Получи документы

Рабочая программа воспитателя «Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО»

Хатанзей Татьяна
Рабочая программа воспитателя «Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4»

ПРИНЯТО

педагогическим советом учреждения,

протокол от. 20 г. № УТВЕРЖДЕНО

Заведующим МБДОУ №4 с. Краснощелья

___

«» _ 20 г. Приказ №

(дата, подпись, номер приказа

Рабочая программа воспитателя

Публикация «Рабочая программа воспитателя „Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО“» размещена в разделах

"Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО"

Знакомим дошкольников с родным краем

Для детей от 1.5 до 3 лет

Подготовила воспитатель Хатанзей Татьяна Алексеевна

Краснощелье 2017

Содержание

№ Оглавление

1 Пояснительная записка

2 Содержание программы

2.1 Блок 1. Мое село Краснощелье

2. 2 Блок 2. Мои друзья – северяне

2.3 Блок 3. Богатство родного края

2.4 Блок 4. Декоративно-прикладное искусство

2.5 Блок 5. Северные мотивы

2.6 Приложения

Приложение 1. Интеграция содержание работы по ознакомлению с родным краем с содержанием образовательных областей

Приложение 2 Перспективное планирование на год.

Приложение 3 Программно-методическое обеспечение

1. Пояснительная записка

Понимание «родной край» у дошкольника тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одно из важных и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Для решения этих задач необходимо дать детям представления о родном крае, его истории, культуре, традициях народа, населяющего его.

Для реализации данного направления нами была разработана программа «Знакомим дошкольников с родным краем». Идея разработки программы возникла, исходя из необходимости включения регионального компонента в единый образовательный процесс. Региональный компонент – это часть образовательной программы, формируемая дошкольным учреждением самостоятельно. В настоящее время знакомство дошкольников с родным краем носит бессистемный или эпизодический характер, не определено содержание, не сформулированы критерии оценки качества образования по данному разделу.

Актуальность программы «Знакомим дошкольников с родным краем» заключается в:

• выделении основных направлений работы по ознакомлению дошкольников с родным краем;

• определении содержания (задач обучения) и объема материала.

разработке Модели интеграции содержания вариативной и основной частей Образовательной программы;

• подготовке методических рекомендаций для организации работы по ознакомлению детей 1.5-3 лет с родным краем.

При разработке программы мы опирались на следующие нормативные и программно-методические материалы :

Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами Федерального уровня:

Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 ФЗ

Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка

организации и осуществления образовательной деятельности по основным

общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного

образования»

СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию

и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального

Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО);

Устав ДОУ

Образовательная программа ДОУ

Программа базируется на принципах:

• - принцип развивающего обучения;

• - принцип научной обоснованности и практической применимости;

• - принцип полноты, необходимости и достаточности;

• - принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• - принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.

Программа «Знакомим дошкольников с родным краем» включает в себя несколько блоков:

1. Мое село Краснощелье.

2. Мои друзья – северяне.

3. Богатство родного края.

4. Декоративно-прикладное искусство.

5. Северные мотивы.

Содержание всех блоков рассматривается в каждой возрастной группе, изменяется только объем материала и формы организации образовательной деятельности. В младшей группе мы только начинаем знакомить детей с художественной литературой народов севера, с народным творчеством – загадками, небольшими сказками и стихотворениями, Даем детям представления о селе, в котором они живут. знакомим детей с коренными народами Севера, животным и растительным миром.

Таким образом, мировоззрение детей, обогащённое новыми знаниями и представлениями, меняется и наполняется значимыми для формирования личности ребёнка понятиями и выводами.

Структура программы «Знакомим дошкольников с родным краем» :

пояснительная записка: принципы, цели, задачи, требования к освоению программы по каждому разделу.

• календарно-тематическое планирование.

приложения: список художественной литературы, перечень национальных игр, орнаментов.

Особенности организации работы

Реализация программы «Знакомим дошкольников с родным краем» осуществляется в процессе:

образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности;

образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

• самостоятельной деятельности детей;

• совместной образовательной деятельности с семьей.

Содержание программы реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтения.

В младшей группе предполагается использование различных форм организации образовательной деятельности : игры-путешествия, беседы, чтение, слушание, рассматривание, наблюдения, экскурсии, ролевые игры, развлечения и др. Ежедневно проводятся наблюдения в живой и неживой природе, беседы о родном крае; дошкольники знакомятся с произведениями писателей Крайнего севера.

Образовательная деятельность по освоению регионального компонента осуществляется в соответствии с Учебным планом ДОУ на учебный год в период с 1 сентября по 31 мая. В летний период и во время зимних каникул организуется совместная и самостоятельная деятельность детей физической, игровой и художественно-эстетической направленности.

Календарное планирование образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем осуществляется в соответствии с Моделью образовательного процесса Образовательной программы ДОУ на учебный год, включая календарь праздников. Примерная тематика образовательной деятельности представлена в Перспективном плане (приложение 2).

Условия реализации программы «Знакомим дошкольников с родным краем»

Для эффективности реализации материала по ознакомлению с родным краем в дошкольном учреждении должны быть созданы необходимые условия.

Тематические мини-музеи: «Игрушка-забава», «На лесной опушке», «Национальная игрушка», «По следам северного оленя»

• Подготовлен материал для оперативного развертывания тематических выставок – детские работы, образцы декоративно-прикладного искусства и др.

• Библиотека литературных и фольклорных произведений народов Севера.

• Фонотека национальных мотивов народов Севера.

• Атрибуты и спортивное оборудование для организации подвижных игр, физкультурных развлечений и спортивных праздников.

• Альбомы (фотоальбомы) : «Моя семья», «Мое Краснощелье», «Растительный и животный мир родного края», «На реке Поной» и другие.

Содержание программы

Блок 1. Мое село Краснощелье

Содержание первого блока направлено на формирование у детей представлений о селе, как части России, о своей семье, как части села. В ходе работы знакомим детей с улицами села, с предприятиями, рекой Поной., знакомимся с семьями воспитанников. (как зовут. кем и где работают). Закрепляем и расширяем представления о том, какие административные здания и культурно-исторические памятники находятся в родном селе.

Годовые задачи обучения (1.5-3 года)

Дать детям представления о селе, в котором живут. Познакомить дошкольников с названием родного села, Побуждать детей рассказывать о том, где они гуляли (в лесу, в огороде, у речки, о своей семье.

К концу первого года обучения дети:

• имеют представление о селе, в котором живут;

• знают название родного села;

• могут рассказать о том, где они гуляли (в лесу, в огороде, у речки, о своей семье

Блок 2. Мои друзья – северяне

Второй блок включает в себя работу по ознакомлению дошкольников с коренными народами Севера, их занятиями, традициями, обычаями, бытом и играми.

Годовые задачи обучения (1.5-3 года)

Знакомить детей с коренными народами Севера. Дать элементарные знания о жизни и основных занятиях этих народов. Воспитывать чувство дружбы.

Труд людей. Воспитывать интерес к жизни и деятельности взрослых. Формировать положительное отношение к труду. Воспитывать желание принимать участие в посильном труде. Знакомить с трудом работников ДОУ (медсестра, повар, воспитатель и т. д., с профессиями врача, продавца, оленевода и т. д.

Обогащать представления детей о трудовых операциях и результатах труда.

Движения и игры. Развивать интерес к различным видам игр. Познакомить детей с национальными играми и движениями. Помогать детям объединяться для игры в группы. Приучать соблюдать в ходе игры элементарные правила.

К концу первого года обучения дети:

• имеют представление о коренных народах Севера;

• имеют представление о жизни и основных занятиях этих народов;

• имеют представление о профессиях сотрудников ДОУ;

• знают элементарные движения и национальные игры народов Севера.

Блок 3. Богатство родного края

Содержание третьего блока направлено на воспитание экологической культуры дошкольников. Формируется представления детей о флоре и фауне родного края, о сезонных изменениях в природе.

Годовые задачи обучения (1.5-3 года)

Животный мир Севера. Дать детям элементарные представления об особенностях животного мира родного края. Расширять представления детей о диких животных родного края (медведь, белка, заяц, лиса, птицах (воробей, ворона, насекомых (божья коровка, кузнечик, бабочка).

Растительный мир Севера. Дать детям элементарные представления об особенностях растительного мира родного края. Познакомить детей с названиями некоторых растений: деревьями (береза, ель); травянистыми растениями (подорожник, одуванчик).

Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и свет. Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе. Знакомить с правилами поведения в природе. Научить выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.

К концу первого года обучения дети:

• имеют представление об особенностях животного и растительного мира родного края;

• умеют выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.

Блок 4. Декоративно-прикладное искусство

На этом этапе работы необходимо познакомить детей с разными видами изобразительного искусства, которое традиционно среди коренного населения: Познакомить с народными мастерами республики и их изделиями из бисера, меха, кости. Дать понятие о том, что в изделиях народного прикладного искусства находят отражение объекты живой, неживой природы.

Годовые задачи обучения (1.5-3 года)

Изобразительное искусство. Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие. Вызывать эмоциональный отклик на произведения искусства. Готовить детей к восприятию произведений искусства.

Подводить к различению видов искусства через художественные образы. Развивать интерес к произведениям народного и профессионального искусства.

Народно-прикладное искусство. Знакомить детей с элементарными орнаментами: линейный, растительный побежок, орнамент в виде солнца, ломанных линий.

К концу первого года обучения дети:

• умеют рассматривать произведения искусства;

• имеют представление о разнообразии северных орнаментов.

Блок 5. Северные мотивы

Пятый блок включает работу по формированию у детей целостного восприятия мира через национальные музыкально-стилистические и художественные традиции на примере лучших образцов музыкального и литературного творчества для детей.

Годовые задачи обучения (1.5-3 года)

Познакомить с художественной литературой народов Севера, с народным творчеством. Помочь детям понять смысл сказок.

Учить разыгрывать небольшие отрывки из знакомых сказок.

Учить эмоционально воспринимать музыкальные сочинения народов севера. Формировать умение узнавать знакомые песни.

Учить выполнять движения, характерные для танцев народов севера.

К концу первого года обучения дети:

• умеют внимательно слушать художественные произведения;

• умеют разыгрывать небольшие отрывки из знакомых сказок;

• умеют выполнять движения, характерные для животных и птиц Севера.

Приложение 1

Интеграция содержания работы по ознакомлению с родным краем

с содержанием образовательных областей Блок Образовательные

области Задачи

Мое село Краснощелье Познание Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Социализация Формирование гендерной,

семейной, гражданской

принадлежности, патриотических

чувств

Коммуникация Развитие свободного общения

со взрослыми и детьми

Чтение худ. литературы Формирование целостной

картины мира, в том числе

первичных ценностных

представлений

Мои друзья – северяне Физическая культура Накопление и обогащение двигательного опыта детей. Развитие физических качеств в процессе знакомства с народными играми

Социализация Формирование гендерной, семейной, принадлежности, патриотических чувств. Развитие игровой деятельности детей

Познание Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Художественное

творчество Формирование эстетического интереса к эстетической стороне окружающей действительности

Чтение худ.

литературы Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений

Богатство родного края Социализация Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств. Развитие игровой деятельности детей

Труд Формирование первичных представлений о труде взрослых, ценностного отношения к труду людей и его результатам

Безопасность Формирование предпосылок экологического сознания. Формирование представлений об опасных ситуациях и способах поведения в них

Познание Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Чтение худ.

литературы Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений

Художественное

творчество Формирование эстетического интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении

Труд Воспитание ценностного отношения к своему труду, труду других людей и его результатам

Приложение 2

Перспективный план по национально – региональному компоненту

Цели: Формирование у детей знаний о родном крае, о его флоре и фауне, о достопримечательностях нашего села, знакомство с традициями, праздниками, бытом нашего народа.

Месяц Формы работы с детьми и родителями Цели

Сентябрь 1. Беседа «Мой край родной».

2. Экскурсии по селу: «Улицы села», «Транспорт нашего села», «Вот моя деревня, вот мой дом родной» Предложить родителям создать альбомы «Наша малая родина». «Моя семья» Воспитывать любовь к родному краю, месту, где ты родился. Учить называть село, в котором живут дети, знакомить с его достопримечательностями.

Октябрь 1. Знакомство с растительным миром родного края.

2. Изготовление и рассматривание гербария.

3. Выставка совместных работ из природного материала «Осень золотая». Развивать у детей интерес к родной природе, её красоте. Сформировать у детей представление об осени как времени года, сделать акцент на красоте и разнообразии родной природы.

Ноябрь 1. Беседа «Кто живет в родном лесу?»

2. Знакомство с подвижными играми «Важенка и оленята««Куропатки и охотники».

3. Совместно с родителями пополнить национально-региональный центр различными поделками, фотографиями, атрибутами. Дать детям представление о животных и птицах, населяющих леса родного края, об их повадках. Знакомить детей с народными играми Севера.

Декабрь 1. Беседа «Кто живет в чуме?»

2. Создание альбома: «Быт и культура народов Севера».

3. Совместно с родителями спортивный досуг: «В гости к олененку» Познакомить детей с коренным народоми Севера – коми. ненцами, саами, с устройством жилища – чум, с бытовыми предметами. Развивать двигательные умения и навыки

Январь 1. Познакомить детей с национальной верхней одеждой-

2. Декоративное рисование : «Украшение малицы».

4. Предложить родителям разучить с детьми одну ненецкую пословицу или поговорку. Знакомить детей с видами рукоделий, воспитывать любовь к народам родного края. Развивать интерес к изделиям декоративно-прикладного искусства и устному народному творчеству.

Февраль 1. Знакомство с национальными народными инструментами.

2. Прослушивание саамских и коми народных мелодии, произвольные танцы.

3. Просмотр мультипликационного фильма «Северная сказка» по мотивам сказки «Кукушка».

4. Конкурс рисунков по народным сказкам народов Севера.

Продолжать знакомить детей с народным бытом коренных жителей, с их творчеством, воспитывать уважительное отношение к национальным традициям.

Март 1. Ловля рыбы – один из главных промыслов коренных жителей.

2. Знакомство с многообразием рыбного мира.

3. Знакомство с подвижной игрой «Рыбаки и рыбки».

4. Изготовление альбома: «Традиционные промыслы». Познакомить детей с профессией рыбака, с различными видами рыб, продолжать развивать интерес детей к народным играм.

Апрель 1. Оленеводство - один из основных промыслов севера.

2. Развлечение: «Народные гуляния в день оленевода» с использованием подвижных игр:

народов севера.

3. Презентация: «Достойный труд оленевода».

4. Продолжать знакомить с песенным творчеством пение: «Пыжик»

Познакомить детей с профессией оленевода, с новыми словами – нарты, снегоступы, Праздик оленеводов, пыжик дать представление о том, как должен проходить праздник оленевода на примере использования подвижных игр.

Май 1. Улицы нашего села. Презентация.

2. Конструирование «Улица села».

3. Экскурсия по улицам, на которой находится наш детский сад, почта, библиотека, музей.

Дать понятие о том, что каждая улица села имеет своё название, дать понятие «адрес». Побуждать интерес к конструированию, знакомить с названием своей улицы.

Приложение 3

Используемая литература:

1. Суляндзига Р. В., Кудряшова Д. А., Суляндзига П. В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М., 2003. Материалы альманаха «Мир коренных народов - Живая Арктика»

2. Большаков Н. П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем. - Мурманск: Кн. изд-во, 2005.-416 с. (8) л. илл.

3. Воронова О. Чахкли. Стихи// О. Воронова, Мурманск: Кн. изд-во, 1989.- 24

4. Декоративно-прикладное искусство Кольских саамов. - Мурманск, 1985. - С. 1-8.

5. Полярная энциклопедия школьника. Арктика - мой дом: Народы Севера Земли. – Мурманск: Кн. изд-во, 2001. - С. 155-158.

6. Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки. – Мурманск: Кн. изд-во, 1990.

7. Ушаков И. Ф., Киселёв А. А. История родного края: Мурманская область. Уч. пособие/ И. Ф. Ушаков, А. А. Киселёв. – Мурманск: Кн. изд-во, 1984.-С. : 3-16.

8. Интернет источники https://ru.wikipedia.org, https://traditio-ru.org/, https://lovozero.net/,https://www.endlessplanet.org/

9. Шорыгина Т. А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008

10. Приключения Морошки. Стихи, рассказы, сказки. // Под ред. А. Кердан, В. Блинов. Екатеринбург, Сократ, 2002.

11. Сказки народов Севера. //Составитель В. В. Винокурова, Ю. А. Сем. – Л., Просвещение, 1991.

12. Мультфильмы и аудио сказки по теме.

Публикации по теме:

Мини–музей тряпичной куклы «Берегиня». Региональный компонент в системе работы педагога ДОУМини–музей тряпичной куклы «Берегиня». Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ В рамках реализации регионального компонента мною, был разработан проект «Народная кукла» и создание мини музея тряпичной куклы «Берегиня»,.

НОД по познанию в средней группе «Птицы Удмуртии» региональный компонент НОД по познанию в средней группе «Птицы Удмуртии» (региональный компонент)[/b] Цели: •Расширение кругозора и представления об окружающем.

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» подготовительная группа 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является компонентом содержательного.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей группы Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной образовательной.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Содержание раздела «Речевое развитие» 1 Пояснительная записка 2 Тематический план 3 Требования к результатам освоения рабочей программы.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Рабочая программа в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы» Рабочая программа 2 группы раннего возраста на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность» Пояснительная записка • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит.

Региональный компонент. Тематическая неделя «Родной мой край Урал»Региональный компонент. Тематическая неделя «Родной мой край Урал» Цель: продолжение знакомства с родным краем, жизнью уральского писателя и приобщение детей старшего дошкольного возраста к творчеству.

Сценарий окружного конкурса «Воспитатель года — 2019» региональный компонент Звучат фанфары. Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги и дорогие гости! Давайте поприветствуем друг друга на самом творческом мероприятии,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа воспитателя «Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО»
Опубликовано: 8 января 2020 в 15:37
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД