Лучший педагог года

Рабочая программа по развитию речи детей 3–4 лет

Марина Клемина
Рабочая программа по развитию речи детей 3–4 лет

Пояснительная записка

подготовила воспитатели: Попова Н. А., Клемина М. А.

В 2015 – 2016 уч. г. во второй младшей группе № 1 будет проводиться курс «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» в рамках Образовательной системы «Детский сад 2100». Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова). Программа рассчитана на детей 3- 4 лет с учетом возрастных особенностей. Обучение строится на основе пособия «По дороге к азбуке», («Лесные истории»,авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова). Дополнительно будут использоваться:

Публикация «Рабочая программа по развитию речи детей 3–4 лет» размещена в разделах

-Обучающие настольно-печатные игры

-Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;

-Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;

Программа рассчитана на 35 периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в год (1 раз в неделю, в том числе и в нерегламентированной деятельности (прогулки с целью наблюдения, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, используется интегрирование других областей, как на занятиях, так и в индивидуальной работе. Задания на развитие речи детей выборочно включаются в содержание других ПНОД. С целью закрепления полученных знаний часть заданий вынесены в режимные моменты.

Основной целью данной программы является развитие у детей 3-4 лет познавательной речевой активности.

Данная цель определяет задачи курса:

1) Расширение и уточнение словаря;

2) Совершенствования грамматического строя речи;

3) Развитие связной монологической речи;

4) Привлечение внимания детей к собственной речи;

5) Знакомство со звуками, введение элементов звукового анализа;

6) Развитие речевого аппарата.

Возрастные особенности:

Для этого возраста характерно стремление к подражанию (в том числе звукоподражанию, к освоению образцов чужой речи; интенсивное пополнение словаря, способность слышать и понимать вопросы взрослого и отвечать на них.. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи : значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

В то же время ребенок еще не готов к вступлению в полноценную коммуникацию, к диалогу с собеседником; освоение грамматического строя собственной речи только начинается.

Основные направления работы :

1) привлечение внимания детей к собственной речи и речи окружающих;

2) развитие речевого аппарата;

3) расширение словаря;

4) развитие грамматического строя речи;

5) развитие связной речи;

6) знакомство со звуками

Содержание курса:

1) Расширение и уточнение словаря:

-введение в активный словарь новых слов и понятий;

-реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций;

-развитие внимания к развитию слова, установление связей между звуковой и смысловой сторонами слова.

2) Развитие грамматического строя речи :

-формирование навыка согласования слов в словосочетании;

-формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом («Назови ласково», форма числа имен существительных («Скажи со словом много»);

-развитие умения употреблять предлоги в речи;

-развитие умения конструировать предложения.

3) Работа над звуковой культурой речи :

-развитие артикуляционного аппарата;

-знакомство со звуками русского языка;

-развитие умения узнавать звуки в звуковом ряду, в слове; слышать повторяющиеся согласные звуки.

4) Развитие связной речи :

-рассказывание о предмете;

-рассказывание о себе по вопросам педагога;

-рассказывание по сюжетным картинкам, по серии картинок совместно с воспитателем и другими детьми

Данная рабочая программа предполагает решение новых образовательных задач путем использования современных образовательных технологий. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыки, художественного чтения, физической культуры, безопасности.

В основе организации обучения лежит проблемно- диалогическая технология. Новые знания открываются с помощью педагога путем анализа, синтеза, сравнения классификации, аналогии, обобщения. Для каждого ПННОД предлагается набор заданий разного уровня сложности. При этом используется один из принципов Образовательной системы «Школа 2100»- принцип минимакса.

Принцип минимакса позволяет учитывать индивидуальные возможности детей.

Программа позволяет снизить объем интеллектуальной, эмоциональной и нервной нагрузки на детей, т. к. большинство занятий носит интегрированный характер.

Программа учитывает здоровьесберегающие технологии, что позволяет сохранять здоровье детей.

Возрастные особенности детей 3-4 лет определили игровой характер содержания и его вариативность

Содержание НОД:

Для правильного произношение звуков проводится артикуляционная гимнастика, она представляет собой комплекс упражнений, которые готовят речевой аппарат ребенка к правильному произношению. Артикуляционная гимнастика сочетается с дыхательными упражнениями и мимическим массажем.

Происходит знакомство детей со звуковой культурой родного языка. Дети приобретают представление о звуках, способе и месте их образования, начинают узнавать эти звуки в звуковом ряду, в отдельных словах.

Развитие речи в младшем дошкольном возрасте напрямую зависит от развития мелкой моторики руки ребенка, для чего в ПННОД используются специальные упражнения и пальчиковые игры. Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне эмоционального переживания, контакта. Они способствуют также и развитию речи детей.

Наряду с развитием мелкой моторики уделяется внимание развитию тактильной чувствительности, что помогает детям приобретать способность сравнивать предметы по качеству. Словесное обозначение качества предметов расширяет активный и пассивный словарь ребенка.

Дети принимают участие в составлении рассказа по сюжетным картинкам, раскрашивают их и дорисовывают отдельные фрагменты.

Для повышения качества усвоения материала на занятиях используются мягкие игрушки – Ежик и Лисенок

Содержание каждого НОД имеет следующую структуру:

Структура НОД:

1)Лексическая работа

2)Звуковая работа

3)Работа с рисунком, с раздаточным материалом

4)Артикуляционная разминка

5)Пальчиковые игры

Работа с детьми данного возраста строится на основе свойственного им наглядно-действенного типа мышления и ориентирована на формирование нового типа мышления- наглядно-образного. При этом на в ПНОД используются как фронтальный метод, так и работа в группах, и индивидуально.

В связи с тем, что в программе по развитию речи недостаточно определены часы на составление рассказов по картинам и использование пальчиковых игр, вынести работу по составлению рассказов по сюжетным картинкам в виде интеграции, как часть других занятий и в нерегламентированной деятельности.

Диагностические исследования проводятся в конце года.

Целевые ориентиры:

Дети должны уметь:

Сформированность грамматического строя речи :

1. Согласовывать слова в словосочетаниях

2. Употреблять в речи предлоги : в, на, за, под, около.

3. Узнавать и правильно произносить гласные и согласные звуки.

4. Образовывать существительные во множественном числе.

Формирование словаря:

1Реализовывать новые слова и понятия в речи

2. Пользоваться словарем обобщений.

3. Использовать в речи словарь признаков (по цвету, по размеру ит. д.)

4. Отвечать на вопросы взрослого.

5. Рассказывать по картине совместно с воспитателем.

Публикации по теме:

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет. 3 часть содержательного раздела 2 раздел1. Тема «Над-под» Задачи: Сенсорное развитие. Развитие пространственных, временных и квазипространственных представлений. Ход Упражнение.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни. Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Рабочая программа по дополнительному образованию детей 4–5 лет. Кружок по квиллингу «Умелые ручки» Пояснительная записка Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Литературная гостиная» для детей в возрасте 5–7 лет 2 часть 2. Содержательный отдел2.1. Образовательная деятельность. Учебно-тематический план 1 год обученияТворческое рассказывание. «Интервью у.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный мир Оригами» для детей в возрасте 5–7 лет Рабочая программа по дополнительному образованию "Волшебный мир Оригами" для детей в возрасте 5-7 лет 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Библиотека изображений:

Публикация Рабочая программа по развитию речи детей 3–4 лет (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Клемина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Рабочая программа по развитию речи детей 3–4 лет
Опубликовано: 21 марта 2020 в 15:58
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД