритма (на невербальном материале) в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры» размещена в разделах

Но как показывает практика, предложенные ими системы коррекционной работы не всегда применяются логопедами в полном объеме.

Часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, как одной из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. Поэтому очень актуальной в настоящее время остается проблема оптимизации работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Для успешного формирования слоговой структуры слова необходим определенный уровень сформированности ее предпосылок, а именно: звукопроизносительной стороны речи, процессов фонематического восприятия, голоса, чувства ритма, лексико-грамматического строя речи, уравновешенности процессов возбуждения и торможения.

Ритмические реакции являются доминирующими на начальных этапах развития речи, а впоследствии и слоговой структуры. Тот факт, что уже лепетная речь является ритмически организованной и служит основой для дальнейшего усвоения ребенком слов различной слоговой трудности, дает возможность рассматривать чувство ритма как одну из предпосылок формирования слоговой структуры слова.

Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов и на пропуск других, является их сравнительная сила. Поэтому, ударный слог, как правило, сохраняется. Это особенно отчетливо сказывается на том, как сокращаются ребенком до одного слова двусложные и трехсложные слова.

Одно из требований красиво звучащей речи – правильная ритмико-слоговая структура слова.

Ритмико-слоговая структура слова – ритмическая последовательность ударных и безударных слогов в слове, расположенных в определенной последовательности и обладающих семантикой. Под овладением слоговой структурой слов следует понимать усвоение нужного адекватного количества слогов в слове. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова у ребёнка могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:

сокращение (пропуск) слога: «моток» - молоток;" пувица" – пуговица

опускание слогообразующей гласной: «пинино» - пианино;

увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных: «команата» - комната. («тырава» – трава)

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

перестановка слогов: «деворе» - дерево;

перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» - бегемот.

3. Искажение структуры отдельного слога:

сокращение стечения согласных: «тул» - стул;

вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон.

4. Уподобление слогов: «кококосы» - абрикосы.

5. Персеверации (циклическое повторение, настойчивое воспроизведение): «били…били…билитекарь» - библиотекарь.

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» - ананасы

7. Контаминации (смешение, слияние элементов слов): «в холодильнице» и т. д.

Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами:

- ударностью

- количеством слогов

- линейной последовательностью слогов

- моделью самого слога.

В коррекционной работе можно выделить два этапа:

Подготовительный этап – работа проводится на невербальном и вербальном материале.

Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. На данном этапе рекомендуется развивать концентрацию слухового внимания на материале неречевых звуков; работать над ритмом; формировать общую координацию движений под ритмическую музыку.

Коррекционный этап – работа ведётся на вербальном материале.

Цель – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слова. На данном этапе рекомендуется отрабатывать правильную артикуляцию гласных звуков; воспроизводить слоговые ряды; учить проговаривать слова разного слогового состава с учётом усложнения слоговой структуры по А. К. Марковой; упражнять в произношении фраз.

Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизации пассивного и активного словаря, по развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также – психических функций.

Начинать работу на слоговой структурой рекомендуется не со слов того типа, который нарушен у ребенка, а сначала со слов более простого слогового состава.

1 этап – работа над ритмом.

Ритмическая способность рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновременного условия реализации различных видов деятельности – речевой, интеллектуальной и др.

Кроме того, развитое чувство ритма помогает двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и чёткость речи.

В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком. Прежде чем начинать работу над словами, необходимо научить ребенка хлопать тихо и громко, хлопать один раз и много раз. Когда данные задания будут выполняться достаточно четко, можно перейти к произношению с одновременным прохлопыванием звукосочетаний разного ритма, состоящих из одинаковых повторяющихся слогов (например: папА, пАпа, гагА, гАга и т. п. ; пАпапа, папАпа, папапА и т. п.). Только после того как будут отработаны звукосочетания разных ритмов со звуками раннего онтогенеза, можно перейти к работе над словом. Если на каком-либо этапе ребенок не может самостоятельно прохлопать слово или звукосочетание, нужно взять его ладони в свои руки и прохлопать, проговаривая, вместе с ним.

Примеры упражнений:

• выложить определенное количество фигур, д/и «Кружочки» — Выложи перед собой столько кружочков, сколько раз я хлопну».

• или наоборот: «Хлопни столько раз, сколько кружочков лежит перед тобой».

• отстучать ритм, д/и «Хлопки», «Морзянка», «Разговор с дятлом». Послушай внимательно и хлопни так же, как я»

• показать/назвать количество хлопков, д/и «Циферка» — «Покажи ту цифру, сколько раз я хлопнула».

• или наоборот: «Хлопни столько раз, какую цифру я тебе покажу».

• «Отхлопай ритм по рисунку».

2. На уровне гласных звуков:

Примеры упражнений:

• Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике

• Произнеси звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши

• Пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, записи буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО

• Те же задания с выделением ударного звука: А УА, А У А, АУ А

Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

• Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; А АА; А А А; АА А.

3. На уровне слогов:

Примеры упражнений:

• Повторить цепочку слогов:

• с одинаковыми звуками: д/и «Мастерим домик» (тук-тук-ТУК, «Поезд едет» (чух-ЧУХ-чух) и т. д.

• с одинаковыми согласными, но разными гласными звуками: д/и «Лепим комок» (па-по-пу-пы, «Катаем снежную бабу» (ба-бо-бу-бы) и т. д.

• с одинаковыми гласными, но разными согласными: «Телеграфисты» (та-да-та-да) и т. д.

• с разными звуками: д/и «Запомни и повтори» (запомнить и повторить цепочку из 3-4 слогов сначала простых, потом со стечением согласных: на-ту-до, пта – кто — кну) и т. д.

4. На уровне слов:

Примеры упражнений:

• знакомство детей с «короткими» и «длинными» словами.

• отхлопать (простучать, прошагать и т. д.) слова по слогам:

(д/и «Разложи по полочкам», «Едем в гости», «Найди домик» ,д/и «Собери поезд» — к паровозу с цифрами 1,2, 3 цепляем вагоны, на которых слова одно-, двух- и трехсложные. К этим словам можно подобрать картинки. А для начинающих читать, там каждое последующее слово начинается с последней буквы предыдущего. Собери поезд по слогам и буквам.

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры словДидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Игровые упражнения для развития слоговой структуры словаИгровые упражнения для развития слоговой структуры слова В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется категория детей с общим недоразвитием.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом»Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы»Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры»Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии" (для конкурса по обмену.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие чувства ритма (на невербальном материале) в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Евгения Бувина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие чувства ритма (на невербальном материале) в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры
Опубликовано: 19 апреля 2023 в 17:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД