Лучший педагог года

Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС в дошкольной образовательной организации

Бабушкина Анастасия
Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС в дошкольной образовательной организации

Вопросы работы с детьми с ОВЗ остаются актуальными в работе педагога-психолога детского сада, и с каждым годом все больше и больше детей попадает под данную категорию. В нашем детском саду помимо детей с ЗПР, ТНР, также есть 2 ребенка с расстройствами аутистического спектра, и еще один кандидат на получение такого диагноза.

Дети с РАС, на мой взгляд, это более сложная категория детей с ОВЗ, нежели ЗПР и ТНР. Т. к. под эту категорию воспитанников нет комплексных, рекомендованных, хорошо продуманных адаптированных программ, каждый случай индивидуален и уникален. И спектр проблем достаточно широк.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Но, такие дети есть в детском саду и с ними нужно работать: и воспитателям, и психологу, и логопеду, и музыкальному руководителю, а ПМПк рекомендует таким детям АОП ЗПР. И самый главный вопрос, а как ее реализовывать, если ребенок даже не реагирует на свое имя и не вступает в контакт, а еще постоянно случаются приступы негативных реакций.

Ситуация в детском саду:

На данный момент один ребенок (девочка) посещает старшую группу ДС, ей 5 лет, 9 мес. Второй ребенок – мальчик. Посещает вторую младшую группу, ему 4 года, 3 мес. Оба ребенка поступили к нам в раннем возрасте до 3 лет. Потенциальный кандидат (девочка) сейчас в группе раннего возраста.

Уже с первых дней посещения детского сада были видны специфические особенности в развитии детей : не смотрит в глаза, не реагирует на имя, отказывается от еды, навящевые стереотипный действия (сосет палец и качается, бесцельно гоняет машинку туда сюда, не реагирует на инструкции взрослого. + у девочки: неожиданный резкий сильный крик (хоть уши закрывай, у мальчика – падание на пол и стуканье головой о пол, о стены с разбега, кусание детей и взрослых.

Появление такого ребенка в группе – это, конечно, стресс для всех: для педагога, для нянечки, для детей. Страх педагога за других детей, чувство беспомощности и собственной профессиональной несостоятельности.

Каким образом мы выстроили работу.

1. В первую очередь, это наблюдение за таким ребенком со стороны психолога и консультация с родителем.

Очень важно донести до родителя, что что-то идет не так и необходимо комплексное обследование ребенка специалистами.

2. Понять, почему возникают негативные реакции (нарушения сенсорной интеграции, что их провоцирует (без помощи родителей и специалистов специализированных центров это порой сделать очень трудно и невозможно) и минимизировать их, удовлетворить специфические потребности ребенка.

Т. е. РАС – это ментальное расстройство личности, и это медицинский (пихиатрический) диагноз. Следовательно, есть специфические особенности, специальные коррекционные мероприятия, которые могут казать странными, нелепыми. Но, они необходимы.

Если не найти способ минимизации негативного поведения, то вся педагогическая деятельность будет неэффективна и деструктивна. Т. к. обычные методы не работают.

Сопровождение ребенка с РАС в детском саду (из опыта работы) :

С первого дня посещения Максимом детского сада, (весна 2021 года) воспитатели обратили внимания на особенности его поведения (отсутствие реакции на имя, хаотичное поведение, мальчик кусал детей, отказывался есть, падал на пол, интересовался только машинками) и рекомендовали обратиться к психологу детского сада. Из рассказа мамы стало понятно, что определенные поведенческие реакции ребенка – это не следствие адаптации, а какие-то сложности в процессе развития. Мною было рекомендовано обратится в отделение раннего вмешательства за квалифицированной помощью. Что мама и сделала. После обращения в центр Максим оставшуюся весну и лето не посещал детский сад.

Осенью, перед поступлением, мама подошла и рассказала о результатах своего обращения в отделение раннего вмешательства, а именно о том, что у Максима наблюдаются расстройства аутистического спектра и вытекающие из этого особенности в поведении и развитии: отсутствие коммуникации, сложности в понимании обращенной речи, проблемы с едой, засыпанием и др. Поделилась, какую помощь им там оказывают.

Однако в обычном деском саду нет квалифицированных специалистов, которые могли бы в должной степени осуществлять сопровождение ребенка с такими проблемами. Воспитателям группы было особенно трудно, когда такой мальчик появился в их коллективе. Он не реагировал на инструкции, поведение было хаотично, ничего не ел, падал на пол, убегал на улице, кусал детей и взрослых.

Очень своевременным для нас стало предложение от сотрудников отделения раннего вмешательства выехать к нам в детский сад и предоставить рекомендации по сопровождению мальчика.

На встрече нам было подробно рассказано об особенностях детей с РАС, и в частности конкретно по Максиму, продемонстрированы видеоролики работы с детьми. Также специалисты дали нам четкие и понятные разъяснения по поводу того, какие условия необходимы при взаимодействии с ребенком с РАС.

На встрече мы обсудили необходимость внедрения визуального расписания, закрепление навыка «Дай», стимулируемого короткой фразой «Попроси», поговорили о сопровождении ребенка специалистом в группе в качестве его «тени» с целью организации его поведения. Также с согласия администрации приняли решение о необходимости индивидуального подхода в приготовлении обеда для Максима – было решено, что в обед ему будет готовиться суп-пюре.

Подробный анализ ситуации позволил воспитателям и специалистам детского сада понять в чем особенности детей с РАС, какая помощь и поддержка нужна Максиму от взрослых, какие условия мы должны создать в детском саду.

Также важным моментом было желание воспитателей осуществлять индивидуальный подход к ребенку, с терпением относиться к особенностям его поведения. Они без сопротивления приняли все рекомендации специалистов отделения раннего вмешательства. Думаю, это было решающим фактором в последующей адаптации Максима к детскому саду.

В результате последующих совместных усилий воспитателей, психолога, логопеда мальчик начал спокойнее чувствовать себя в группе, начал ориентироваться на некоторые режимные моменты, гулять на отведенной территории, кушать обед (воспитатели его кормили, спать в детском саду. Он стал реже кусать детей в группе, падать на пол, когда ему что-то не разрешали. Наблюдалась существенная динамика в его поведении.

Мама мальчика была очень воодушевлена постепенной адаптацией Максима, с готовностью сотрудничала с воспитателями и психологом, прислушивалась к рекомендациям.

В настоящее время Максим посещает вторую младшую группу детского сада. С момента прихода его в октябре и в течении трех недель пребывания (пока не ушел на больничный) была видна ярко выраженная Динамика в его развитии:

- он понимал и реагировал на обращенную к нему речь;

- начал садиться на стульчик, когда воспитатель об этом просил;

- повторял действия за воспитателем во время продуктивных видов деятельности (рисование, лепка)

- не сопротивлялся кормлению;

- перестал выходить из-за обеденногостола без разрешения;

- начал самостоятельно засыпать в тихий час;

- в играх появился сюжет»;

- меньше падал на пол с целью манипулирования;

- использовал указательный жест и мог произнести то, что хотел получить (Например, «Машинку»).

Далее. после посещения ПМПК, мальчику был назначен Тьютор, и это стало существенной поддержкой для воспитателя. Тьютор сопровождал ребенка непосредственно в группе, на музыкальных и физкультурных занятиях, на прогулке.

Признаки РАС у мальчика постепенно угасают.

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание»Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание» Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание» (17.02.2021). Цель мастер-класса: познакомить.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Конспект педагогического совета «Высоко в дошкольной образовательной организации» Конспект педагогического совета по ВСОКО в ДОО Проведите педагогический совет «ВСОКО в дошкольной образовательной организации». по готовому.

Психолого-педагогическое занятие на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) «Рисование на пене для бритья»Психолого-педагогическое занятие на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) «Рисование на пене для бритья» Конспект психолого-педагогического занятия на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) с помощью нетрадиционной техники рисования.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организацииОснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организации Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта Для полноценного воспитания детей сенсорное развитие играет одну из самых важных.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

План работы МО педагогов ДОО «Коллаборация педагогов дошкольной организации и родителей в области воспитания дошкольников»План работы МО педагогов ДОО «Коллаборация педагогов дошкольной организации и родителей в области воспитания дошкольников» Методическое объединение педагогов МБДОУ «ДСОВ «Лесная сказка» Октябрьского района Тема: «Коллаборация педагогов дошкольной организации.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Библиотека изображений:

Публикация Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС в дошкольной образовательной организации (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Бабушкина Анастасия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС в дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 22 мая 2023 в 13:47
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД