МААМ-картинки

Психолого-педагогическая программа с детьми ОВЗ

Светлана Бушева
Психолого-педагогическая программа с детьми ОВЗ

Рабочая психолого-педагогическая программа

работы с детьми 9 класса с ОВЗ

Пояснительная записка.

Рабочая программа психокоррекционных занятий с психологом «Здоровье – наше богатство!» разработана для индивидуальной работы с обучающимися, получающих основное общее образование в общеобразовательных классах для детей с ОВЗ, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе программы О. В. Хухлаевой.

Публикация «Психолого-педагогическая программа с детьми ОВЗ» размещена в разделах

Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы основного общего образования. Программа обеспечивает реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями с учетом особенностей психофизического развития.

Предлагаемая программа направлена на формирование и сохранение психологического здоровья обучающимися, так как способствует развитию интереса школьника к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности подростка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Программа направлена на формирование у обучающихся следующих умений и способностей:

1. умение адекватно вести себя в различных ситуациях;

2. умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;

3. умение справляться с негативными эмоциями;

4. умение отстаивать свою позицию в коллективе, выстраивать бесконфликтные отношения с окружающими;

5. стремление к изучению своих возможностей и способностей.

Программа учитывает индивидуальные особенности развития обучающихся.

Существенными особенностями детей с ОВЗ являются неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития. Для них характерны замедленная скорость приема и переработки сенсорной информации, недостаточная сформированность умственных операций и действий, низкая познавательная активность и слабость познавательных интересов, ограниченность, отрывочность знаний и представлений об окружающем. Дети отстают в речевом развитии (недостатки произношения, ограниченность словаря).

Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы не сформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации.

Характерны недостатки моторики, в особенности мелкой, затруднения в координации движений.

Дети испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром, приводящие к обеднению социального опыта, искажению способов общения с другими людьми. Все это усложняет социализацию, а, следовательно, и социальную адаптацию детей: замедляются процессы усвоения и воспроизводства социального опыта, установления межличностных отношений, благодаря которым человек учится жить совместно с другими.

Для них характерна неадекватная самооценка, переоценка или недооценка собственных возможностей, способностей, достижений. Это связано с замедленным формированием основных структурных компонентов личности – самосознания, эмоционально-волевой сферы, мотивации, уровня притязаний; ограничением контактов с людьми; реакцией личности на психотравмирующую ситуацию, обусловленную постепенным осознанием своей несостоятельности.

Дети с нарушениями интеллекта испытывают большие трудности при необходимости устанавливать и сохранять в памяти опосредствованные связи, при осуществлении ассоциативного припоминания. Соотношение объемов непосредственного и опосредствованного запоминания у них весьма изменчиво. В младших классах они не умеют пользоваться приемами осмысленного запоминания, и логически связанный материал сохраняется у них в памяти хуже, чем отдельные слова или числа. В старших классах они могут овладеть некоторыми приемами опосредствованного запоминания. На произвольной регуляции психических функций сказывается и недостаточное участие речи.

У детей с ОВЗ отмечается зависимость восприятия от уровня внимания: снижение внимания замедляет скорость восприятия. Внимание школьников с задержкой психического развития характеризуется повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте, недостаточной сформированностью произвольного внимания.

Имеет место быть преобладание более простых мыслительных операций, снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к понятийным формам мышления. Неумение ориентироваться в задании, анализировать его, обдумывать и планировать предстоящую деятельность становится причиной многочисленных ошибок.

Для детей с ОВЗ характерны черты психического и психофизического инфантилизма, который проявляется в слабой способности ребенка подчинять свое поведение требованиям ситуации; неумении сдерживать свои желания и эмоции; детской непосредственности; преобладании игровых интересов в школьном возрасте; в беспечности; повышенном фоне настроения; недоразвитии чувства долга; неспособности к волевому напряжению и преодолению трудностей; в повышенной подражаемости и внушаемости; в дефиците познавательной активности при обучении; в отсутствии школьных интересов, несформированности «роли ученика»; быстрой пресыщаемости в любой деятельности.

Цель программы : создание условий для успешной социально-психологической адаптации обучающимися и их всестороннего личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Задачи:

1. мотивирование подростков к самопознанию и познанию других людей;

2. формирование интереса к внутреннему миру другого человека;

3. обучение дифференциации эмоциональных состояний, пониманию чувств другого человека;

4. формирование адекватной установки в отношении школьных трудностей (установки преодоления);

5. развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений с окружающими;

6. повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

7. коррекция нежелательных черт характера подростков и поведения.

Содержанием программы стало :

1. коррекция и развитие коммуникативных навыков;

2. формирование умений самоконтроля в поведенческой и эмоциональной сфере;

3. развитие рефлексии, умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать затруднения, ошибки;

4. развитие познавательных процессов.

Программа рассчитана для учащихся 9 классов с ОВЗ.

Структура занятий

По своей структуре каждое занятие построено с учетом особенностей работы со школьниками, специфики программы.

Занятия поделены на пять этапов:

1. Приветствие

Цель: обозначить начало занятия, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, подчеркнуть безопасность, обеспечить комфортное вхождение в группу для каждого участника.

2. Введение в тему

Цель: настройка на совместную работу, эмоциональное включение детей в тему занятия, содействие развитию воображения.

3. Основная часть

Цель: научить детей понимать свое собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и чувства других людей.

4. Завершение занятия

Цель: снятие эмоционального напряжения, закрепление положительных эмоций; подведение итогов.

5. Прощание

Цель: обозначить конец занятия, эмоциональная поддержка детей, умение расставаться.

Методы и средства результативности программы

Наблюдение и обратная связь от родителей и педагогов об эмоционально-поведенческих изменениях ребенка.

Методы работы:

• Ролевая игра.

Функции:

• 1. Выход запрещенных или социально не одобряемых побуждений

• 2. Обращение обычных ролей. Через драматическую игру ребенок пытается расширить свое Я, сломать ригидные и телесные пределы, которые обстоятельства ставят ему.

• 3. Разрешение в игре своих проблем.

• Выражение подавленных потребностей.

• Рисуночные методы. Арт-терапия.

Использование визуального канала коммуникации имеет целый ряд достоинств: рисунок помогает оживить сферу физических ощущений, заблокированных в результате травмы и способствовать выражению подавленных чувств. Изобразительная деятельность позволяет обходить «цензуру сознания», то есть представляет уникальную возможность для выражения и актуализации спящих идей и состояний, тех социальных идей и состояний, которые слабо проявлены в повседневной жизни. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для детей младшего школьного возраста, так как дети данного возраста еще затрудняются в словесном описании своих переживаний. Символическая речь позволяет по-новому позволяет взглянуть на ситуацию и благодаря этому найти путь к их решению.

• Элементы сказкотерапии. Сказки являются непосредственным отображением психических процессов бессознательного и по своей ценности превосходят любую другую форму донесения информации. В сказках типы разных людей предстают в наиболее простой, чистой и краткой форме, благодаря этому образы героев позволяют осмысливать собственные переживания и процессы, происходящие в обществе.

• Когнитивные методы. Помогают освободить мышление от иррационных убеждений, которые вызывает эмоциональную боль. В основе когнитивного метода лежит информационный метод. Для решения жизненных ситуаций, этот метод позволяет действовать не импульсивно, не принимать скоропалительных выводов, а привлекать собственные умственные возможности.

• Интерактивные методы и разминки. Игры имеют целью налаживание коммуникаций, адекватное ситуации выражение агрессии и позитивных эмоций. Доверие, формирование позитивной самооценки, межличностное взаимодействие, спонтанное мышление…Подобные игры необходимы для улучшения взаимодействия между всеми членами группы, поднятия уровня активности группы.

Основные компоненты работы

Психологический - коррекция психологических потребностей личности, способствующих формированию отклоняющегося и аддиктивного поведения, создание благоприятного психологического климата в коллективе. Работа с чувствами вины, страха, формированием ответственности, принятием конструктивных решений.

• Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.

• Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте.

• Социальная – помощь в социальной адаптации ребенка.

• Ценностные ориентиры содержания программы.

• Содержание программы направлено на воспитание компетентных и успешных граждан России:

• активно и заинтересованно познающих мир, осознающих ценность труда, науки и творчества;

• умеющих учиться, осознающих важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способных применять полученные знания на практике;

• уважающих других людей, умеющих вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

• ориентирующихся в мире профессий, понимающих значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Содержание программы.

Раздел 1. Этап психодиагностики. (3 часа)

Раздел 2. Психология личности. (7 часов)

Раздел 3. Познавательные процессы. (9 часов)

Раздел 4. Эмоции и чувства. (6 часов)

Раздел 5. Психология общения. (3 часа)

Раздел 6. Жизненное самоопределение личности. (3 часа)

Раздел 7. Этап психодиагностики. Подведение итогов по курсу. (3 часа)

Тематическое планирование программы.

I Этап психодиагностики.

1. Вводное занятие. Что такое психология и чем занимаются психологи? 1 час

2. Диагностика уровня интеллектуального развития1час

3. Диагностика эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик, характера взаимодействия с социумом.

Психология личности.

1. Кто я?

2. Осознаю и принимаю себя.

3. Характер,темперамент,личность.

4. ЧегоЯ хочу?

5. Личность и культура.

6. Личностный рост.

7. Я в мире И мир во мне.

Познавательные процессы.

1. Ощущения и органы чувств.

2. Как я воспринимаю мир.

3. Будь внимателен.

4. Учусь быть внимательным.

5. Загадки памяти.

6. Мнемотехнические приемы.

7. как мы учимся?

8. Обучение и развитие.

9. Сила разума.

Эмоции и чувства.

1. Эмоции и их роль в жизни человека.

2. Радуга эмоций.

3. Любовь и дружба.

4. Стресс.

5. Управление эмоциями. Саморегуляция.

Психология общения.

1. Общение в моей жизни.

2. Технология эффективной коммуникации.

3. Поведение в конфликтной ситуации.

Жизненное самоопределение личности.

1. Мои способности.

2. Что такое «личностная зрелость»?

3. Что такое профессиональное самоопределение?

II Этап психодиагностики

1. Диагностика уровня интеллектуального развития.

2. Диагностика эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик, характера взаимодействия с социумом.

3. Подведение итогов работы по курсу.

/

Список литературы.

1. Интернет-ресурс. Программа «Психология». ;

2. Игротека психолога-практика. Сайт «Школьный психолог».

3. А-Я психология. Психологические тесты, тренинги, упражнения.

4. «Твое здоровье. (регуляция психики)», Г. К. Зайцев, С-П «Детство-пресс»,2007г.

5. «Приключения во внутреннем мире» Психология для старшеклассни ков. И. В. Вачков

6. «Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников», М. Р. Б итянова

7. «Психология старшеклассника» Пособие для учителей, И. С. Кон

8.«Осложненное поведение подростков: причина. Психолого-педагогическое сопровождение, коррекция»., Т. А. Шешковец.

9. «Подросток: путь к саморазвитию». Итапов А. В.

10. Хухлаева О. В. 9классы.

Публикации по теме:

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Летняя образовательная программа с детьми «Дом, в котором мы живем» 1АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ 1.«Что ты нам подаришь, лето? Много солнечного света…» Но это лето будет необычным для всех жителей нашей планеты.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Программа саморазвития «Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста» Принципы моей работы: - Любить ребенка таким, какой он есть! - Принцип индивидуализации. Использовать личностно – ориентированный подход.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Библиотека изображений:

Публикация Психолого-педагогическая программа с детьми ОВЗ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Бушева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Психолого-педагогическая программа с детьми ОВЗ
Опубликовано: 15 августа 2023 в 15:21
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД