Лучший педагог года

Психолого-педагогическая поддержка молодого воспитателя

Дигурова Яна
Психолого-педагогическая поддержка молодого воспитателя

Период вхождения начинающего воспитателя в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли воспитатель как профессионал, останется ли в сфере дошкольного образования. Этап первого набора детей, в системе работы начинающего педагога является наиболее значимым. Именно в этот период перед молодым специалистом поставлена одна из важнейших задач дошкольного образования: первый этап социализации ребенка.

Публикация «Психолого-педагогическая поддержка молодого воспитателя» размещена в разделах

Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. Адаптация является сложным процессом приспособления организма к новым социальным условиям, которые сопровождаются эмоциональной нестабильностью детей, изменениями в их поведении.

Воспитателю необходимо выполнять ряд профессиональных действий, таких как:

- воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности детей;

- воспитатель должен быть отзывчивым на просьбы их родителей, внимательным, спокойным, способным обеспечить в группе благоприятный эмоциональный климат.

Начнем с того, что, как ни странно,взрослые гораздо хуже адаптируются в новой для себя обстановке, чем дети. Поэтому одна из главных задач нередко стоит в оказании помощи именно взрослым (молодым специалистам). Не секрет, что взрослые сами могут создать обстановку тревожности, страха.

Неподготовленность к общению часто приводит к различным затруднениям в педагогической деятельности и провоцирует конфликтные ситуации. Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между педагогом и воспитанниками, коллегами, вызывают у педагога стрессовое состояние, состояние эмоционального выгорания.

Анализ педагогической деятельности показывает, что далеко не все педагоги соответствуют требуемому уровню развития коммуникативной компетенции.

Психологическое сопровождение включает: комплекс мер, способов, средств, побуждающих и корректирующих действий молодых воспитателей с целью создания наиболее благоприятных психологических условий для полноценного развития и становления успешной личности педагога влияющих на полноценное развитие личности детей.

Современная система дошкольного образования сталкивается с необходимостью постоянного повышения его качества, требует оптимальной организации образовательного процесса, высокой профессиональной компетентности педагогов, предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях, т. е. быстро профессионально адаптироваться. В этих условиях к молодым специалистам, пришедшим работать в учреждения дошкольного образования, предъявляются высокие требования.

Существует противоречие между социальными запросами общества, требующего подготовки педагога, способного ориентироваться и целесообразно действовать в нестандартной ситуации, и традиционной системой подготовки педагога к работе в современном дошкольном учреждении. Только у немногих молодых педагогов представления о педагогическом труде совпадают с практикой.

Адаптация молодого специалиста – это не только приспособление к новым условиям жизнедеятельности, но и активное усвоение норм профессионального общения, трудовой дисциплины, производственных навыков, традиций трудового коллектива, то есть процесс вхождения в новое для него социальную среду.

Психологическая адаптация – обязательный процесс для гармоничного существования в обществе и общения с его членами.

В настоящее время психологическую адаптацию рассматривает как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, подчеркивая при этом ее системную организацию. Это сложный, длительный процесс, связанный с внутренними изменениями человека.

Анализируя причины снижения адаптационного потенциала у молодых специалистов на этапе их вхождения в профессию, многие исследователи выделяют следующие факторы, препятствующие успешной психологической адаптации педагогов : недостаточная профессиональная подготовка, слабая мотивация к профессиональному росту, отсутствие поддержки молодых специалистов со стороны администрации, неразвитость профессионально важных качеств личности.

Мы считаем, что для решения этих проблем необходимо использовать и развивать такой инструмент, как управление психологической адаптацией молодых педагогов, особенно на ранних этапах их профессиональной деятельности, которое бы заключалось в организации эффективного и целесообразного психологического сопровождения молодых специалистов, направленного на полноценное развитие личности и ее самореализацию в социуме.

Для успешного приспособления молодых специалистов к новым условиям труда им необходима постоянная поддержка, методическая и психологическая помощь.

Основная задача такой поддержки – способствовать раскрытию личностного адаптационного потенциала молодого педагога на этапе его вхождения в профессию. Для решения этих проблем необходимо использовать и развивать такой инструмент, как управление психологической адаптацией молодых педагогов, особенно на ранних этапах их профессиональной деятельности, которое бы состояло в организации эффективного и целесообразного психологического сопровождения молодых специалистов, направленного на полноценное развитие личности и ее самореализации в социуме.

Одна из главных задач психологического сопровождения – не только оказывать своевременную помощь и поддержку молодому специалисту, но и научить его самостоятельно преодолевать трудности процесса адаптации, ответственно относиться к своему становления, помочь ему стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни.

Но наряду с профессиональной и психологической адаптацией молодого педагога встаёт вопрос «вливании» молодого специалиста в сложившийся, устоявшийся педагогический коллектив учреждения, особенно если в течение года в коллектив вступает не один молодой педагог, а 3 и более. В данном случае, я считаю, необходимы мероприятия направленные не только на адаптацию, но и на сплочение коллектива, так как дружный коллектив успешно преодолевать возникающие конфликты и трудности, а также находить решение новым проблемам.

Анализ реальной практики показывает, что сегодня – в век огромного потока информации и быстрых перемен –для того что бы достигнуть положительных результатов педагогической деятельности важны сплоченные действия педагогов, которые объединены общими целями и совместный труд.

Формирование сплочённого коллектива является одной из основных организационных проблем по развитию любых социальных сообществ.

С помощью сплочённости формируются благоприятные условия для коллективной деятельности, происходит мобилизация личностных резервов педагогов, а также рост потенциала их взаимодействия в достижении личных и общих целей организации. Сплочённость формирует предпосылки к формированию оптимистического эмоционального климата, способствует сохранению здоровья всех членов коллектива, даёт возможность для самореализации и всестороннего развития.

для кураторов в образовательных организациях / под ред. Н. Ю. Синягиной,

Т. Ю. Райфшнайдер. – Москва : Рыбаков Фонд, 2016.

Заключение

Профессионализм педагога в современной образовательной системе учреждения мы рассматриваем как результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, новаторскую позицию в организации образовательного процесса, развитии творческого потенциала, обеспечении устойчивой личностной самореализации и педагогического мастерства.

Одним из условий развития творческого потенциала педагога в муниципальной системе образования является психолого-педагогическая поддержка процесса профессиональной адаптации, определение развития индивидуальной траектории педагога для раскрытия творческого потенциала и дальнейшего профессионального роста.

Целенаправленная и систематическая работа по повышению профессионализма молодых педагогов способствует оптимизации образовательного процесса, их личностному развитию, создает условия для самообразования и активного участия в мероприятиях педагогического сообщества, стимулируя внутренние силы саморазвития и формируя субъективный опыт каждого.

Литература

1. Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов / Т. Ю. Андрущенко, Е. В. Аржаных, В. Л. Виноградов и др. // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 9, № 2. С. 1-16.

2. Гехтман А. Л. Возможности управления профессиональной адаптацией молодого педагога // Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практика : сб. науч. ст. VI Междунар. науч. -практ. конф. СПб., 2013. C. 301-306.

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] : распоряжение правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р. URL : ИИ; р://минобрнауки. рф ( дата обращения: 21.07.2018].

4. Лук А. Н. Психология творчества [Электронный ресурс]. М. : Наука, 1978. URL : www.koob.ru ( дата обращения: 20.02.16].

5. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании] [Электронный ресурс] : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544kURL : 1пар://минобрнауки. рф ( дата обращения: 11.07.18].

6. Психология профессионального развития: методология, теория, практика / под ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург, 2011. 159 с.

7. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 479 с.

8. Шелестенко А. В. Условия для адаптации молодых педагогов // Новое образование. 2004. № 8. С. 27-31.

Публикации по теме:

Фотоотчет о тематическом дне «Благодарность, поддержка и отпор COVID-19»Фотоотчет о тематическом дне «Благодарность, поддержка и отпор COVID-19» Медицинские работники Луганской Народной Республики и медики всего мира оказались на передовой борьбы с коронавирусной инфекцией - работают.

Педагогическая поддержка самостоятельной игровой деятельности детей младшего возрастаПедагогическая поддержка самостоятельной игровой деятельности детей младшего возраста Для дошкольников игра – ведущая деятельность, через которую решаются все образовательные задачи. Великие педагоги рассматривали игру как.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Семинар «Коучинг как инновационная форма сопровождения молодого воспитателя в ДОУ» «Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Эссе воспитателя «Моя педагогическая философия» У каждого человека есть свой жизненный Путь. Каждый человек выбирает своё предназначение, делает свой осознанный выбор, и с ним идёт по.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Психолого-педагогическая поддержка молодого воспитателя (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Дигурова Яна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Психолого-педагогическая поддержка молодого воспитателя
Опубликовано: 5 апреля 2023 в 09:07
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД