Получи документы

Рабочая программа группы компенсируюшей направленности «Особый ребёнок»

Ирина Юнеман
Рабочая программа группы компенсируюшей направленности «Особый ребёнок»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ «ОСОБЫЙ РЕБЁНОК»

Возрастная категория детей, группа: Разновозрастная группа «Капелька»

Учебный год: 2019- – 2020

Составитель:

Воспитатель: Юнеман И. Г

I Пояснительная записка

Рабочая программа «Особый ребёнок» разработана в соответствии с образовательной адаптированной программой для детей с интеллектуальными нарушениями, для детей с РАС, для детей с ЗПР МКДОУ детского сада комбинированного вида № 489 для группы компенсирующей направленности, которую посещают дети 5,6,7,8 лет.

Публикация «Рабочая программа группы компенсируюшей направленности „Особый ребёнок“» размещена в разделах

Рабочая Программа обеспечивает разностороннее развитие детей с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями и детей с РАС в возрасте от 4 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям. (ФГОС ДО).

Программа определяет содержание и организацию коррекционно- развивающей работы в группе для детей задержкой психического развития и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, обеспечение помощи семьям в воспитании детей с задержкой психического развития дошкольного возраста, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции отклонений в развитии.

Целью рабочей программы воспитателя группы «Особый ребёнок» является:

Создание положительного настроения у детей, поддержание стремления к самостоятельности, не погасив его критикой неумелых действий ребёнка, не подорвав его веру в собственные силы, не высказывая, нетерпение по поводу его медленных, неумелых действий, построение работы таким образом, чтобы игры была содержанием детской жизни.

Данная цель реализуется через качественное выполнение задач, с учётом приоритетных направлений данной группы:

-способствовать благоприятной адаптации в детском саду, установлению положительных отношений с воспитателем и детьми в группе;

-обеспечивать физическое развитие детей, своевременное овладение ОВД и элементарными культурно – гигиеническими навыками;

-способствовать развитию познавательной активности – представления о людях, предметах, явления и пр. ;

-способствовать развитию самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков самообслуживания, игровой деятельности и общения;

-воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему;

-развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласовано;

-формировать представления о здоровом образе жизни через привитие культурно - гигиенических навыков, обучение уходу за своим телом, формирование элементарных представлений о строении собственного тела, назначении органов, выработку осознанного отношения к своему здоровью.

В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные возможности и особенности развития детей с ОВЗ.

Содержательный раздел.

Приоритетные направления работы педагога – воспитателя с детьми:

Коррекция нарушений психомоторного и речевого развития

Социальная адаптация детей в коллективе дошкольного учреждения комбинированного вида.

Развитие коммуникативных навыков детей

Формы работы:

[b]с детьми

-подгрупповая, индивидуальнас педагогамия коррекционно -развивающая работа;

- подгрупповые игры (отобразительная, сюжетно-ролевая, театрализованная игра).

с педагогами

- консультации для воспитателей группы «Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья»,

- составление индивидуального маршрута развития, комплексно-тематического и календарного планирования.

-круглые стола, семинары, открытые мероприятия

с родителями[/b]

- консультации для родителей группы «Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья»,

- родительские собрания (2- 3 раза за учебный год)

- анкетирование (сентябрь, для вновь поступивших детей, май - для выпускников)

-индивидуальные консультации, беседы

- наглядная информация (папки «Для Вас родители»)

-календарные праздники

Этапы коррекционной работы с детьми:

• Диагностическое обследование, наблюдение - сентябрь/май

• Подгрупповая, индивидуальная коррекционно-развивающая работа – октябрь-май.

• Индивидуальная коррекционная работа с детьми – летний период.

• Планирование коррекционно-развивающей работы с детьми всех уровней развития осуществляется по индивидуальному маршруту развития, при составлении которого учитываются психические, речевые и физические возможности ребенка, по всем образовательным областям.

Принципы реализации рабочей программы:

Принципы полностью совпадают с принципами ООП ДО и принципами АООП ДО.

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей группы.

Характеристика детей с задержкой психического развития.

1. Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатки моторики, особенно мелкой.

2. Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой истощаемостью и утомляемостью, вследствие чего быстро утомляются, что в совокупности с другими особенностями и является препятствием к усвоению знаний, умений и навыков.

3. Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны. Инфантилизм — первичное нарушение темпа созревания поздно формирующихся лобных систем мозга в результате нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития эмоционально волевой сферы, что выражается в эмоциональной незрелости, несформированности произвольной регуляции поведения, снижении познавательной активности, мотивации поведения (в частности, учебной, низкому уровню самоконтроля.

4. Уровень развитие интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

Однако наглядно-действенное мышление развито лучше, чем на-гляднообразное и словесно-логическое.

5. Уровень развития речи выражено снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения, например, аграмматизм.

6. Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределяемость. Как следствие, дети легко отвлекаются на уроках и быстро утомляются.

7. Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность объема. Например, дети с ЗПР с трудом выделяют объект из фона. На уровень восприятия также влияют условия восприятия, например, нестандартное или непривычное для них положение объекта восприятия.

8. Память отличается малым объемом, непрочностью и

низкой продуктивностью произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (запоминаниеоднозначных чисел, знакомых слов, элементарного текста)

близко к норме, но при отсроченном воспроизведении то,что было выучено, забывается полностью или отличаетсянеточностью и трудностью воспроизведения. Основным

приемом заучивания является механическое многократноеповторение (зубрежка). Запоминание сложного материала,требующего понимания и логических приемов переработки информации, значительно снижено. Непроизвольное запоминание также ниже границы нормы.

Дети с нарушением интеллекта называются умственно отсталыми.

Умственно отсталые - это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.) [33].

К особенностям высшей нервной деятельности умственно отсталых детей относится то, что у данных детей новые условные связи, особенно сложные, формируются значительно медленнее, чем у нормальных детей. Сформировавшись, они оказываются непрочными, хрупкими. Эта слабость замыкательной функции коры головного мозга, проявляющаяся в затрудненном формировании новых, особенно сложных условных связей, является важнейшей особенностью нервной высшей деятельности умственно отсталых детей. Именно этим объясняется крайне замедленный темп их обучения [38].

При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т. е. его плохая восприимчивость к новому [44].

Восприятие, мышление и речь у детей этой категории оказываются при спонтанном развитии на очень низком уровне.

Умственно отсталым детям свойственны: слабость процессов возбуждения и торможения, их инертность, склонность к частому охранительному торможению и недоразвитие второй сигнальной системы.

Таким образом, можно говорить о том, что в дошкольном возрасте умственно отсталый ребенок без специальной коррекционной работы минует два важных этапа в психическом развитии: развитие предметных действий и развитие общения с другими людьми. Этот ребенок мало контактен как со взрослыми, так и со своими сверстниками, он не вступает в ролевую игру и в какую-либо совместную деятельность с другими людьми. Все это отражается на накоплении социального опыта детей и на развитии высших психических функций - мышления, произвольной памяти, речи, воображения, самосознания, воли [45].

Под умственной отсталостью отечественные специалисты понимают стойкое нарушение психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и в первую очередь стойкая выраженная неразвитость абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с инертностью психических процессов.

У многих умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов.

Умственно отсталым детям свойственны: слабость процессов возбуждения и торможения, их инертность, склонность к частому охранительному торможению и недоразвитие второй сигнальной системы. Характерно также наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности.

Аутизм – «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакции на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой» (К. С. Лебединская).

Аутизм как симптом встречается при многих психических заболеваниях, расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень рано (в первые годы и даже месяцы жизни ребенка, занимает ведущее место в клинической картине и оказывает тяжелое негативное влияние на всё психическое развитие ребенка. В таких случаях говорят про РДА (синдром раннего детского аутизма). При РДА искаженное психическое развитие ребенка, например:

- хорошо развита мелкая моторика, а общие движения угловаты, неловки;

- не по возрасту богатый словарный запас, а коммуникативные навыки совсем не развиты;

Для детей с синдромом РДА характерно стереотипное поведение. Л. Каннер называл такое поведение тождественным (синдром Каннера). Детям очень важно, чтобы было все, как обычно, без изменений. Постоянный режим, постоянное время и температура купания. Определенное меню (узкий круг еды). Проблемы с одеждой: невозможно снять какую – либо вещь.

Для детей характерны ритуалы. По дороге в школу заходят в один и тот же магазин, кружит по залу с батоном в руке или с другим предметом, но не игрушкой.

Для детей характерно большое количество движений: раскачивания, бег по кругу, прыжки на двух ногах, совершение движений руками, подергивание отдельными частями тела, облизывание губ, скрежет зубами, причмокивание, закусывание губ.

Симптомами синдрома Каннера считаются такие состояния:

• Ребёнок не способен находиться в зрительном контакте с людьми, будь то родители или незнакомцы;

• Его действия имеют определённую последовательность с постоянным повторением монотонных движений;

• Отсутствует понимание об угрозе и опасности, а также способность к оцениванию обстановки;

• Эхолалия – лепет, повторяющийся многократно; вместо обычной речи – подражание её звучанию;

• Агрессивное поведение в отношении близких или незнакомых людей, если они пытаются с ним контактировать;

• Переиначивание игр под своё видение, игнорирование принятых правил и придумывание собственных, из-за чего ребёнок не способен играть со сверстниками;

• Больной общается с предметами и при этом не желает общаться с людьми;

• Мутизм, который считается одним из главных симптомов – ребёнок упрямо молчит и не откликается, когда к нему обращаются или пытаются поговорить.

Возрастные особенности детей 5-7 лет у детей.

У детей с задержкой психического развития, как правило, нет грубых нарушений осанки, ходьбы, бега, прыжков. Основные недостатки общей моторики: низкое качество выполнения основных движений (ходьбы, бега, прыжков, ползания, лазания, метания, недостаток гибкости и плавности движений (скованность движений, их неритмичность, замедленность темпа движений, моторная неловкость, недостаточность мышечной силы, плохая скоординированность движений. Потребность в двигательной активности проявляют все, а стремление к ее удовлетворению большинство. У большинства детей, посещающих дошкольное отделение, после 5 лет преобладают ситуативно-деловая и ситуативно-познавательная формы общения. К 7-8 годам у многих детей с задержкой психического развития и у отдельных с легкой умственной отсталостью, при условии оказания своевременной коррекционной поддержки, появляется внеситуативно-познавательная форма общения. С 6 лет у всех дошкольников существенно возрастает адекватность эмоциональных реакций и по силе, и по способам выражения. Появляется элементарная способность управлять собственным эмоциональным состоянием. При сохранении индивидуальных различий снижается частота полярных эмоциональных проявлений у детей.

Для детей с нарушением интеллекта дошкольный возраст оказывается лишь началом развития перцептивного действия. На основе появившегося интереса к предметам, к игрушкам начинается ознакомление с их свойствами и отношениями. Пятый год жизни становится переломным в развитии восприятия. Перцептивная ориентировка возникает у них на основе усвоения отдельных эталонов, которому способствует усвоение слов, обозначающих свойства и отношения. В ряде случаев выбор по слову оказывается у детей с нарушениями интеллекта лучше, чем выбор по образцу, так как слово для них выделяет подлежащее восприятию свойство. Развитие восприятия детей с нарушением интеллекта имеет значительные отличия от развития детей с нормальным интеллектом. Овладев выбором по образцу на основе зрительной ориентировки, дети, однако, не могут осуществить выбор из большого количества элементов, затрудняются при различении близких свойств, не могут учитывать эти свойства в действиях с дидактическими игрушками. Не достигаются без специального обучения умение обобщать по выделенным признакам, умение выстроить по определенному признаку ряд предметов, найти место предмета в этом ряду. Весьма страдает формирование целостного образа: у половины детей образ не может стать основой действия, и не воспроизводится ими ни в какой форме (ни в форме предметного изображения, ни при складывании разрезной картинки, у другой половины - имеются искаженные, неполноценные образы-представления. В том случае, когда дети с 22 нарушением интеллекта осуществляют выбор по образцу, т. е. пользуются зрительной ориентировкой, они не используют поисковые способы (примеривание, пробы). Если у них в действиях встречаются затруднения, ошибки, они не могут их исправить, так как не используют пробы, практическую ориентировку. Подлинные пробы отсутствуют в действиях ребенка, также как и «примеривание», имеется лишь внешне сходные с ними формальные действия. Это объясняется отсутствием ориентировочно-исследовательской деятельности у умственно отсталых детей. У детей указанной категории развитие восприятия происходит неравномерно, усвоенные эталоны зачастую оказываются нестойкими, расплывчатыми, отсутствует перенос усвоенного способа действия с одной ситуации на другую. Весьма сложными являются взаимоотношения между восприятием свойства, знанием его названия, возможностью действовать с учетом данного свойства и возможностью производить на его основе простейшие обобщения. Таким образом, для детей с нарушением интеллекта характерны большое отставание в сроках развития восприятия, замедленный темп развития. У них поздно и часто неполноценно происходит соединение восприятия со словом, а это, в свою очередь, задерживает формирование представлений об окружающем предметном мире. Дети с нарушением интеллекта существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Они имеют нормальное зрение, но не умеют видеть, имеют нормальный слух, но не умеют слышать. Именно поэтому они плохо представляют себе окружающие предметы, не всегда могут выделить нужный предмет среди других, не различают свойства предметов (цвет, форму, величину, недостаточно ориентируются в пространстве. К концу дошкольного возраста дети с нарушением интеллекта, не прошедшие коррекционного обучения с точки зрения развития восприятия, представляют собой весьма неоднородный контингент.

Дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта, в отличие от нормально развивающихся сверстников, не умеют ориентироваться в пространстве, не используют прошлый опыт, не могут оценить свойства объекта и отношения между объектами, испытывают ряд трудностей моторного характера. В связи с тем, что оценка свойств орудия у детей с интеллектуальной недостаточностью очень затруднена (эта палка короткая, не достану, надо длинную, они анализируют ошибочные варианты и повторяют одни и те же непродуктивные действия. Фактически, у них отсутствуют подлинные пробы.

В течение второго года жизни большинство детей с расстройством аутистического спектра начинают использовать слова, которые понимают люди, не входящие в состав семьи. Только в случае, когда у ребенка с аутизмом речь развивается не по обычному пути, родители осознают серьезное нарушение. Многие дети с аутизмом осваивают от 5 до 10 (иногда более) одиночных слов (включая слова, обозначающие понятия «сильных стимулов», такие как «больница», «пожарная бригада», «собака» и т. д., произносят их в течение короткого времени, а затем прекращают их использование. Это часто является знаком того, что в основном нарушена не речь, а способность ребенка улавливать значение используемого в общении языка: ребенок способен говорить и овладевать некоторыми навыками языка, но повторение слов вне контекста не ведет к действительному прогрессу, и ребенок перестает употреблять эти слова, так как не может понять причину их использования.

Многие дети с аутизмом после этой стадии остаются неговорящими. Небольшое число детей никогда не овладевает разговорным языком. Около половины людей, которым когда-либо был поставлен диагноз аутизма (за исключением синдрома Аспергера, никогда не овладевают ни одним из разговорных языков и в практической деятельности остаются неговорящими.

Другая половина детей после появления у них признаков отставания в развитии речи в течение первых от 2,5 до 4, 5, 6 лет жизни начинает механически повторять то, что слышит от других людей. Здоровые дети при развитии разговорной речи также проходят через стадии эхолалической речи. Однако они применяют «чистую» эхолалию в целях коммуникации. Здоровые дети отличаются от больных аутизмом тем, что у последних эхолалия остается в течение месяцев и даже лет. Также часто встречается и палилалия. Это слово используется для описания феномена постоянного повторения слов и предложений (которые часто даже не имеют значения и произносятся шепотом).

Дети с аутизмом часто изменяют личные местоимения, используя «вы» вместо «я», «она» вместо «он», «мы» вместо «ты» и т. д. Это обычно является следствием эхолалии. Мама спрашивает: «Ты голоден?», и ребенок отвечает: «Ты голоден?»; мама затем просит: «Не задавай вопрос, а скажи, что ты голоден». Ребенок осознает, что это предложение временно связывается с чувством голода, и когда он снова захочет кушать, то будет использовать фразу «Ты голоден».

Основным нарушением общения при аутизме (как и в любом виде социальных нарушений) является недостаток взаимности и неспособность в действительности понять значение использования языка в качестве передачи коммуникативной информации («сообщений») от одного человека к другому. В случае, если вы не знаете, что разговорная речь служит для обмена информацией о мнениях, мыслях и чувствах, лучшее, чего вы можете достигнуть, это повторение высказываний, вопросов (только тех, на которые вы знаете, как отвечать) и целых бесед. Действительное понимание разговорного языка становится в значительной степени нарушенным, даже в случае, когда понимание отдельных слов не страдает.

Многие люди с аутизмом отлично понимают отдельные слова (особенно существительные и глаголы, описывающие предметы и действия, которые можно увидеть или услышать в окружающем мире) и в то же время не могут понять те же слова в контексте. Иногда родители говорят, что мы ошибаемся, утверждая, что у ребенка есть речевые нарушения: «Он понимает больше, чем вы в действительности думаете, он все понимает». Это и правда, и неправда: у ребенка может быть отличное механическое запоминание отдельных слов, но он не владеет способностью скомпоновать их вместе, а также понять их в целостном предложении. Таким образом, ребенок может понимать слово «выходить», и родители верят в то, что он понимает предложение «Давай выйдем погулять!» Каждый раз, когда они используют это предложение, ребенок бежит к двери, четко показывая, что он хочет выйти на улицу. Однако ребенок таким же образом бежит к двери каждый раз, когда слышит такую фразу: «Мы не выйдем сегодня на улицу».

Основная задача коррекционно - развивающей работы - создание условий всестороннего развития детей с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Публикации по теме:

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей группы Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной образовательной.

Рабочая программа учителя-логопеда (вторая младшей группы ОНР) Рабочая программа учителя-логопеда МДОУ №13 «Буратино» (в рамках реализации АОП для детей с ОНР с 3 до 7 лет) на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа второй младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Эссе «Особый ребенок, особый учитель» Эссе «Особый ребенок, особый учитель» Каждый ребенок уникален, индивидуален и особенный. Во время игры они постоянно изучают и исследуют.

Публикация Рабочая программа группы компенсируюшей направленности «Особый ребёнок» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Юнеман на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Рабочая программа группы компенсируюшей направленности «Особый ребёнок»
Опубликовано: 21 марта 2020 в 05:35
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД