МААМ-картинки

Ранняя профориентация дошкольников. Консультация для педагогов ДОУ

Вяхирева Анна Михайловна
Ранняя профориентация дошкольников. Консультация для педагогов ДОУ

Ранняя профориентация дошкольников ДОУ

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

Публикация «Ранняя профориентация дошкольников, Консультация для педагогов ДОУ» размещена в разделах

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

В дошкольной образовательной организации осуществление ранее профессиональной ориентации носит характер информации (знакомство с разнообразием мира профессий). Идет развитие конкретно-наглядных представлений о профессиях. Это начинается в возрасте двух – трех лет и длится до десяти – двенадцати лет.

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.

Первым профориентатором дошкольника выступает игра. Через ведущую и известную ребенку форму происходит знакомство ребенка с профессиональной деятельностью, примеривание на себя разных профессиональных ролей.

Играя, ребенок – дошкольник может повторить то, что происходит вокруг него в окружающем мире. Подражательность взрослой деятельности свойственна многим детским играм. Для ребенка игра является тем же, что и работа для взрослого человека. Поэтому важно понять то, что как будет играть ребенок, так впоследствии он будет относиться и к работе. Неслучайно, многие детские игры отображают действия, которые производят люди разнообразных профессий.

Еще одной формой приобщения к миру профессий является исследовательская деятельность. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут проводить маленькие исследования - опыты по установлению определенных связей или отношений между объектами, что способствует развитию определенного трудового навыка, мотивации дошкольников к исследуемым объектам труда.

При знакомстве с разнообразием мира профессий учитывается и принцип интеграции. Сложность в осуществлении профессиональной ориентации с дошкольниками проявляется в том, что не со всякими профессиями можно ребенка ознакомить, так как некоторые просто нельзя показать или объяснить. В этом случае помощь могут оказывать информационно – коммуникационные технологии. Они позволяют создать в рамках дошкольного образовательного учреждения различные модели, связанные с профессиональными ситуациями, которые недоступны для понимания дошкольника. На помощь приходят тематические словари, наглядные пособия, рассказы, стихи и сказки.

В практике с дошкольниками по ранней профориентации педагоги используют разнообразные методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них:

Наглядные (живые образы, к которым относятся:

- экскурсии

- наблюдения

- дидактические пособия

- рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.

-просмотр видеозаписей

Словесные, которые включают:

- художественное слово

- рассказ воспитателя

- беседы

-малые фольклорные формы

- проблемные ситуации

-высказывания и сообщения

Практические – это:

- трудовые поручения

-обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

- игровые обучающие ситуации

- сюжетно-ролевые игры

Игровые, к которым относятся:

- дидактические игры

- игровые упражнения

- игры с правилами

- словесные игры

- игры-воображения

- игры-шутки

- сюжетно-ролевые игры

- сюрпризные моменты

Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской деятельности.

Это:

- показ

- объяснение

- обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

- обсуждение труда и его результатов

- оценка

Работа с родителями: Совершенно очевидно, что работа педагогов детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей пропаганды среди родителей. Моя задача донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с их трудом – это фактор огромного воспитывающего значения; что ребенок, зная, чем заняты отец и мать на производстве, проникается к ним особым уважением; что вместе с этим возвышается и их авторитет в глазах растущего человека. Воспитательный эффект труда повышается, если ребенок проявляет интерес к нему.

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе организованной образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.

Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по 3 направлениям:

- приближение детей к труду взрослых;

- приближение труда взрослых к детям;

- совместная деятельность детей и взрослых.

I. Приближение детей к труду взрослых. Это, когда педагог знакомит детей с профессией как на занятии, так и вне: рассказывает о труде взрослых с показом иллюстраций: что за профессия, где работает (о месте работы), во что одет, что нужно для работы, какими чертами должен обладать и т. п. А также, можно организовать в детском саду встречу с интересными людьми какой-то профессии. С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии.

II. Приближение труда взрослых к детям. Это организованные экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий- на работе (предприятии, учреждении). Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых, способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?»

III. Совместная деятельность взрослого и реб нка. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.

Цель ранней профориентации – сформировать у ребёнка эмоциональное отношение к профессиональному миру.

Выделяют следующие задачи профориентации детей дошкольного возраста :

- привить любовь к трудовым усилиям;

- сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности;

- ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями.

Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщенные задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы – представлены на слайдах.

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Задачи работы:

-формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

-обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся.

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Задачи работы:

-формировать первичные представления о мотивах труда людей;

-формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;

-учить сравнивать профессии;

-учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;

-знакомить с наиболее распространенными видами профессиональной деятельности.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Задачи работы с детьми 5-7 лет:

-расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

-расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

-формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

-систематизировать знания о труде людей в разное время года;

-расширять и систематизировать представления о современных профессиях.

Слайд про задачи младшего дошкольного возраста - Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач, актуальных, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы.

Слайд про задачи среднего дошкольного возраста - Содержание современного дошкольного образования лежит в сфере субъектного опыта ребенка. Образовательная деятельность должна включать в себя рациональный и эмоционально – чувственный опыт. Задачей взрослого становится оказание помощи ребенку по осознанию этого опыта, обобщению его и фиксацией в обобщенном виде с помощью игровых моделей.

Слайд про задачи младшего старшего дошкольного возраста - Для того, чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей и его результатах, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.

Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.

Прикреплённые файлы:

proforientacija_ooffk.pptx | 1860,34 Кб
 
Публикации по теме:

Ранняя профориентация дошкольников Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется по трем направлениям: Работа с воспитанниками. Сотрудничество с семьями воспитанников.

Консультация для педагогов «Квиллинг для дошкольников»Консультация для педагогов «Квиллинг для дошкольников» «Квиллинг» у дошкольников. Квиллинг – это интересная техника бумагокручения. Благодаря этому необычному искусству, можно создавать великолепные.

Консультация для педагогов ДОУ «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить.

Дидактическая кукла Ксюша. Ранняя профориентацияДидактическая кукла Ксюша. Ранняя профориентация Дидактическая кукла Ксюша. Ранняя профориентация. Кукла – это уменьшенная копия человека. Эти маленькие фигурки – не только для развлечения,.

Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников»Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников» К Международному дню сказок на Маам. Цель: создание условий для повышения психологической компетентности родителей и педагогов. В наш компьютерный.

Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду»Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду» Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива нашего детского сада. Наша задача: в доступной форме дать детям.

Ранняя профориентация с детьми дошкольного возрастаРанняя профориентация с детьми дошкольного возраста 12 января 2018 года в г. Саранск на площадке бизнес-центра "ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА" прошел республиканский фестиваль "Проектирование креативного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ранняя профориентация дошкольников. Консультация для педагогов ДОУ
Опубликовано: 10 декабря 2023 в 13:37
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД